Организации на УСН «Доходы минус расходы» не всегда знают, какие расходы можно учесть для налогообложения. Принимая каждую затрату при расчете налога, вы скорее всего допустите ошибку.
Налоговая редко проверяет правильность учета расходов, но может запросить документы для подтверждения расхода в случае сомнений. Если ФНС решит, что вы занизили сумму налога, она потребует доплатить его и назначит штраф.
Расскажем, как правильно учитывать расходы по товарам.
Правила учета расходов на товары
- Проверьте, соответствуют ли ваши расходы списку ст. 346.5 НК РФ.
- Учитывайте расходы, которые экономически обоснованы и направлены на получение дохода.
- Признавайте расходы на покупку товара для перепродажи, когда продадите его.
- Учитывайте расход на товар, когда он полностью оплачен и получен.
- Списывайте товары в порядке их поступления: сначала те, которые вы купили первыми. Этот метод называется ФИФО.
- Учитывайте расход при расчете налога УСН по последней из дат:
- дата оплаты поставщику;
- дата получения от поставщика товаров, работ или услуг;
- дата отгрузки товара конечному покупателю.
Расходы по товарам
Представим, что наша организация занимается торговлей ананасами. Первую партию в 100 ананасов мы оплатили и получили от поставщика по цене 100 рублей за штуку, включая НДС. Потом цены на ананасы выросли, и нам пришлось купить вторую партию по 120 рублей за штуку. Вот наши документы на покупку ананасов:

В этих документах поле «Учитывать в расходах УСН» нулевое, потому что товары учитываются в расходах только после сбыта.
16 октября мы продали 150 ананасов первому клиенту. Во входящем платежном поручении от клиента мы учли доход, равный сумме оплаты, а в исходящей накладной учитываем расход:

Сервис предлагает учесть в расходах 16 000 рублей, так как сначала мы продаем ананасы из старой партии, в которой себестоимость одного ананаса — 100 рублей. После того, как старая партия распродана, мы начинаем продавать ананасы из следующей по методу расчета себестоимости ФИФО: 100 * 100 + 50 * 120 = 10 000 + 6 000 = 16 000.
В разделе Налоговый учет на вкладке Доходы и расходы мы видим документы, которые повлияют на базу налога УСН:

Расходы по аренде
Предположим, что ООО «Ромашка» снимает помещение у ИП Северянина И.В. 27 октября мы заплатили арендную плату за октябрь:

В расходах УСН пока ничего не учитываем, потому что платеж авансовый. Услугу еще не оказали, и акта у нас нет. В поле «Учитывать в расходах УСН» стоит 0.
ИП Северянин выставил акт по аренде за октябрь от 27.10.20. В акте поле «Учитывать в расходах УСН» заполняется автоматически:

На самом деле, огромнейшее спасибо, что решили рассказывать, как проводить разные бухгалтерские операции в Профи-версии! Это ооооооочень нужно, СПАСИБО!
>>Поэтому в рубрике «Совет недели» мы будем рассказывать и показывать, как проводить разные бухгалтерские операции в Бухгалтерии.Контур, как упростить учет с её помощью.
Пока вместо исходящей накладной рекомендуем воспользоваться бухгалтерской справкой, создав в ней проводку Д90.02-К41. Заполнить поле «Учесть в расходах УСН» здесь придется самостоятельно. Выручку розничный продавец может отразить через приходно-кассовый ордер операцией «Поступление выручки в кассу». Поле «Учесть в доходах УСН» заполнится здесь автоматически.
И благодарю Вас, Катя, за ясные и столь необходимые ответы.
• в кассовой книге в поле, где указывается название операции (поступление выручки в кассу), будет указано «бухгалтерская справка»;
• при создании бух.справки нужно не забыть заполнить поле «учесть в доходах УСН», которое в ПКО заполняется автоматически, а здесь только вручную.
Спасибо и вам за интересные вопросы :)
Но могут быть расхождения, связанные с другими причинами: например, когда сервис видит, что товар не оплачен, т.к. в налоговом учете при продаже товара обязательным условием включения в расходы УСН является оплата этого товара поставщику. В этом случае сервис не подставит автоматом в поле «учесть в расходах УСН» нужные суммы.
У вас здесь есть два варианта: либо самостоятельно заполнить это поле суммами, которые вы посчитали, либо дождаться и довериться системе, которая заполнит поле в платежке, когда произойдет оплата поставщику.
Под оплатой Налоговый Кодекс понимает прекращение обязательства перед продавцом, которое непосредственно связано с поставкой покупаемых товаров, услуг или имущественных прав. Прибегнем к помощи Гражданского Кодекса и посмотрим, что представляет собой обязательство покупателя перед продавцом.
Все статьи ГК, описывающие основные отношения между покупателем и продавцом (ст. 454 по договору купли-продажи, ст. 702 по договору подряда, ст. 783 по возмездному оказанию услуг) четко формулируют обязательства покупателя: оплатить ТМЦ (работы, услуги) и принять их (результат работ или услуг). Следовательно, если есть только оплата авансом продавцу, пусть даже предусмотренная договором, по нормам ГК обязательства покупателя еще не выполнены. Ведь принятие, оприходование ТМЦ, принятие работ или услуг, которое подтверждается накладной/актом, в учете еще не отражено. А, значит, нет оснований для включения в расходы по налоговому учету. Если оприходование ТМЦ или работ/услуг произведено (есть входящая накладная или акт) и есть оплата поставщику/продавцу, то обязательства по законодательству перед продавцом прекращены, а следовательно выполнены требования Налогового Кодекса по оплате и можно смело включить эти затраты в расходы УСН.
В случае, если масло было оприходовано как товар, который продается покупателям, оплачен в прошлом году, то каждая продажа своей себестоимостью признается в расходах того периода, когда она была совершена. Например в 13 году купили и оплатили, а продаете в 14, 15 году – имеете полное право на это. В этом случае и в 14, и в 15 году в расходах будет идти себестоимость масла при продаже его покупателям.
Отчет по реализациям, в котором собраны все отгрузки и оплаты, можно посмотреть в Анализ / Оплаты и отгрузки.
Программа Контур-Бухгалтерия
Приходит товар от Поставщика в разобранном виде
Продается конечному клиенту в сборе.
Что делал предыдущий бухгалтер:
Через Бух.справку дела Д23 К41 (отправлял товар в вспомогательные)
Д41 К23 (Комплектовал товар в сборе из Вспомогательных)
При реализации весь такой скомплектованный товар не попадает в расходы по сумме. Товар от поставщика оплачен, входящие доки проведенный, а при реализации в расходы не уходит.
Каким образом ООО учитывать расход в программе Контур????