Бизнес-Опыт. Веб-сервис для мамы

Ежики плакались и кололись, однако продолжали, есть кактус. Кажется, этот афоризм можно поставить в качестве эпиграфа. Эпиграфа той части истории, когда нас еще не было. А теперь мы есть. И расскажем о том, как учимся продвигать интернет-сервис самой консервативной аудитории.
 
Илья Бублик, проектный менеджер сервиса для расчета зарплаты онлайн Эврика.

В середине 2010-го моя команда занялась разработкой онлайн-сервиса для расчета зарплаты на небольших предприятиях. Логика была такая. Если организация небольшая, и все операции по расчету зарплаты типовые: зарплата, аванс, отпуск, больничный, декретный отпуск…то ЗАЧЕМ покупать сложное и дорогое решение? Парадокс, но обычно делается именно так.

В чем, как правило, работают бухгалтеры? Абсолютно верно. В том, о чем вы подумали. Очевидно, что рынок зарплатных решений разнообразием не отличается. В пункте вакансий «требуемые навыки» обычно перечисляются одни и те же программы. Но специфика-то предприятий очень разная! Зачем платить за сложную программу с лицензией, услугами настройщика и прочим ALL INCLUSIVE, если пользоваться только самыми основными функциями? Это как покупать дорогой зеркальный фотоаппарат исключительно для отпуска по горящей путевке в Египет. Некоторые видят выход в пиратстве. Но пиратские копии нужно как-то искать, потом как-то их обновлять — в итоге тратишь вместо денег нервы, плюс еще и карма портится.

Мы сформулировали амбициозную задачу — сделать очень удобную и при этом красивую пошаговую программу для расчета зарплаты в небольших организациях (до 100 сотрудников). Самое важное — она должна быть сделана «для человека». Для драйва сочинили внутренний слоган: «Сделать iPhone для бухгалтера», притом недорогой.

Из наблюдений: у нас почему-то считается, что все красивое и хорошее — это только для продвинутых и обеспеченных. Почему?! Бухгалтерская программа тоже может быть крутой, и при этом за небольшие деньги. Формат интернет-сервиса позволяет сэкономить на услугах настройщиков, печати многотомных инструкций, нарезке дисков-болванок и большого списка других расходов.

После того, как придумали идеологию, собрали команду. И это был очень важный этап. В штате, а точнее — в одной большой комнате — появились не только разработчики, но и интерфейсологи (рисуют красивые экраны), тестировщики (проверяют, чтобы всё работало без сбоев) и даже инженерные психологи — эти милые девушки перед стартом опросили более 1000 бухгалтеров, чтобы узнать, что же такое зарплатная программа мечты для маленькой такой компании.

Стартовали через несколько месяцев, в день космонавтики, 12 апреля. Вышли в люди с простым предложением.  Мы сказали: бухгалтеры, а давайте вместе создадим идеальную программу? Заходите, смотрите, что сделали наши ребята, ругайте, хвалите — будем рады любой обратной связи, а за конструктивные отзывы — еще и 2 дополнительных месяца бесплатной работы подарим.

Первые полгода мы были абсолютно бесплатными. Это очень хороший ход, ведь никто не готов платить «за кота в мешке», даже если у кота будет демо-версия. Функциональность предлагали самую основную, без изысков. Пока люди присматривались, добавляли новые возможности. Прошло 7 месяцев после запуска. За это время «начинка» Эврики стала ощутимо богаче (есть почти все, что нужно для зарплаты и отчетности в небольших компаниях). В сервисе появились больничные, полностью соответствующие новому формату, расчет отпусков, возможность подготовки отчетности в Пенсионный фонд и Фонд социального страхования. Кстати, отчеты в Пенсионный фонд можно отправлять прямо из Эврики, такого в зарплатных программах еще не было. Причем главный принцип, которому мы верно следуем, — сервис не должен превратиться в «монстра» с кучей кнопок. Только самое нужное.

Всё это время мы знакомились с нашими пользователями, и еще лучше понимали, что нужно нашим клиентам для счастья. За полгода бесплатности и открытости нам удалось привлечь 15 тысяч интересующихся, половина из которых попробовали заводить сотрудников и считать зарплату. Это очень хороший результат, учитывая консервативный характер аудитории. Сегодня в Эврике ежедневно работают полторы тысячи бухгалтеров. И еще — мы остались навсегда бесплатными для тех, у кого от 1 до 3 сотрудников.

Три золотые практики, которые мы пропустили через себя:

Перед запуском сервиса надо четко нарисовать портрет аудитории и ту головную боль, от которой будем спасать.

Мы нацелились на бухгалтеров, ведущих одну или несколько небольших компаний.

По самым скромным оценкам в России минимум 300 тыс. потенциальных клиентов Эврики. Это при том, что по разным оценкам от 20 до 40 процентов рынка на текущий момент занято нелицензионным софтом (платить за легальные версии по карману не многим).

Абсолютное большинство опрошенных бухгалтеров больше всего напрягает необходимость несколько раз в год обновлять зарплатную программу. В условиях постоянно изменяющегося законодательства, это приходится делать, как минимум, 4-7 раз.

Значит, нужен интернет-сервис. Онлайн-сервисы обновляются абсолютно незаметно для пользователя, и программа всегда в актуальном виде. Работает это так: эксперты сервиса круглосуточно следят за законодательством, как только появляются изменения — быстро диктуют разработчикам, что нужно изменить на сервере.

Если делать, то лучшее. И к черту серые экраны.

Когда хочешь работать не просто хорошо, а лучше всех, кого знала история, — получаются совершенно невероятные вещи.

Каждый в нашей команде внимательно относится к мелочам. Пример — изменился больничный лист. Бухгалтер скрупулёзно рассматривает то, что вы принесли из больницы, потом прищуривается и ищет нужные окошки в программе. Логично, что в идеальном мире должно быть так: то, что в окне программы абсолютно совпадает с голубым бланком. И поле за полем бухгалтер спокойно вводит данные. Если надо что-то ввести повторно — сервис делает это автоматически. Если бухгалтер вдруг опечатывается, сервис подсказывает о возможной ошибке.

Любой новый экран мы стараемся делать с такой же щепетильностью. Минимум инструкций и максимум интуитивной понятности. А еще — симпатичная верстка страниц и мягкая фиолетовая гамма в дизайне.

Небольшими шагами и без закрытых комнат. Лучше двигаться итерациями.

Самый оптимальный цикл работ в команде:

разработка (вы делаете что-то «руками») – тестирование (проверяете это «что-то» на жизнеспособность внутри команды) – оценка мнения потенциальных пользователей — доработка (с учетом замечаний готовите вторую версию) – выпуск. Как только наши разработчики и интерфейсологи разрабатывают новую возможность,  например, подготовку справки 2-НДФЛ, инженерный психолог сразу приглашает в компанию бухгалтеров и показывает новый участок.

После общения с клиентами возможность «дотачивается». Нет ничего хуже годами разрабатывать нечто в закрытой комнате, а потом выйти и узнать, что это никому не нужно.

Хочешь, чтобы о тебе услышали — будь открытым.

У нас бесплатная круглосуточная техническая поддержка. За конструктивные отзывы и полезную критику мы дарим подарки. Наши эксперты воспринимают за честь приглашение на любые конференции по предметной области. Если нам звонят журналисты, мы готовы давать оперативные комментарии, отложив все совещания.

Звонки и письма от пользователей мы обсуждаем на вечернем скраме — летучке всех участников команды (и разработчиков, и продвиженцев). И хоть нам по-прежнему встречаются вот такие отзывы:

«…А почему я должна пользоваться какой-то там неизвестной  «Эврикой», если все бухгалтеры работают в… [вырезано цензурой]. Если возникает какая-то проблема, я всегда могу посоветоваться с коллегами-бухгалтерами, попросить помощи. С  «Эврикой» я буду одна такая».

Мы продолжаем делать. И наших клиентов уже больше 40 тысяч.

Издательство РБА. Журнал Бизнес-Эксперт http://bizness.rusba.ru

 
Присылать комментарии на адрес:
 
Новый комментарий

Ваш комментарий будет опубликован после проверки модератором.

Что будет доступно
в Контур.Бухгалтерии
на 30 дней
Бесплатно на 30 дней
Доступно
 Расчет зарплаты
 Ведение бухгалтерии
 Подготовка отчетности в ПФР, ФСС, ФНС
 Справочно-правовой модуль
 Финансовый анализ
 Проверка контрагентов
 Распознавание сканированных товарных накладных (до 5 раз)
Недоступно
Отправка отчетов через интернет
Сверки с ПФР и ФНС
Письма в ПФР и ФНС
Вопросы экспертам
По окончании бесплатного периода
возможности будут ограничены, однако данные останутся
и вы сможете продолжить работу после оплаты

Остались вопросы?

8 800 500-09-75 Звонок бесплатный
Оставьте свой номер телефона, и мы вам перезвоним