Как ООО на УСН учесть расходы по товарам в Контур.Бухгалтерии — Контур.Бухгалтерия

Как ООО на УСН учесть расходы по товарам в Контур.Бухгалтерии

30 октября 2020 3 003 38

Организации на УСН «Доходы минус расходы» не всегда знают, какие расходы можно учесть для налогообложения. Принимая каждую затрату при расчете налога, вы скорее всего допустите ошибку.

Юлия Петрунина Специалист по юзабилити и эксперт Контур.Бухгалтерии

Налоговая редко проверяет правильность учета расходов, но может запросить документы для подтверждения расхода в случае сомнений. Если ФНС решит, что вы занизили сумму налога, она потребует доплатить его и назначит штраф.

Расскажем, как  правильно учитывать расходы по товарам.

Правила учета расходов на товары

  1. Проверьте, соответствуют ли ваши расходы списку ст. 346.5 НК РФ
  2. Учитывайте расходы, которые экономически обоснованы и направлены на получение дохода.
  3. Признавайте расходы на покупку товара для перепродажи, когда продадите его.
  4. Учитывайте расход на товар, когда он полностью оплачен и получен. 
  5. Списывайте товары в порядке их поступления: сначала те, которые вы купили первыми. Этот метод называется ФИФО.
  6. Учитывайте расход при расчете налога УСН по последней из дат:
  • дата оплаты поставщику;
  • дата получения от поставщика товаров, работ или услуг;
  • дата отгрузки товара конечному покупателю.

Расходы по товарам

Представим, что наша организация занимается торговлей ананасами. Первую партию в 100 ананасов мы оплатили и получили от поставщика по цене 100 рублей за штуку, включая НДС. Потом цены на ананасы выросли, и нам пришлось купить вторую партию по 120 рублей за штуку. Вот наши документы на покупку ананасов:

В этих документах поле «Учитывать в расходах УСН» нулевое, потому что товары учитываются в расходах только после сбыта.

16 октября  мы продали 150 ананасов первому клиенту. Во входящем платежном поручении от клиента мы учли доход, равный сумме оплаты, а в исходящей накладной учитываем расход:

Сервис предлагает учесть в расходах 16 000 рублей, так как сначала мы продаем ананасы из старой партии, в которой себестоимость одного ананаса — 100 рублей. После того, как старая партия распродана, мы начинаем продавать ананасы из следующей по методу расчета себестоимости ФИФО: 100 * 100 + 50 * 120 = 10 000 + 6 000 = 16 000.

В разделе Налоговый учет на вкладке Доходы и расходы мы видим документы, которые повлияют на базу налога УСН:

Расходы по аренде

Предположим, что ООО «Ромашка» снимает помещение у ИП Северянина И.В. 27 октября мы заплатили арендную плату за октябрь:

В расходах УСН пока ничего не учитываем, потому что платеж авансовый. Услугу еще не оказали, и акта у нас нет. В поле «Учитывать в расходах УСН» стоит 0.

ИП Северянин выставил акт по аренде за октябрь от 27.10.20. В акте поле «Учитывать в расходах УСН» заполняется автоматически:

Юлия Петрунина Специалист по юзабилити и эксперт Контур.Бухгалтерии

Как бухгалтеру-аутсорсеру зарабатывать больше

Наши друзья из сервиса Контур.Экстерн, это отчетность через интернет, выпустили подкаст для бухгалтеров, которые работают на фрилансе. Загорелись идеей помочь бухгалтерам стать предпринимателями и зарабатывать больше. Если вы работаете на себя, этот проект — для вас.

Вебинар о зарплатных изменениях с 2021 года

23 сентября мы провеби вебинар об изменениях в работе с сотрудниками с 2021 года. Публикуем запись вебинара: смотрите разъяснения от эксперта Контур.Бухгалтерии Татьяны Евдокимовой, если вам не удалось поучаствовать в онлайн-встрече.

Также читайте ответы на вопросы, которые мы не успели дать на вебинаре. 

Ответы на вопросы вебинара «Отмена ЕНВД. Пора действовать!»

9 сентября мы провели вебинар о переходе с ЕНВД. Рассказали, как выбрать новый налоговый режим, подать уведомление в налоговую и начать работу. В этой статье отвечаем на вопросы, которые задали участников вебинара: мы разделили их на темы и исключили повторяющиеся вопросы.

Надеемся, вы найдете нужную информацию!

Отмена ЕНВД. Пора действовать!

2020 год станет последним, когда можно было работать на ЕНВД и экономить на налогах. 9 сентября мы проведем вебинар: эксперт Бухгалтерии расскажет, к чему готовиться и что нужно делать уже сейчас. Вы получите чек-лист необходимых мероприятий и инструменты для действий.

Регистрируйтесь по ссылке и смотрите план вебинара в новости.

38 комментариев
В
Вячеслав 22 января 2014
картинки, мне кажется, надо поменять местами
Katya Kutovaya 23 января 2014
Спасибо за скорый комментарий, поменяли :)
И
Спасибо. все просто и понятно))
Е
Почему используется метод расчета себестоимости ФИФО? Это можно настраивать в системе?
Katya Kutovaya 28 января 2014
Добрый день. Расчет себестоимости для бухучета у нас идет по среднему, а расчет себестоимости для налогового учета - по методу ФИФО. Выбрать эти параметры в системе нет возможности: они прописаны в нашей учетной политике.
Н
Надежда 16 июля 2021
Katya Kutovaya, Добрый день! Если скачать шаблон учетной политики , то увидите, что в нем прописано " При реализации покупных товаров стоимость их приобретения определяется организацией для целей налогообложения по средней стоимости."
Видимо, такие чайники как я, окончательно замучили вашу техподдержку элементарными с точки зрения бухгалтера вопросами :)
На самом деле, огромнейшее спасибо, что решили рассказывать, как проводить разные бухгалтерские операции в Профи-версии! Это ооооооочень нужно, СПАСИБО!

>>Поэтому в рубрике «Совет недели» мы будем рассказывать и показывать, как проводить разные бухгалтерские операции в Бухгалтерии.Контур, как упростить учет с её помощью.
На здоровье, мы рады быть полезными :)
А как все делать в случае розничной торговли. Ведь пример с ананасами для оптовиков
Добрый день. Сейчас в Профи-версии нет специально выделенного документа для розничного списания товаров, но мы планируем добавить его в скором времени.

Пока вместо исходящей накладной рекомендуем воспользоваться бухгалтерской справкой, создав в ней проводку Д90.02-К41. Заполнить поле «Учесть в расходах УСН» здесь придется самостоятельно. Выручку розничный продавец может отразить через приходно-кассовый ордер операцией «Поступление выручки в кассу». Поле «Учесть в доходах УСН» заполнится здесь автоматически.
А
Скажите, почему вы учитываете расход по аренде в акте выполненных работ, разве в УСН расходы не по факту оплаты?
Здравствуйте, сейчас поясню. Мы признаем расходы УСН только при наличии двух фактов: оплаты и входящего отгрузочного документа (акта, накладной). Налоговый кодекс обязывает упрощенцев признавать в своих расходах затраты после их фактической оплаты (п.2 ст. 346.17 НК).

Под оплатой Налоговый Кодекс понимает прекращение обязательства перед продавцом, которое непосредственно связано с поставкой покупаемых товаров, услуг или имущественных прав. Прибегнем к помощи Гражданского Кодекса и посмотрим, что представляет собой обязательство покупателя перед продавцом.

Все статьи ГК, описывающие основные отношения между покупателем и продавцом (ст. 454 по договору купли-продажи, ст. 702 по договору подряда, ст. 783 по возмездному оказанию услуг) четко формулируют обязательства покупателя: оплатить ТМЦ (работы, услуги) и принять их (результат работ или услуг). Следовательно, если есть только оплата авансом продавцу, пусть даже предусмотренная договором, по нормам ГК обязательства покупателя еще не выполнены. Ведь принятие, оприходование ТМЦ, принятие работ или услуг, которое подтверждается накладной/актом, в учете еще не отражено. А, значит, нет оснований для включения в расходы по налоговому учету. Если оприходование ТМЦ или работ/услуг произведено (есть входящая накладная или акт) и есть оплата поставщику/продавцу, то обязательства по законодательству перед продавцом прекращены, а следовательно выполнены требования Налогового Кодекса по оплате и можно смело включить эти затраты в расходы УСН.
Благодарю! Такой вариант подачи информации мне нравится и очень понятен. Практика, практика... Кратко. Ёмко. По делу. Никакой воды. Спасибо!
Пожалуйста :)
Добрый день. Я пока пользуюсь пробной версией контура выбираю между лайт версией и профи. У нас авто сервис на усн доходы минус расходы. Мы можем ставить на расходы товары (запчасти) оплаченные и полученные для дальнейшей продажи или только когда их продаем? И что делать если например мы закупали бочку масла 50 литров а продаем по 1 литру надо списывать пропорционально в расходы по мере продажи?
Да именно так. Если только вы не будете делать несколько иначе. В том случае если вы будете использовать масло как производственный материал для оказания услуг. Т.е. списывать по факту оказания услуг, то следует учесть, что материалы в отличии от товаров включаются в расходы по факту их оплаты. Т.е. материал должен быть получен и оплачен.
спасибо. а что делать смаслом которое останется непроданным например на конец года. куплено то оно в этом году. можно расходы прошлого года учитывать в текущем?
Если вы купили и оприходовали масло как материал, то включили его всей стоимостью в расходы прошлого года. Если вы включите сумму в расходы этого года, то это будет дважды признанием в расходах – можно нарваться на штраф при проверке.

В случае, если масло было оприходовано как товар, который продается покупателям, оплачен в прошлом году, то каждая продажа своей себестоимостью признается в расходах того периода, когда она была совершена. Например в 13 году купили и оплатили, а продаете в 14, 15 году – имеете полное право на это. В этом случае и в 14, и в 15 году в расходах будет идти себестоимость масла при продаже его покупателям.
А
Александр 9 марта 2014
А в легкой версии возможно учесть расходы по товарам?
Оксана Горская 11 марта 2014
Такого учета расходов как в профи версии в легкой версии нет. Расходы по товарам для перепродажи необходимо списывать вручную через раздел прочее с типом операции "Списание стоимости реализованных товаров".
Г
Гость 19 мая 2015
Добрый день. Мы работаем на усн (доходы минус расходы), можем ли мы списывать расходы от реализации единым документов раз в месяц? или необходимо по каждой реализации делать списание расходной накладной?
Анна Сатдарова 19 мая 2015
Добрый день! Себестоимость реализации отражается сразу: вы можете увидеть проводки Дт 90.2 - Кт 41 и Дт 99 - Кт 90.9 в каждом документе реализации. Остальные затраты, формирующие себестоимость, списываются операцией закрытия месяца.
Г
Е
Добрый день Уважаемые бухгалтера. Подскажите, как правильно делать:
Программа Контур-Бухгалтерия
Приходит товар от Поставщика в разобранном виде
Продается конечному клиенту в сборе.
Что делал предыдущий бухгалтер:
Через Бух.справку дела Д23 К41 (отправлял товар в вспомогательные)
Д41 К23 (Комплектовал товар в сборе из Вспомогательных)
При реализации весь такой скомплектованный товар не попадает в расходы по сумме. Товар от поставщика оплачен, входящие доки проведенный, а при реализации в расходы не уходит.
https://www.b-kontur.ru
Елена Космакова 16 июля 2021
Елена, добрый день! В момент комплектации можно сразу заполнять графу "Учитывать в расходах УСН". Но тогда комплектацию нужно делать под реализацию.
Н
Надежда 15 июля 2021
Подскажите, пожалуйста, как в программе в расходах учитывается частично оплаченный товар. Например, поступил товар от поставщика на сумму 181000 руб. ( 20 наименований) , оплатили 60000 руб. Но реализовали товар с покупной стоимостью 120000 руб
ЕК
Елена Космакова 16 июля 2021
Надежда, программа автоматически определяет сумму, которую можно учесть в расходах в зависимости от выполнения условий: товар получен, оплачен поставщику, продан. Скажем, если вы приобрели 10 стульев за 10 000 рублей, а оплатили лишь половину, то при реализации этих стульев в расходах будет учтено лишь пять тысяч рублей. Остальные пять - по факту погашения задолженности перед поставщиком.
К
ИП не выставляет акты ежемесячно по аренде. Для подтверждения расхода требуется договор (акт-приема передачи помещения) и пп.
Каким образом ООО учитывать расход в программе Контур????
https://www.b-kontur.ru
Елена Космакова 26 января 2022
Ксения, добрый день. Действительно, для подтверждения расходов на аренду достаточно иметь верно оформленный договор аренды, документы об оплате аренды и акт приемки-передачи арендованного помещения. Это подтверждают и письмо Минфина от 25.03.2019 № 03-03-06/1/20067, от 15.11.2017 № 03-03-06/1/75483. Однако в программе важно ежемесячно (то есть по мере признания расхода) отражать расход документом Входящий акт выполненных работ. Документ можно создать без номера последним числом месяца, по которому вы признаете расход на основании графика платежей из своего договора аренды
Вы всё ещё думаете? Просто попробуйте