Как ООО на УСН учесть расходы по товарам в Контур.Бухгалтерии


Организации на УСН «Доходы минус расходы» не всегда знают, какие расходы можно учесть для налогообложения. Принимая каждую затрату при расчете налога, вы скорее всего допустите ошибку.

Налоговая редко проверяет правильность учета расходов, но может запросить документы для подтверждения расхода в случае сомнений. Если ФНС решит, что вы занизили сумму налога, она потребует доплатить его и назначит штраф.

Расскажем, как  правильно учитывать расходы по товарам.

Правила учета расходов на товары

  1. Проверьте, соответствуют ли ваши расходы списку ст. 346.5 НК РФ
  2. Учитывайте расходы, которые экономически обоснованы и направлены на получение дохода.
  3. Признавайте расходы на покупку товара для перепродажи, когда продадите его.
  4. Учитывайте расход на товар, когда он полностью оплачен и получен. 
  5. Списывайте товары в порядке их поступления: сначала те, которые вы купили первыми. Этот метод называется ФИФО.
  6. Учитывайте расход при расчете налога УСН по последней из дат:
  • дата оплаты поставщику;
  • дата получения от поставщика товаров, работ или услуг;
  • дата отгрузки товара конечному покупателю.

Расходы по товарам

Представим, что наша организация занимается торговлей ананасами. Первую партию в 100 ананасов мы оплатили и получили от поставщика по цене 100 рублей за штуку, включая НДС. Потом цены на ананасы выросли, и нам пришлось купить вторую партию по 120 рублей за штуку. Вот наши документы на покупку ананасов:

В этих документах поле «Учитывать в расходах УСН» нулевое, потому что товары учитываются в расходах только после сбыта.

16 октября  мы продали 150 ананасов первому клиенту. Во входящем платежном поручении от клиента мы учли доход, равный сумме оплаты, а в исходящей накладной учитываем расход:

Сервис предлагает учесть в расходах 16 000 рублей, так как сначала мы продаем ананасы из старой партии, в которой себестоимость одного ананаса — 100 рублей. После того, как старая партия распродана, мы начинаем продавать ананасы из следующей по методу расчета себестоимости ФИФО: 100 * 100 + 50 * 120 = 10 000 + 6 000 = 16 000.

В разделе Налоговый учет на вкладке Доходы и расходы мы видим документы, которые повлияют на базу налога УСН:

Расходы по аренде

Предположим, что ООО «Ромашка» снимает помещение у ИП Северянина И.В. 27 октября мы заплатили арендную плату за октябрь:

В расходах УСН пока ничего не учитываем, потому что платеж авансовый. Услугу еще не оказали, и акта у нас нет. В поле «Учитывать в расходах УСН» стоит 0.

ИП Северянин выставил акт по аренде за октябрь от 27.10.20. В акте поле «Учитывать в расходах УСН» заполняется автоматически:

36 комментариев
В
Вячеслав 22 января 2014
картинки, мне кажется, надо поменять местами
Katya Kutovaya 23 января 2014
Спасибо за скорый комментарий, поменяли :)
И
Спасибо. все просто и понятно))
Е
Почему используется метод расчета себестоимости ФИФО? Это можно настраивать в системе?
Katya Kutovaya 28 января 2014
Добрый день. Расчет себестоимости для бухучета у нас идет по среднему, а расчет себестоимости для налогового учета - по методу ФИФО. Выбрать эти параметры в системе нет возможности: они прописаны в нашей учетной политике.
Н
Надежда 16 июля
Katya Kutovaya, Добрый день! Если скачать шаблон учетной политики , то увидите, что в нем прописано " При реализации покупных товаров стоимость их приобретения определяется организацией для целей налогообложения по средней стоимости."
Видимо, такие чайники как я, окончательно замучили вашу техподдержку элементарными с точки зрения бухгалтера вопросами :)
На самом деле, огромнейшее спасибо, что решили рассказывать, как проводить разные бухгалтерские операции в Профи-версии! Это ооооооочень нужно, СПАСИБО!

>>Поэтому в рубрике «Совет недели» мы будем рассказывать и показывать, как проводить разные бухгалтерские операции в Бухгалтерии.Контур, как упростить учет с её помощью.
Katya Kutovaya 5 февраля 2014
На здоровье, мы рады быть полезными :)
А как все делать в случае розничной торговли. Ведь пример с ананасами для оптовиков
Katya Kutovaya 6 февраля 2014
Добрый день. Сейчас в Профи-версии нет специально выделенного документа для розничного списания товаров, но мы планируем добавить его в скором времени.

Пока вместо исходящей накладной рекомендуем воспользоваться бухгалтерской справкой, создав в ней проводку Д90.02-К41. Заполнить поле «Учесть в расходах УСН» здесь придется самостоятельно. Выручку розничный продавец может отразить через приходно-кассовый ордер операцией «Поступление выручки в кассу». Поле «Учесть в доходах УСН» заполнится здесь автоматически.
А
Алексей 7 февраля 2014
Здравствуйте, Катя. А разве розничный продавец не может показать выручку в кассе через бухсправку проводкой Д50-К90.01?
А
Алексей 7 февраля 2014
Правильно ли я понимаю, что при создании проводки Д90.02-К41 заполнять вручную поле "Учесть в расходах УСН" следует по ФИФО?
И благодарю Вас, Катя, за ясные и столь необходимые ответы.
Katya Kutovaya 7 февраля 2014
Алексей, можно отразить выручку в кассу и через бухсправку проводкой 50-90.01. Минусы здесь такие:
• в кассовой книге в поле, где указывается название операции (поступление выручки в кассу), будет указано «бухгалтерская справка»;
• при создании бух.справки нужно не забыть заполнить поле «учесть в доходах УСН», которое в ПКО заполняется автоматически, а здесь только вручную.
Katya Kutovaya 7 февраля 2014
Принимать себестоимость проданных товаров в расходы по налоговому учету упрощенец может не только по ФИФО, но и по средней стоимости, по стоимости каждой единицы и даже по ЛИФО (Налоговый Кодекс до сих пор содержит этот пункт в главе для УСН), несмотря на то, что ЛИФО давно запрещен к применению в бухучете.

Спасибо и вам за интересные вопросы :)
А
Алексей 20 июня 2014
Объясните пжлта почему в профверсии Контура в отчёте о розничной продаже после его последнего обновления при списании товара перестали совпадать автоматически рассчитываемые сумма его с/с и сумма "учитывать в расходах УСН" ? При этом все документы на приход и списание товара введены в программу
Katya Kutovaya 23 июня 2014
Добрый день! Наш алгоритм работает (и мы прописываем это в учетной политике) при списании себестоимости товаров: в бухгалтерском учете по среднему, а в налоговом – по ФИФО. Т.е. если вы купите одну штуку товара по 5 рублей, потом еще штуку по 10 рублей, потом снова штуку по 3 рубля – у вас будет три штуки на 18 рублей. При продаже товара система подставит в себестоимость, в проводку Д90.02-К41= 6 рублей. А в налоговом учете в расходы система подставит только 5 рублей, т.к. считает, что первыми продаются те товары, которые первыми поступили (метод ФИФО= первый пришел, первый вышел). Поэтому в большинстве случаев разница в этом.

Но могут быть расхождения, связанные с другими причинами: например, когда сервис видит, что товар не оплачен, т.к. в налоговом учете при продаже товара обязательным условием включения в расходы УСН является оплата этого товара поставщику. В этом случае сервис не подставит автоматом в поле «учесть в расходах УСН» нужные суммы.

У вас здесь есть два варианта: либо самостоятельно заполнить это поле суммами, которые вы посчитали, либо дождаться и довериться системе, которая заполнит поле в платежке, когда произойдет оплата поставщику.
Скажите, почему вы учитываете расход по аренде в акте выполненных работ, разве в УСН расходы не по факту оплаты?
Katya Kutovaya 6 февраля 2014
Здравствуйте, сейчас поясню. Мы признаем расходы УСН только при наличии двух фактов: оплаты и входящего отгрузочного документа (акта, накладной). Налоговый кодекс обязывает упрощенцев признавать в своих расходах затраты после их фактической оплаты (п.2 ст. 346.17 НК).

Под оплатой Налоговый Кодекс понимает прекращение обязательства перед продавцом, которое непосредственно связано с поставкой покупаемых товаров, услуг или имущественных прав. Прибегнем к помощи Гражданского Кодекса и посмотрим, что представляет собой обязательство покупателя перед продавцом.

Все статьи ГК, описывающие основные отношения между покупателем и продавцом (ст. 454 по договору купли-продажи, ст. 702 по договору подряда, ст. 783 по возмездному оказанию услуг) четко формулируют обязательства покупателя: оплатить ТМЦ (работы, услуги) и принять их (результат работ или услуг). Следовательно, если есть только оплата авансом продавцу, пусть даже предусмотренная договором, по нормам ГК обязательства покупателя еще не выполнены. Ведь принятие, оприходование ТМЦ, принятие работ или услуг, которое подтверждается накладной/актом, в учете еще не отражено. А, значит, нет оснований для включения в расходы по налоговому учету. Если оприходование ТМЦ или работ/услуг произведено (есть входящая накладная или акт) и есть оплата поставщику/продавцу, то обязательства по законодательству перед продавцом прекращены, а следовательно выполнены требования Налогового Кодекса по оплате и можно смело включить эти затраты в расходы УСН.
Благодарю! Такой вариант подачи информации мне нравится и очень понятен. Практика, практика... Кратко. Ёмко. По делу. Никакой воды. Спасибо!
Katya Kutovaya 6 февраля 2014
Пожалуйста :)
Добрый день. Я пока пользуюсь пробной версией контура выбираю между лайт версией и профи. У нас авто сервис на усн доходы минус расходы. Мы можем ставить на расходы товары (запчасти) оплаченные и полученные для дальнейшей продажи или только когда их продаем? И что делать если например мы закупали бочку масла 50 литров а продаем по 1 литру надо списывать пропорционально в расходы по мере продажи?
Да именно так. Если только вы не будете делать несколько иначе. В том случае если вы будете использовать масло как производственный материал для оказания услуг. Т.е. списывать по факту оказания услуг, то следует учесть, что материалы в отличии от товаров включаются в расходы по факту их оплаты. Т.е. материал должен быть получен и оплачен.
спасибо. а что делать смаслом которое останется непроданным например на конец года. куплено то оно в этом году. можно расходы прошлого года учитывать в текущем?
Если вы купили и оприходовали масло как материал, то включили его всей стоимостью в расходы прошлого года. Если вы включите сумму в расходы этого года, то это будет дважды признанием в расходах – можно нарваться на штраф при проверке.

В случае, если масло было оприходовано как товар, который продается покупателям, оплачен в прошлом году, то каждая продажа своей себестоимостью признается в расходах того периода, когда она была совершена. Например в 13 году купили и оплатили, а продаете в 14, 15 году – имеете полное право на это. В этом случае и в 14, и в 15 году в расходах будет идти себестоимость масла при продаже его покупателям.
А
Александр 9 марта 2014
А в легкой версии возможно учесть расходы по товарам?
Оксана Горская 11 марта 2014
Такого учета расходов как в профи версии в легкой версии нет. Расходы по товарам для перепродажи необходимо списывать вручную через раздел прочее с типом операции "Списание стоимости реализованных товаров".
Г
Гость 19 мая 2015
Добрый день. Мы работаем на усн (доходы минус расходы), можем ли мы списывать расходы от реализации единым документов раз в месяц? или необходимо по каждой реализации делать списание расходной накладной?
Анна Сатдарова 19 мая 2015
Добрый день! Себестоимость реализации отражается сразу: вы можете увидеть проводки Дт 90.2 - Кт 41 и Дт 99 - Кт 90.9 в каждом документе реализации. Остальные затраты, формирующие себестоимость, списываются операцией закрытия месяца.
Г
Гость 19 мая 2015
Анна, подскажите, есть ли возможность делать реализации все одним документом за месяц, а не по каждой реализации?
Анна Сатдарова 19 мая 2015
К сожалению, не вполне поняла вопрос. Можно ли оформлять все ваши реализации одним документом в программе? А при этом фактически реализации делались по другому?
Г
Гость 19 мая 2015
да, реализаций несколько, возможно есть отчет, которым можно сделать все реализации в одном документе?
Анна Сатдарова 19 мая 2015
Реализации нужно оформлять документами, и так, как вы их осуществляли. Вы же эти документы предоставляете контрагентам? Каждый документ - на каждую реализацию. У каждого документа свой номер, своя дата, выбран контрагент.
Отчет по реализациям, в котором собраны все отгрузки и оплаты, можно посмотреть в Анализ / Оплаты и отгрузки.
Е
Елена 15 июля
Добрый день Уважаемые бухгалтера. Подскажите, как правильно делать:
Программа Контур-Бухгалтерия
Приходит товар от Поставщика в разобранном виде
Продается конечному клиенту в сборе.
Что делал предыдущий бухгалтер:
Через Бух.справку дела Д23 К41 (отправлял товар в вспомогательные)
Д41 К23 (Комплектовал товар в сборе из Вспомогательных)
При реализации весь такой скомплектованный товар не попадает в расходы по сумме. Товар от поставщика оплачен, входящие доки проведенный, а при реализации в расходы не уходит.
https://www.b-kontur.ru
Елена Космакова 16 июля
Елена, добрый день! В момент комплектации можно сразу заполнять графу "Учитывать в расходах УСН". Но тогда комплектацию нужно делать под реализацию.
Н
Надежда 15 июля
Подскажите, пожалуйста, как в программе в расходах учитывается частично оплаченный товар. Например, поступил товар от поставщика на сумму 181000 руб. ( 20 наименований) , оплатили 60000 руб. Но реализовали товар с покупной стоимостью 120000 руб
ЕК
Елена Космакова 16 июля
Надежда, программа автоматически определяет сумму, которую можно учесть в расходах в зависимости от выполнения условий: товар получен, оплачен поставщику, продан. Скажем, если вы приобрели 10 стульев за 10 000 рублей, а оплатили лишь половину, то при реализации этих стульев в расходах будет учтено лишь пять тысяч рублей. Остальные пять - по факту погашения задолженности перед поставщиком.
Контур.Бухгалтерия
В веб-сервисе Контур.Бухгалтерия есть всё для удобной работы
  • Легко ведите учёт и заводите первичку
  • Отправляйте отчётность через интернет
  • Сервис расчитает налоги и напомнит о платеже
  • Начисляйте зарплату, больничные, отпускные
Попробовать бесплатно