Как перестать работать за других — Контур.Бухгалтерия

Как перестать работать за других

3 декабря 2015 932 17

Вы давно работаете бухгалтером в небольшой компании, чувствуете себя правой рукой босса. И вдруг осознаете, что все чаще выполняете его или чужую работу,  посвящая прямым обязанностям меньше времени. Не чреват ли ваш отказ ссорой с начальством? Мы расскажем, как научиться отказывать и стоит ли вообще это делать.

Что вы обязаны делать, а что  нет?

«Обычно тяжесть переложенных функций начинает чувствоваться, когда дело зашло уже слишком далеко, и главбух тянет большую долю дел руководителя», — говорит аналитический психолог Татьяна Каблучкова.

Что делать, если вы погрязли в рутине чужих дел? Разберитесь, обязаны ли вы выполнять поручения руководства. Ольга Руль, бухгалтер с 36-летним стажем, рекомендует: «Устраиваясь на работу, обязательно заключите с работодателем трудовой договор, где будут указаны ваши должностные обязанности. Ознакомьтесь с Коллективным договором, Положением о премировании в этой компании с описанием и стоимостью ваших возможных дополнительных работ».

Если вы трудитесь без одного из этих документов, исправьте ситуацию в ближайшее время.

Почему именно вы?

Чтобы разработать стратегию поведения, подумайте, почему руководитель выбрал ответственным за решение многих вопросов именно вас.

По словам Татьяны Каблучковой, причины могут быть разные: «Руководитель может считать, что все подчиненные безоговорочно должны выполнять его поручения. Может быть и иная ситуация:  иногда начальники делятся властью с ближайшим окружением от чистого сердца».

Может быть, вы сотрудник, на которого можно положиться? Поэтому для своевременной реализации  важной задачи руководитель решил привлечь именно вас.

Как построить общение с руководителем?

Идти на открытый конфликт с руководством не стоит. Уладьте все без скандалов, мирным путем. Татьяна Каблучкова советует действовать в зависимости от причины делегирования: «Если вы с руководителем «на дружеской ноге», нужно плавно и аккуратно принизить свою должность до истинного уровня подчинённого. А при подавлении стратегия прямо противоположна: необходимо повысить свою значимость в глазах начальства».

  • Начальник делится обязанностями по-дружески 

В этом случае ограничьте зоны ответственности, делая упор на значимость руководителя по сравнению с «простым главбухом». Пусть начальник почувствует собственное превосходство и ощутит важность вопроса, который пытался делегировать вам

  • Руководитель заставляет выполнять работу

Здесь придется возвысить себя в глазах директора, подчёркивая свои достоинства. Покажите, что вы можете сами принимать решения и отвечать за результаты своих действий. Отсеките мелочёвку, которую вполне могут исполнять другие сотрудники с меньшей степенью ответственности.

Татьяна Чувашова, бухгалтер с 7-летним стажем делится опытом: «Главное — не конфликтовать с руководителем, а попытаться корректно объяснить, что предложенные задачи не входит в ваши компетенции. Разъяснить, что этими вопросами должен заниматься совсем другой специалист. Если такого нет в штате, может быть, предложить привлечь сотрудника для работы по совместительству».

Если не удается договориться

Не расстраивайтесь, а подумайте над тем, какую пользу вы можете извлечь из сложившейся ситуации.  Это опыт работы с новыми задачами, которые вполне могут пригодиться вам в будущем и помогут достичь карьерного роста.

К тому же, решение дополнительных задач в неурочное время работодатель, как правило, готов компенсировать. Обговорите условия оплаты заранее. Одни руководители предпочитают выплатить премию, другие — предоставить отгул. Договоритесь заранее на те условия, которые будут выгодны и вам, и руководству.

«У меня был подобный опыт: я часто выполняла дополнительную работу, при этом начальство компенсировало мне эти часы. Но потом я осознала, что время, потраченное на служебные дела после окончания рабочего дня и даже оплаченное организацией, не заменит мне досуга, проведенного дома с родными людьми. Поэтому решила для себя, что постараюсь не задерживаться, если это возможно», — рассказывает Татьяна Чувашова.

Дорогие бухгалтеры, а сталкивались ли вы с подобными проблемами? Расскажите, как вам удалось их решить.


Новости по теме

С Днем бухгалтера!

Поздравляем замечательных людей, без которых не обходится ни одна организация! Пусть у вас все ладится в делах и остается свободное время для отдыха и общения с близкими.

Контур проведет бесплатную конференцию «Бухгалтерские новшества `23‒`24»

8–10 ноября состоится ежегодное онлайн-мероприятие для бухгалтеров и руководителей бизнеса. Поговорим об изменениях законодательства, тонкостях работы бухгалтера, новшествах учета и отчетности в 2023 и 2024 годах. На мероприятие соберутся около 50 000 участников.

Как бухгалтеру-аутсорсеру зарабатывать больше

Наши друзья из сервиса Контур.Экстерн, это отчетность через интернет, выпустили подкаст для бухгалтеров, которые работают на фрилансе. Загорелись идеей помочь бухгалтерам стать предпринимателями и зарабатывать больше. Если вы работаете на себя, этот проект — для вас.

Бухгалтерский дайджест на 3 квартал

Расскажем, что нового ждет бухгалтера и предпринимателя в 3 квартале: сроки уплаты отсроченных страховых взносов за 2-3 кварталы 2022, работа с машиночитаемыми доверенностями, новые путевые листы и другие изменения.

17 комментариев
Г
С этим сталкиваются все сотрудники. А всё из-за того что нет чётко прописанных обязанностей.
О
Был у меня в жизни такой опыт. Я в подобной ситуации сначала возмущалась, а потом набралась знаний бесплатно и благополучно ушла в другое место со значительным повышением и в зарплате, и в должности. Но это не правило в нашей стране, а скорее исключение. Есть сейчас у меня три приятельницы, которые всё время жалуются на произвол руководителя, бессовестно нагружающего работой сверх служебных обязанностей, за которую не платит. Вот уже несколько лет они мне регулярно на это жалуются, но ничего не меняют. Так что есть два варианта: оставаться в роли жертвы и наслаждаться возможностью поныть и сорвать слова сочувствия. Имеете право!)) А второй вариант - поступить по-взрослому, в рамках трудового законодательства оформить должностную инструкцию и свято ей следовать. Если ваш работодатель не захочет соблюдать трудовой договор, частью которого эта инструкция является, то конфликта не избежать. Не согласна с автором статьи, что его стоит избегать. Без конфликта ничего не развивается. Другое дело, что конфликтовать можно по-разному. Продуктивнее, конечно, сделать это цивилизованно (сейчас есть очень толковая литература на эту тему, не грех и подучиться). Если достигнуть договоренности не удается, смело пускайтесь в плавание. Самоуважение гораздо полезнее для здоровья, чем постоянный стресс от того, что тебя используют бесплатно. Т.е. по сути - насилуют. Всем успеха!
Katya Kutovaya 15 ноября 2013
Ольга, спасибо за ваши советы и за вашу историю :)
Бухгалтер с 36-летним стажем явно не знакома с работой бухгалтера в небольшой фирме... Многофункциональность - это неизбежно в малом бизнесе. Небольшое предприятие никогда не разворачивает полные штаты под каждую вновь образовываемую функцию. Там всегда все: "И жнец и щвец и на дуде игрец" И почти всегда бухгалтер там и бух и кадровик и секретарь и юрист - одновременно. А все эти прекраснозвучащие: "трудовой договор, должностная инструкция, коллективный договор, Положение по оплате труда, "Положение о премировании в этой компании с описанием и стоимостью ваших возможных дополнительных работ" (последнее меня совсем развеселило!) - все это если и присутствует, то только формально, для возможных проверок...
Есть неизменный принцип: "Кто работает на том и пашут!" Вот им все и определяется. До тех пор пока человек берется за допобязанности, до тех пор его и грузить будут. А находить иные способы решения ситуации руководители будут только тогда, когда услышат твердое "нет!" Нанимать дополнительный штат без нужды не будет никто.
Другой вопрос, что и право руководителя сменить специалиста, на более сговорчивого, никто не отменял.
Г
Главбух_н 19 ноября 2013
@Сотник Юрий. Я полностью с Вами согласна, сейчас действует правило "Кто не желает работать, тот не нужен" найдут другого, правда не факт, что другой будет лучше и будет делать все, что ни скажут. Законы только на бумаге, хоть их никто и не отменял. А руководитель хоть и "не прав", все равно "прав".
ГО
Г
О
БМ
Бабина Марин 25 ноября 2014
У нас тоже вышел из-за этого конфликт директора с гл. бухом. В итоге отдали функцию главного бухгалтера на аутсорсинг в Интеркомп.
Юрий Сотник 25 ноября 2014
И что? Уж аутсорсер точно не станет мальчиком (девочкой) на побегушках и не станет исполнять не предусмотренное договором. Аутсорсинг становится модным, он имеет и свои преимущества, конечно: экономию средств, четкость взаимоотношений, ответ ответственность директора за предоставление первички и некоторые другие, но имеет и недостатки. С ним дела не обсудишь за чашечкой чая. По своему опыту хорошо это понял. В "родном" предприятии главбух знает все: и технологию и особенности многих сотрудников и специфику процедур на предприятии, не говоря уж о том, что "лежа, стоя и с колена" готов доложить об основных экономических показателях и слабых местах. Аутсорсер - отнюдь не так. Доставили документы, "заколотил" их в Эврику или 1С, оформил свои документы, закрыл месяц - сдал. Все! Все выполнено на отлично! Акт закрыт! Спроси меня среднемесячный объем продаж, какой продукт является определяющим в продажах, почему сложилась такая его цена, какие "тонкие" места в его себестоимости - не отвечу. Мне это не нужно! Я не работаю на предприятии! Я только обязан провести ПРЕДОСТАВЛЕННЫЕ документы, а не выклянчивать недостающие и сформировать результат, не анализируя его...
Юрий Сотник 25 ноября 2014
Добавлю: Мне, аутсортеру, важен свой бизнес, а не клиентский. Это не исключает моей профессиональной добросовестности, но и переживать за трудности клиента я не стану. А будучи штатным главбухом - почти всегда переживаешь и готов приложить все силы и труд, в том числе и те, которые никто не оплатит и даже не оценит. Воспримут, как должное. ...
ВЕ
Вадим Евгениевич 22 декабря 2014
Юрий, я с Вами полностью согласен. Аутсорсер никогда не будет спорить с директором. Он просто выполняет свою работу. Да и не факт, что штатный бухгалтер будет опытнее чем бухгалтер из того же Интеркомп.
Н
Наталия 31 мая 2016
Я побывала в 2-х шкурах: и шкуре работника и в шкуре работодателя. Так вот хочу сказать, что это постоянно конфронтующие между собой позиции.
Когда ты в роли работника, ты свою работу оцениваешь на определенный уровень зарплаты и любое дополнительное задание вызывает в тебе противоречивые чувства - ведь мне за это не платят. И даже если есть четко описанная инструкция, и бывают дни застоя, когда ты не выполняешь все задачи, прописанные в инструкции (а сама зарплата изначально предусматривает максимальный объем денег, который работодатель готов заплатить за выполнение всего объема задач, указанных в инструкции). И вот есть такие моменты, когда работник не полностью загружен даже своими текущими задачами, он ведь не компенсирует с своей зарплаты те периоды своей неполной загруженности.
Также сталкивалась с тем, что сначала работники соглашаются на описанный им функционал и ту зарплату, которую работодатель предлагает за этот функционал, тем самым лишает других потенциальных работников занять это место, а через какое-то время начинают ныть, что это в других фирмах стоит больше, что это большой объем и т.д. Но изначально, на этапах прохождения собеседования, они же соглашаются с озвученными условиями (совмещать например функции еще какого-то специалиста).
Еще есть категория сотрудников, которая считает что на свою зарплату надо работать только для галочки, пришел на работу, отметился, сделал абы как. А за ответственность ему должны доплачивать. Они даже свою работу не хотят делать ответственно (даже если это четко прописано в инструкции), делают ошибки, абсолютно не хотят думать. Таким иногда нужно четко указывать, что это его обязанность! Это воспринимается тоже так, что он не должен, а его заставляют.
Те, кто жалуются, что они выполняют часто не свою работу порой могут не замечать, что работодатель также в свою очередь может где-то это компенсировать или закрывать глаза на многие моменты: например премировать, или предоставить свободный график работы, или закрывать глаза на частые опоздания, разговоры по телефону часами, частые больничные, отпрашивания и т.д. А может и просто закрывать глаза на несносный характер работника, от которого уже стонет весь офис, потому что его ценность для компании выше чем его выходки.
Вы всё ещё думаете? Просто попробуйте