Система прослеживаемости начала работать с 8 июля 2021: Правительство РФ утвердило постановления, необходимые для запуска системы. Читайте в новости, какие обязанности теперь есть у организаций и ИП, которые торгуют прослеживаемыми товарами.
Что такое прослеживаемость и кого это касается
С 1 июля 2021 с помощью новой системы государство будет бороться с нелегальным импортом и прослеживать движение ввозных товаров до конечного пользователя. А значит отчитываться будут все участники цепочки продаж, а не только импортеры. Но это касается только некоторых групп товаров. Скажем, если у вас детский магазин с колясками или магазин бытовой техники, — вам придется с головой окунуться в изучение новых правил.
Что. Полный список прослеживаемых товаров есть в Постановлении Правительства РФ от 01.07.2021 № 1110. Это стиральные машины и холодильники, строительная автотехника и промышленный транспорт, мониторы и проекторы, детские коляски и автокресла.
Когда. Нормы прослеживаемости начинают действовать с 8 июля 2021 года, они утверждены Постановлением Правительства РФ от 01.07.2021 № 1108.
Для кого. Правила действуют для организаций и ИП на любых налоговых режимах. Все, кто импортирует прослеживаемые товары или торгует ими внутри России, должны будут сдавать отчёт и уведомления об операциях с такими товарами, а еще вносить новые данные в документы.
Реквизиты для прослеживаемости
В качестве «меток» для партий ввозных товаров вводят специальные реквизиты. Их нужно вносить в новые поля на счетах-фактурах и УПД, в декларации по НДС, а также в новые отчеты и уведомления.
- РНПТ — регистрационный номер партии товара.
- Количество товара и единицы измерения, которые определяется по справочнику ОКЕИ.
РНПТ получают разными способами:
- При ввозе из стран ЕАЭС компания или ИП сдает в свою налоговую уведомление о ввозе. Налоговая назначает РНПТ партиям товара и сообщает его налогоплательщику.
- При ввозе из стран, не входящих в ЕАЭС, импортер сам формирует РНПТ: это номер таможенной декларации и обозначение партии товара в 32 графе той же декларации. Таможня сама уведомит налоговую о ввозе.
- Товар был в остатках на 1 июля 2021. Владелец прослеживаемых товаров подает в ФНС уведомление об остатках до их продажи, налоговая присваивает товарам РНТП.
Новая отчётность для участников системы прослеживаемости
Появились новые формы отчета и уведомлений, которые должны сдавать участники системы прослеживания (письмо ФНС России от 14.04.2021 № ЕА-4-15/5042@). Они могут измениться, потому что налоговики еще не утвердили окончательные варианты, но пока нужно пользоваться формами из письма. Налоговая будет принимать их только через операторов электронного документооборота (требование ФЗ от 09.11.2020 № 371-ФЗ и ст.169 НК РФ).
- Отчёт об операциях с прослеживаемыми товарами — плательщики НДС сдают при выбытии товаров или их покупке у неплательщиков НДС, а неплательщики НДС сдают при покупке, продаже, передаче товаров, и все категории налогоплательщиков сдают отчет при прекращении прослеживаемости и в случае восстановления прослеживаемости (например, физлицо вернуло товар). Срок сдачи — в течение 25 дней после отчетного квартала.
- Уведомление о ввозе — при импорте из ЕАЭС в течение 5 дней после принятия товаров на учет.
- Уведомление о перемещении — при экспорте из России в государства ЕАЭС, в течение 5 дней со дня отгрузки.
- Уведомление об остатках — подают до реализации товаров из остатков. Подтверждают наличие товара актом инвентаризации, бухгалтерской справкой-расчетом или другими документами.
В нашей Справке читайте подробности о том, до какого момента прослеживается товар, что делать, если покупатель вернул покупку, и как организовать работу с прослеживаемыми товарами при импорте, экспорте и реализации на территории России.
А еще изменятся правила работы со счетами-фактурами и УПД: нужно будет заполнять несколько новых граф и при работе с прослеживаемыми товарами выставлять эти документы только в электронном виде. Подробности читайте в нашей новости.
Как подготовиться к нововведениям
Чтобы работать по новой системе, нужно не только изучить порядок оформления документов, но и обеспечить технические условия для отправки отчетов и уведомлений в электронном виде.
- Прежде всего нужно стать участником электронного документооборота с контрагентами, если вы еще этого не сделали. В Контур.Бухгалтерии можно настроить электронный документооборот через Диадок на тарифах «Оптимальный» и «Максимальный».

- Если на 1 июля 2021 года на вашем складе есть товары из списка прослеживаемости, нужно до их продажи отправить в налоговую уведомление об остатках, чтобы получить РНПТ. Заполнить и отправить уведомление можно на вкладке «Отчетность» Бухгалтерии: выберите раздел «ФНС» → нажмите кнопку «Создать» → найдите в списке уведомление об остатках (КНД 1169011), заполните и отправьте его. Когда получите из налоговой РНПТ для складских остатков, внесите их в карточки соответствующих товаров в поле «Код РНПТ». Подробную инструкцию смотрите в Справке (пункт «Если на 01.07.2021 на складе есть остатки прослеживаемых товаров...»).

Будут ли штрафовать за нарушение норм прослеживаемости
Пока в Налоговом кодексе или КоАП нет специальных штрафов за непредставление отчетов либо опоздание с отчетами и уведомлениями об операциях с прослеживаемыми товарами. Ожидается, что меры ответственности по КоАП будут применять с 1 июля 2022 года. Проекты поправок в открытых источниках пока не опубликовали.
Если опираться на действующие нормы Налогового кодекса, то за опоздание или непредставление новых уведомлений или отчета за каждый непредставленный документ возможен штраф 200 рублей (п. 1 ст. 126 НК). Также инспекторы могут наложить административный штраф на должностных лиц компании 300-500 рублей, а вот предпринимателей штрафовать не могут (п. 1 ст. 15.6 КоАП, примечание к ст. 15.3 КоАП).
При отсутствии счетов-фактур по прослеживаемым товарам возможны санкции по статье 120 НК РФ. Размер штрафа продавцу зависит от периода, в который счета-фактуры не выставлялись. Покупателю штрафы за отсутствие счетов-фактур предъявляют, только если он заявляет вычет по НДС без нужного документа.
— холодильники, морозильники, холодильное или морозильное оборудование и тепловые насосы;
— автопогрузчики;
— бульдозеры, грейдеры, планировщики, механические лопаты, экскаваторы, одноковшовые погрузчики, трамбовочные машины и дорожные катки (самоходные);
— машины стиральные, бытовые или для прачечных;
— мониторы и проекторы;
— транспортные средства промышленного назначения;
— детские коляски;
— автомобильные детские сиденья (кресла) безопасности (с металлическим и пластмассовым каркасами).
Как видим, "аппаратура приемная для телевизионной связи, включающая .... в свой состав ...... аппаратуру, ..... воспроизводящую звук или изображение" с уточнением "26.40.20 Приемники телевизионные, совмещенные или не совмещенные с широковещательными радиоприемниками или
аппаратурой для записи или воспроизведения звука или изображения" подразумевает только телевизоры, или ТВ-приставки также?
— холодильники, морозильники, холодильное или морозильное оборудование и тепловые насосы;
— автопогрузчики;
— бульдозеры, грейдеры, планировщики, механические лопаты, экскаваторы, одноковшовые погрузчики, трамбовочные машины и дорожные катки (самоходные);
— машины стиральные, бытовые или для прачечных;
— мониторы и проекторы;
— транспортные средства промышленного назначения;
— детские коляски;
— автомобильные детские сиденья (кресла) безопасности (с металлическим и пластмассовым каркасами).
Подскажите, пожалуйста. Вокруг очень много противоречащей друг другу информации. У нас ООО.
Имеются мониторы, но числятся у нас как основные средства - часть из них самортизировалась.
Также имеются мониторы, которые числятся как материалы (малоценка) по счету 10.
Мы занимаемся услугами, а не продажами. Всё, что закупаем используем для собственных нужд ООО (плательщик НДС).
Вопросы:
1. Надо ли сдавать нам отчёт об остатках? Если да, то в каких случаях?
2. Каким образом и в чем разница между отражением/учетом малоценки и основных средств в разрезе данного постановления?
3. Надо ли нам сдавать отчёты об операциях с прослеживаемыми товарами, если мы не планируем ничего продавать, а только покупать и использовать "для себя" = для ООО?
(можете, пожалуйста, привести конкретную ссылку из Постановления/приказа или ФЗ, которую в данном случае можно использовать, так как при изучения Законодательной базы самостоятельно - данной информации найти не удалось - встречаю её только на форумах, а строки из форума начальству не приведешь).
4. Что меняется для нас в части закупок товара? Или ничего? Если вся купленная техника - мониторы закупается для собственных нужд и не учитывается на счете 41, а числится на счетах 01, 10?
5. Если мы являемся плательщиками НДС, но, к примеру, совершили продажу товара/или у нас есть остатки, которые мы продавать не планируем, каким образом это отражается на измененной декларации по НДС? Эти изменения по форме вступают силу с декларации за 3 кв. 2021 года?
6. Нужно ли предоставлять какую-то иную отчетность, если происходили только закупки мониторов для собственных нужд?
7. При сдаче НДС за 3 кв. 2021 года - нужно ли показывать информацию об остатках мониторов, если они используются для нужд ООО?
8. Если у ООО на балансе числятся мониторы, которые купили в мае, а списали на основные средства в июле (после выхода Постановления), каким образом это отражать?
9. Если мониторы отражены за балансом, каким образом это отражать в рамках текущего Постановления?
10. Надо ли отражать технику, которая учтена на балансе, но полностью самортезирована?
11. По какой стоимости необходимо отражать основные средства, малоценку и ТМЦ, учитываемые за балансом, в рамках данного Постановления?
Заранее огромное спасибо за ответ!
С уважением, Медина Гончарова.
Можно 01.07.2021 года ЮЛ списать 2 монитора, которые были куплены для себя?
Наша фирма собирается приобрести на Алиэкспресс ноутбук, как мы можем присвоить ему РНПТ? Ведь Алиэкспресс дает только чек. А для присвоения РНПТ нужна ГТД...