Современные способы трудоустройства


Фриланс или работа на дому

До 2014 года фрилансеры, или удаленные работники, ассоциировались исключительно с “вольными” профессиями и разовыми заказами. Документально эти отношения практически не оформлялись. А если и оформлялись, то достаточно было классического договора подряда. Фрилансер не получал социальных плюшек, которые дает трудовой договор. А работодатель в принципе ничего и не терял, неся минимальные расходы на оплату услуг фрилансера.

Были случаи, когда работодатели оформляли сотрудников как надомников. Но это было не совсем правильно, так как надомники по законодательству могут выполнять только определенные виды работ.

Для удаленщиков в 2014 году ситуация изменилась в лучшую сторону. С того года фрилансер может потребовать от работодателя заключить трудовой договор. А работодатель может сэкономить на расходах на офис, переведя работников на удаленную работу.

Законодатели добавили в Трудовой кодекс главу 49.1, в которую ввели понятие “дистанционной работы”. Работать дистанционно — значит вне места нахождения работодателя — дома, на даче, в больнице или даже где-нибудь на Бали.

Нужно заключить трудовой договор о дистанционной работе. В договоре можно прописать все положения, характерные для обычного трудового договора: распорядок, отпуска, соц обеспечение, ответственность и т д.

Обмен результатами работы, документами в этом случае можно вести в электронном виде через интернет. Оригиналы документов в случае необходимости можно предоставить по почте заказным письмом с уведомлением.

Интересный факт, что в случае дистанционной работы можно не оформлять новую трудовую книжку работнику и не вносить запись в уже существующую.

Основным документом подтверждающим факт трудовой деятельности и трудовой стаж служит договор. Поэтому сотрудникам будет нелишне напомнить, что его нужно хранить, как говорится, “до пенсии”.

Аутсорсинг и аутстаффинг

Аутсорсинг давно применяется в практике найма. Многие компании отдают сторонним организациям типовые некритичные, но затратные для себя функции: бухучет, IT, реклама, транспорт, уборка помещений и питание сотрудников и так далее. Договоры квалифицируются по гражданскому законодательству как оказание услуг. Схема широко распространена, и в стандартном исполнении проблем не вызывает.

Аутстаффинг в России также известен давно, но до сих пор используется не в полную силу. Хотя это реальный способ сэкономить на расходах на персонал. Аутстаффингом называют вывод персонала за штат организации. Работников трудоустраивает фирма-посредник — аутстаффер. Посредник выплачивает работникам зарплату, соцпакет, платит за них взносы, удерживает налоги. Но физически работники трудятся в вашей организации.

До 2016 года это была просто рискованная схема. С 2016 года в большинстве случаев она будет признана незаконной. Дело в том, что согласно статьи 16 ТК РФ, трудовые отношения начинаются с момента, когда работник допущен к выполнению трудовых обязанностей у работодателя. А все трудовые отношения должны быть закреплены трудовым договором с этим работодателем. В нашем случае такого трудового договора нет, так как работник по факту трудоустроен у аутстаффера. Отсюда проблемы с трудовой инспекцией.

У налоговой инспекции могут возникнуть претензии по включению расходов на аутстаффинг в налоговую базу по прибыли или, еще вероятнее, по УСН.

В 2016 году ситуация поменяется еще сильнее. В мае 2014 года в Трудовой кодекс была включена статья 56.1, которая формально запрещает аутстаффинг в той форме, в которой он известен нам. Эта поправка вступит в действие с 1 января 2016 года.

Однако, законодатели открыли другую возможность, правда ограниченную. Вместо термина “заемный труд” появляется формулировка “временное направление работодателем к другим физическим или юридическим лицам по договору о предоставлении труда работников”. Трудовой кодекс дополнен главой 53.1, которая регламентирует особенности предоставления труда работников другим лицам.

Ограничения состоят в том, что применять “временно направленный” труд можно в закрытом перечне случаев:

  • для ведения домашнего хозяйства;
  • в качестве временной замены отсутствующих работников, за которым сохраняется рабочее место;
  • для временного расширения производства или объема услуг (сезонность).

В трудовом договоре с таким сотрудником должно присутствовать дополнительное соглашение на каждую организацию — клиента с указанием реквизитов принимающей стороны, сроков найма и других особенностей.

Автор статьи: эксперт Контур.Бухгалтерии Валерия Достовалова

Ведите сотрудников в Контур.Бухгалтерии — удобном онлайн-сервисе для расчета зарплаты и отправки отчетности в ФНС, ПФР и ФСС. Сервис подходит для комфортной совместной работы бухгалтера и директора.

Попробовать бесплатно 30 дней

Вам будут интересны статьи и видео по теме «Работа с сотрудниками»

Что будет доступно
в Контур.Бухгалтерии
на 30 дней
Бесплатно на 30 дней
Доступно
 Расчет зарплаты
 Ведение бухгалтерии
 Подготовка отчетности в ПФР, ФСС, ФНС
 Справочно-правовой модуль
 Финансовый анализ
 Проверка контрагентов
 Распознавание сканированных товарных накладных (до 5 раз)
Недоступно
Отправка отчетов через интернет
Сверки с ПФР и ФНС
Письма в ПФР и ФНС
Вопросы экспертам
По окончании бесплатного периода
возможности будут ограничены, однако данные останутся
и вы сможете продолжить работу после оплаты

Остались вопросы?

8 800 500-09-75 Звонок бесплатный
Оставьте свой номер телефона, и мы вам перезвоним