Как фирмам на УСН учесть расходы по товарам в Профи-версии?

Бухгалтерский учет — штука непростая, даже если вы ведете учет в Контур.Бухгалтерии. Поэтому мы решили открыть новую рубрику «Совет недели». В ней мы будем рассказывать, как проводить разные бухгалтерские операции в Профи-версии, как упростить учет с её помощью. Ведущая рубрики — Юлия Петрунина, специалист по юзабилити и эксперт нашего веб-сервиса.

Прежде чем приступить к учету, давайте вспомним, что не каждый расход можно учитывать при расчете налога УСН:

  1. Есть перечень расходов, которые уменьшают налоговую базу. В него, например, не входят недостачи, представительские расходы, расходы на исследование рынка.
  2. Учитывайте расход только после того, как услуга или материал были получены и оплачены.
  3. Себестоимость товаров, предназначенных для продажи, учитывайте как расход только после продажи.
  • Для начала рассмотрим простой пример: как в Профи-версии учесть расходы по аренде.

Представим, что ООО «Ананасы в шампанском» снимает помещение у ИП Северянина И.В. 8 января мы заплатили арендную плату за январь:

В расходах УСН пока ничего не учитываем, потому что платеж авансовый. Услуга еще не была оказана и акта у нас пока нет. По умолчанию в поле «Учитывать в расходах УСН» стоит 0.

ИП Северянин выставил акт по аренде за январь от 31.01.14. В акте поле «Учитывать в расходах УСН» заполнилось автоматически:

  • Теперь посмотрим, как учитываются расходы по товарам. Основная деятельность нашей фирмы — торговля ананасами. Первую партию в 100 ананасов мы купили у поставщика по цене 100 рублей за штуку, включая НДС. Потом цены на ананасы выросли, и нам пришлось купить вторую такую же партию по 120 рублей за штуку. Вот наши документы на покупку ананасов:

В этих документах поле «Учитывать в расходах УСН» нулевое, потому что товары учитываются в расходах только после их продажи.

17 января мы продали 150 ананасов первому клиенту. Во входящем платежном поручении от клиента мы учли доход, равный сумме оплаты, а в исходящей накладной учитываем расход:

Почему сервис предлагает нам учесть в расходах 16 000 рублей? Считается, что сначала мы продаем ананасы из старой партии, в которой себестоимость одного ананаса — 100 рублей. После того, как старая партия распродана, мы начинаем продавать ананасы из следующей (метод расчета себестоимости ФИФО): 100*100+50*120=10 000+6 000=16 000.

На вкладке Доходы и расходы мы видим документы, которые повлекли доход или расход в налоговом учете:

Присылать комментарии на адрес:
 
Вячеслав
Вячеслав  —  22 января 2014, 13:26
картинки, мне кажется, надо поменять местами
Kutovaya Katya  —  23 января 2014, 15:39
Спасибо за скорый комментарий, поменяли :)
Ирина
Ирина  —  22 января 2014, 14:54
Спасибо. все просто и понятно))
Елена
Елена  —  26 января 2014, 13:03
Почему используется метод расчета себестоимости ФИФО? Это можно настраивать в системе?
Kutovaya Katya  —  28 января 2014, 09:39
Добрый день. Расчет себестоимости для бухучета у нас идет по среднему, а расчет себестоимости для налогового учета - по методу ФИФО. Выбрать эти параметры в системе нет возможности: они прописаны в нашей учетной политике.
Гость
Гость  —  5 февраля 2014, 15:35
Видимо, такие чайники как я, окончательно замучили вашу техподдержку элементарными с точки зрения бухгалтера вопросами :) <br /> На самом деле, огромнейшее спасибо, что решили рассказывать, как проводить разные бухгалтерские операции в Профи-версии! Это ооооооочень нужно, СПАСИБО!<br /> <br /> &gt;&gt;Поэтому в рубрике &#171;Совет недели&#187; мы будем рассказывать и показывать, как проводить разные бухгалтерские операции в Бухгалтерии.Контур, как упростить учет с её помощью.
Kutovaya Katya  —  5 февраля 2014, 15:47
На здоровье, мы рады быть полезными :)
Гость
Гость  —  5 февраля 2014, 18:33
А как все делать в случае розничной торговли. Ведь пример с ананасами для оптовиков
Kutovaya Katya  —  6 февраля 2014, 13:49
Добрый день. Сейчас в Профи-версии нет специально выделенного документа для розничного списания товаров, но мы планируем добавить его в скором времени. <br /> <br /> Пока вместо исходящей накладной рекомендуем воспользоваться бухгалтерской справкой, создав в ней проводку Д90.02-К41. Заполнить поле &#171;Учесть в расходах УСН&#187; здесь придется самостоятельно. Выручку розничный продавец может отразить через приходно-кассовый ордер операцией &#171;Поступление выручки в кассу&#187;. Поле &#171;Учесть в доходах УСН&#187; заполнится здесь автоматически.
Алексей
Алексей  —  7 февраля 2014, 00:09
Здравствуйте, Катя. А разве розничный продавец не может показать выручку в кассе через бухсправку проводкой Д50-К90.01?
Kutovaya Katya  —  7 февраля 2014, 11:09
Алексей, можно отразить выручку в кассу и через бухсправку проводкой 50-90.01. Минусы здесь такие: <br /> • в кассовой книге в поле, где указывается название операции (поступление выручки в кассу), будет указано &#171;бухгалтерская справка&#187;;<br /> • при создании бух.справки нужно не забыть заполнить поле &#171;учесть в доходах УСН&#187;, которое в ПКО заполняется автоматически, а здесь только вручную.
Алексей
Алексей  —  7 февраля 2014, 00:24
Правильно ли я понимаю, что при создании проводки Д90.02-К41 заполнять вручную поле &quot;Учесть в расходах УСН&quot; следует по ФИФО?<br /> И благодарю Вас, Катя, за ясные и столь необходимые ответы.
Kutovaya Katya  —  7 февраля 2014, 11:10
Принимать себестоимость проданных товаров в расходы по налоговому учету упрощенец может не только по ФИФО, но и по средней стоимости, по стоимости каждой единицы и даже по ЛИФО (Налоговый Кодекс до сих пор содержит этот пункт в главе для УСН), несмотря на то, что ЛИФО давно запрещен к применению в бухучете. <br /> <br /> Спасибо и вам за интересные вопросы :)
Алексей
Алексей  —  20 июня 2014, 18:10
Объясните пжлта почему в профверсии Контура в отчёте о розничной продаже после его последнего обновления при списании товара перестали совпадать автоматически рассчитываемые сумма его с/с и сумма &quot;учитывать в расходах УСН&quot; ? При этом все документы на приход и списание товара введены в программу
Kutovaya Katya  —  23 июня 2014, 09:35
Добрый день! Наш алгоритм работает (и мы прописываем это в учетной политике) при списании себестоимости товаров: в бухгалтерском учете по среднему, а в налоговом – по ФИФО. Т.е. если вы купите одну штуку товара по 5 рублей, потом еще штуку по 10 рублей, потом снова штуку по 3 рубля – у вас будет три штуки на 18 рублей. При продаже товара система подставит в себестоимость, в проводку Д90.02-К41= 6 рублей. А в налоговом учете в расходы система подставит только 5 рублей, т.к. считает, что первыми продаются те товары, которые первыми поступили (метод ФИФО= первый пришел, первый вышел). Поэтому в большинстве случаев разница в этом. <br /> <br /> Но могут быть расхождения, связанные с другими причинами: например, когда сервис видит, что товар не оплачен, т.к. в налоговом учете при продаже товара обязательным условием включения в расходы УСН является оплата этого товара поставщику. В этом случае сервис не подставит автоматом в поле &#171;учесть в расходах УСН&#187; нужные суммы. <br /> <br /> У вас здесь есть два варианта: либо самостоятельно заполнить это поле суммами, которые вы посчитали, либо дождаться и довериться системе, которая заполнит поле в платежке, когда произойдет оплата поставщику.
Марта
Марта  —  5 февраля 2014, 18:37
Скажите, почему вы учитываете расход по аренде в акте выполненных работ, разве в УСН расходы не по факту оплаты?
Kutovaya Katya  —  6 февраля 2014, 13:58
Здравствуйте, сейчас поясню. Мы признаем расходы УСН только при наличии двух фактов: оплаты и входящего отгрузочного документа (акта, накладной). Налоговый кодекс обязывает упрощенцев признавать в своих расходах затраты после их фактической оплаты (п.2 ст. 346.17 НК). <br /> <br /> Под оплатой Налоговый Кодекс понимает прекращение обязательства перед продавцом, которое непосредственно связано с поставкой покупаемых товаров, услуг или имущественных прав. Прибегнем к помощи Гражданского Кодекса и посмотрим, что представляет собой обязательство покупателя перед продавцом. <br /> <br /> Все статьи ГК, описывающие основные отношения между покупателем и продавцом (ст. 454 по договору купли-продажи, ст. 702 по договору подряда, ст. 783 по возмездному оказанию услуг) четко формулируют обязательства покупателя: оплатить ТМЦ (работы, услуги) и принять их (результат работ или услуг). Следовательно, если есть только оплата авансом продавцу, пусть даже предусмотренная договором, по нормам ГК обязательства покупателя еще не выполнены. Ведь принятие, оприходование ТМЦ, принятие работ или услуг, которое подтверждается накладной/актом, в учете еще не отражено. А, значит, нет оснований для включения в расходы по налоговому учету. Если оприходование ТМЦ или работ/услуг произведено (есть входящая накладная или акт) и есть оплата поставщику/продавцу, то обязательства по законодательству перед продавцом прекращены, а следовательно выполнены требования Налогового Кодекса по оплате и можно смело включить эти затраты в расходы УСН.
Елена
Елена  —  5 февраля 2014, 21:29
Благодарю! Такой вариант подачи информации мне нравится и очень понятен. Практика, практика... Кратко. Ёмко. По делу. Никакой воды. Спасибо!
Kutovaya Katya  —  6 февраля 2014, 08:11
Пожалуйста :)
Гость
Гость  —  6 февраля 2014, 15:55
Добрый день. Я пока пользуюсь пробной версией контура выбираю между лайт версией и профи. У нас авто сервис на усн доходы минус расходы. Мы можем ставить на расходы товары (запчасти) оплаченные и полученные для дальнейшей продажи или только когда их продаем? И что делать если например мы закупали бочку масла 50 литров а продаем по 1 литру надо списывать пропорционально в расходы по мере продажи?
Гость
Гость  —  6 февраля 2014, 22:14
Да именно так. Если только вы не будете делать несколько иначе. В том случае если вы будете использовать масло как производственный материал для оказания услуг. Т.е. списывать по факту оказания услуг, то следует учесть, что материалы в отличии от товаров включаются в расходы по факту их оплаты. Т.е. материал должен быть получен и оплачен.
Гость
Гость  —  8 февраля 2014, 10:47
спасибо. а что делать смаслом которое останется непроданным например на конец года. куплено то оно в этом году. можно расходы прошлого года учитывать в текущем?
Kutovaya Katya  —  10 февраля 2014, 12:47
Если вы купили и оприходовали масло как материал, то включили его всей стоимостью в расходы прошлого года. Если вы включите сумму в расходы этого года, то это будет дважды признанием в расходах – можно нарваться на штраф при проверке.<br /> <br /> В случае, если масло было оприходовано как товар, который продается покупателям, оплачен в прошлом году, то каждая продажа своей себестоимостью признается в расходах того периода, когда она была совершена. Например в 13 году купили и оплатили, а продаете в 14, 15 году – имеете полное право на это. В этом случае и в 14, и в 15 году в расходах будет идти себестоимость масла при продаже его покупателям.
Александр
Александр  —  9 марта 2014, 13:13
А в легкой версии возможно учесть расходы по товарам?
Горская Оксана  —  11 марта 2014, 09:46
Такого учета расходов как в профи версии в легкой версии нет. Расходы по товарам для перепродажи необходимо списывать вручную через раздел прочее с типом операции &quot;Списание стоимости реализованных товаров&quot;.
Гость
Гость  —  19 мая 2015, 09:29
Добрый день. Мы работаем на усн (доходы минус расходы), можем ли мы списывать расходы от реализации единым документов раз в месяц? или необходимо по каждой реализации делать списание расходной накладной?
Сатдарова Анна  —  19 мая 2015, 09:52
Добрый день! Себестоимость реализации отражается сразу: вы можете увидеть проводки Дт 90.2 - Кт 41 и Дт 99 - Кт 90.9 в каждом документе реализации. Остальные затраты, формирующие себестоимость, списываются операцией закрытия месяца.
Гость
Гость  —  19 мая 2015, 09:58
Анна, подскажите, есть ли возможность делать реализации все одним документом за месяц, а не по каждой реализации?
Сатдарова Анна  —  19 мая 2015, 11:07
К сожалению, не вполне поняла вопрос. Можно ли оформлять все ваши реализации одним документом в программе? А при этом фактически реализации делались по другому?
Гость
Гость  —  19 мая 2015, 11:10
да, реализаций несколько, возможно есть отчет, которым можно сделать все реализации в одном документе?
Сатдарова Анна  —  19 мая 2015, 11:21
Реализации нужно оформлять документами, и так, как вы их осуществляли. Вы же эти документы предоставляете контрагентам? Каждый документ - на каждую реализацию. У каждого документа свой номер, своя дата, выбран контрагент. <br /> Отчет по реализациям, в котором собраны все отгрузки и оплаты, можно посмотреть в Анализ / Оплаты и отгрузки.
Новый комментарий

Ваш комментарий будет опубликован после проверки модератором.

Юлия Петрунина
Юлия Петрунина
Что будет доступно
в Контур.Бухгалтерии
на 30 дней
Бесплатно на 30 дней
Доступно
 Расчет зарплаты
 Ведение бухгалтерии
 Подготовка отчетности в ПФР, ФСС, ФНС
 Справочно-правовой модуль
 Финансовый анализ
 Проверка контрагентов
 Распознавание сканированных товарных накладных (до 5 раз)
Недоступно
Отправка отчетов через интернет
Сверки с ПФР и ФНС
Письма в ПФР и ФНС
Вопросы экспертам
По окончании бесплатного периода
возможности будут ограничены, однако данные останутся
и вы сможете продолжить работу после оплаты

Остались вопросы?

8 800 500-09-75 Звонок бесплатный
Оставьте свой номер телефона, и мы вам перезвоним