Вы давно работаете бухгалтером в небольшой компании, чувствуете себя правой рукой босса. И вдруг осознаете, что все чаще выполняете его или чужую работу, посвящая прямым обязанностям меньше времени. Не чреват ли ваш отказ ссорой с начальством? Мы расскажем, как научиться отказывать и стоит ли вообще это делать.
Что вы обязаны делать, а что — нет?
«Обычно тяжесть переложенных функций начинает чувствоваться, когда дело зашло уже слишком далеко, и главбух тянет большую долю дел руководителя», — говорит аналитический психолог Татьяна Каблучкова.
Что делать, если вы погрязли в рутине чужих дел? Разберитесь, обязаны ли вы выполнять поручения руководства. Ольга Руль, бухгалтер с 36-летним стажем, рекомендует: «Устраиваясь на работу, обязательно заключите с работодателем трудовой договор, где будут указаны ваши должностные обязанности. Ознакомьтесь с Коллективным договором, Положением о премировании в этой компании с описанием и стоимостью ваших возможных дополнительных работ».
Если вы трудитесь без одного из этих документов, исправьте ситуацию в ближайшее время.
Почему именно вы?
Чтобы разработать стратегию поведения, подумайте, почему руководитель выбрал ответственным за решение многих вопросов именно вас.
По словам Татьяны Каблучковой, причины могут быть разные: «Руководитель может считать, что все подчиненные безоговорочно должны выполнять его поручения. Может быть и иная ситуация: иногда начальники делятся властью с ближайшим окружением от чистого сердца».
Может быть, вы сотрудник, на которого можно положиться? Поэтому для своевременной реализации важной задачи руководитель решил привлечь именно вас.
Как построить общение с руководителем?
Идти на открытый конфликт с руководством не стоит. Уладьте все без скандалов, мирным путем. Татьяна Каблучкова советует действовать в зависимости от причины делегирования: «Если вы с руководителем «на дружеской ноге», нужно плавно и аккуратно принизить свою должность до истинного уровня подчинённого. А при подавлении стратегия прямо противоположна: необходимо повысить свою значимость в глазах начальства».
- Начальник делится обязанностями по-дружески
В этом случае ограничьте зоны ответственности, делая упор на значимость руководителя по сравнению с «простым главбухом». Пусть начальник почувствует собственное превосходство и ощутит важность вопроса, который пытался делегировать вам
- Руководитель заставляет выполнять работу
Здесь придется возвысить себя в глазах директора, подчёркивая свои достоинства. Покажите, что вы можете сами принимать решения и отвечать за результаты своих действий. Отсеките мелочёвку, которую вполне могут исполнять другие сотрудники с меньшей степенью ответственности.
Татьяна Чувашова, бухгалтер с 7-летним стажем делится опытом: «Главное — не конфликтовать с руководителем, а попытаться корректно объяснить, что предложенные задачи не входит в ваши компетенции. Разъяснить, что этими вопросами должен заниматься совсем другой специалист. Если такого нет в штате, может быть, предложить привлечь сотрудника для работы по совместительству».
Если не удается договориться
Не расстраивайтесь, а подумайте над тем, какую пользу вы можете извлечь из сложившейся ситуации. Это опыт работы с новыми задачами, которые вполне могут пригодиться вам в будущем и помогут достичь карьерного роста.
К тому же, решение дополнительных задач в неурочное время работодатель, как правило, готов компенсировать. Обговорите условия оплаты заранее. Одни руководители предпочитают выплатить премию, другие — предоставить отгул. Договоритесь заранее на те условия, которые будут выгодны и вам, и руководству.
«У меня был подобный опыт: я часто выполняла дополнительную работу, при этом начальство компенсировало мне эти часы. Но потом я осознала, что время, потраченное на служебные дела после окончания рабочего дня и даже оплаченное организацией, не заменит мне досуга, проведенного дома с родными людьми. Поэтому решила для себя, что постараюсь не задерживаться, если это возможно», — рассказывает Татьяна Чувашова.
Дорогие бухгалтеры, а сталкивались ли вы с подобными проблемами? Расскажите, как вам удалось их решить.
Есть неизменный принцип: "Кто работает на том и пашут!" Вот им все и определяется. До тех пор пока человек берется за допобязанности, до тех пор его и грузить будут. А находить иные способы решения ситуации руководители будут только тогда, когда услышат твердое "нет!" Нанимать дополнительный штат без нужды не будет никто.
Другой вопрос, что и право руководителя сменить специалиста, на более сговорчивого, никто не отменял.
У вас в руках прекрасная востребованная профессия, которая, в отличие от профессии "ИП Тютькин")) нужна всегда,
Иногда бывает и так, что и человек сам по себе неплохой, но "вырос" по карьерной лестнице из низов и там, внизу лестницы ему успели привить, например, отношение к бухгалтерии, как к чему-то ненужному (непонятное всегда ненужно, да?)и прибежищу бездельниц (чаще там все же женщины сидят). И вот он вырос до руководителя с таким штампом в голове. Нет он уже понимает, что бухгалтерия - это неизбежно, что информацию, часто можно получить только там, но "штамп" есть штамп и избавится от него он не может. Ну и в чем ты его убедишь? Только через время, понабив шишек он что-то поймет, но только так, слова "сейчас" его не убеждают.
Но в большинстве случаев, через компромиссы, договариваться все же получается, большинство руководителей, даже упрямые, но не дураки и поддаются здравым убеждениям.
Когда ты в роли работника, ты свою работу оцениваешь на определенный уровень зарплаты и любое дополнительное задание вызывает в тебе противоречивые чувства - ведь мне за это не платят. И даже если есть четко описанная инструкция, и бывают дни застоя, когда ты не выполняешь все задачи, прописанные в инструкции (а сама зарплата изначально предусматривает максимальный объем денег, который работодатель готов заплатить за выполнение всего объема задач, указанных в инструкции). И вот есть такие моменты, когда работник не полностью загружен даже своими текущими задачами, он ведь не компенсирует с своей зарплаты те периоды своей неполной загруженности.
Также сталкивалась с тем, что сначала работники соглашаются на описанный им функционал и ту зарплату, которую работодатель предлагает за этот функционал, тем самым лишает других потенциальных работников занять это место, а через какое-то время начинают ныть, что это в других фирмах стоит больше, что это большой объем и т.д. Но изначально, на этапах прохождения собеседования, они же соглашаются с озвученными условиями (совмещать например функции еще какого-то специалиста).
Еще есть категория сотрудников, которая считает что на свою зарплату надо работать только для галочки, пришел на работу, отметился, сделал абы как. А за ответственность ему должны доплачивать. Они даже свою работу не хотят делать ответственно (даже если это четко прописано в инструкции), делают ошибки, абсолютно не хотят думать. Таким иногда нужно четко указывать, что это его обязанность! Это воспринимается тоже так, что он не должен, а его заставляют.
Те, кто жалуются, что они выполняют часто не свою работу порой могут не замечать, что работодатель также в свою очередь может где-то это компенсировать или закрывать глаза на многие моменты: например премировать, или предоставить свободный график работы, или закрывать глаза на частые опоздания, разговоры по телефону часами, частые больничные, отпрашивания и т.д. А может и просто закрывать глаза на несносный характер работника, от которого уже стонет весь офис, потому что его ценность для компании выше чем его выходки.