Работа с ЭЛН и проактивными выплатами ФСС

17 марта 2022 1

С 2022 года ФСС по-новому начисляет ряд пособий, а листки нетрудоспособности выдаются гражданам только в электронном виде. Расскажем, что изменилось в работе с пособиями и как теперь взаимодействовать с ФСС через Бухгалтерию.

Что изменилось

ЭЛН. С 2022 года медицинские учреждения оформляют только электронные листки нетрудоспособности (ЭЛН), и Фонд социального страхования выплачивает гражданам пособия только на их основании.

Проактивные выплаты. Прямые выплаты больничных из ФСС распространились на все регионы страны и стали «проактивными». Теперь именно фонд инициирует начисление и выплату пособия: о болезни гражданина он узнает после появления в системе электронного больничного, о рождении ребенка — по сведениям органов ЗАГС. Но для полноценной работы фонд должен взаимодействовать с работодателем.

СЭДО. Взаимодействие ФСС и работодателя происходит через Социальный электронный документооборот (СЭДО). С его помощью работодатели выполняют свои новые обязанности:

  • при найме нового сотрудника направляют в ФСС через СЭДО сведения о нем; 
  • при изменениях сведений о застрахованном лице (имя, фамилия, банковский счет, на который работник хочет получать пособия) тоже отправляют обновленные данные в фонд; 
  • отвечают на запросы ФСС в течение 3 рабочих дней и сообщают недостающие сведения о сотрудниках, которым назначается пособие;
  • если из-за неверных данных, которые сообщил работодатель, возникнет переплата по пособию, возмещают ее в фонд.

А еще через СЭДО можно узнать номер больничного сотрудника для начисления пособия за первые три дня болезни.

Переходный период. До июля 2022 действует переходный период: ФСС назначает выплаты и по старым правилам о прямых выплатах, и по новым правилам о «проактивных» выплатах, а работодатели изучают систему и присоединяются к ней. Штрафов за нарушения пока нет.

Подробности о новых правилах работы с пособиями читайте в нашей статье.

Как работать с пособиями в Бухгалтерии

1. Подключиться к СЭДО. Чтобы обмениваться электронными данными с ФСС через Бухгалтерию, подключитесь к Социальному электронному документообороту. Эту задачу вы увидите на главной странице сервиса, если у вас есть действующий сертификат КЭП и хотя бы один сотрудник.

Также подключиться к СЭДО можно из меню. Для этого выберите вкладку «Отчетность» → «ФСС» → «Настроить СЭДО».

На открывшейся странице введите регистрационный номер организации. Если у вас филиал, укажите дополнительный код филиала. 

Нажмите «Включить СЭДО». Появится сообщение, что СЭДО включен. Теперь вы сможете отправлять сведения о застрахованных лицах из сервиса, получать запросы от ФСС и отвечать на них. Пошаговая инструкция по подключению есть в нашей Справке.

2. Настроить уведомления о запросах ФСС. После подключения к СЭДО фонд будет направлять вам запросы на недостающие сведения о сотрудниках. На такой запрос нужно ответить в течение 3 рабочих дней, а если этого не сделать, в будущем могут грозить штрафы.

В Бухгалтерии вы увидите желтые «маячки» и уведомления о запросах ФСС: 

  • на списке организаций; 
  • на главной странице сервиса;
  • на вкладке «Отчетность»;
  • в разделе «ФСС» на вкладке «Отчетность».

А еще вы можете настроить получение уведомлений о запросах ФСС по sms и e-mail, чтобы вовремя реагировать. Для этого зайдите в меню «Реквизиты и настройки» → «Настройки» → «Уведомления». В разделе «ФСС» проставьте флажки в нужных полях строки «Запросы по пособиям».

3. Загружать больничный, отправлять ответы и рассчитывать пособия за первые три дня болезни. Оформлять больничный нужно только после его закрытия. Сервис подгрузит данные ЭЛН из базы ФСС, а потом на их основе заполнит необходимые сведения по сотруднику для ответа на запрос фонда. И Бухгалтерия по-прежнему будет автоматически рассчитывать пособие за первые 3 дня болезни. 

Чтобы выполнить эти задачи, нужно загрузить ЭЛН в сервис, ввести в него номер листка нетрудоспособности и СНИЛС сотрудника, подписать электронной подписью. Затем перейти на вкладку «Расчет пособия», проверить данные по пособию для сотрудника и сохранить их. Подробную инструкцию смотрите в нашей Справке.

После этого:

  • ЭЛН с обновленными данными отправится на портал ФСС;
  • реестр сведений будет автоматически сформирован и тоже отправлен в ФСС (по больничному в связи с проф. травмой или заболеванием отправится только ЭЛН — отправки реестра в этом случае не предусмотрено);
  • в личной карточке сотрудника на вкладке «Больничные и пособия» отобразятся данные по новому больничному, они будут учитываться при расчете заработной платы.

Загрузка номенклатуры в Бухгалтерии

В сервисе появился виджет загрузки номенклатуры. Теперь вы легко можете загрузить из Excel списки товаров, услуг, материалов, продукции, внеоборотных активов. Это можно сделать при начале работы или в любой момент при добавлении / обновлении ассортимента.  Система не будет дублировать карточки с одинаковым названием и артикулом.

Читайте в новости, как загружать в сервис номенклатуру из файла.

Обратная связь

Теперь стало удобнее оставлять отзывы о Бухгалтерии. Кнопка обратной связи переехала в меню Центра поддержки в нижнем правом углу экрана. Такие кнопки есть на сайте Бухгалтерии и в самом сервисе.

Поздравляем с 8 Марта!

Дорогие наши девушки, поздравляем с Женским днем! Вы удивительные и добрые, решительные и ясные. Желаем, чтобы у вас все получалось и цвело под вашими руками.

Отправка акта сверки через Контур.Диадок

Теперь из Бухгалтерии через Диадок можно отправить контрагенту акт сверки по взаиморасчетам. До сих пор был доступен только обмен электронными накладными, актами, УПД и счетами-фактурами.

1 комментарий
АГ
Азат Газизов 1 мая
Можно уточнить, какой закон вводит это СЭДО и как/где его можно оспорить? Меня больше всего смущает положение "На такой запрос нужно ответить в течение 3 рабочих дней". Получается в мелком ООО (или ИП), где трудятся один директор и несколько рядовых сотрудников, директор не может уйти в полноценный отпуск, т.к. в любой день другой сотрудник может заболеть и потребуется срочно отвечать на запрос ФСС. Доверить право подписывать электронные документы, допустим, в силу оптимизации численного состава просто некому. Таким образом, считаю это положение противоречащим праву работника на ежегодный отпуск.
Да, раньше тоже надо было срочно отвечать, например, в течение шести дней подтверждать получение документов ФНС, но там рискуешь не получением штрафа, а блокировкой расходных операций ненужного во время отпуска расчётного счёта.
Или же в этом СЭДО можно будет заранее (конечно, с помощью Контур.Бухгалтерии) отправить все реквизиты всех сотрудников, чтобы потом ФСС не присылал своих запросов?
Контур.Бухгалтерия
В веб-сервисе Контур.Бухгалтерия есть всё для удобной работы
  • Легко ведите учёт и заводите первичку
  • Отправляйте отчётность через интернет
  • Сервис расчитает налоги и напомнит о платеже
  • Начисляйте зарплату, больничные, отпускные
Попробовать бесплатно