Работа с ЭЛН и проактивными выплатами ФСС — Контур.Бухгалтерия

Работа с ЭЛН и проактивными выплатами ФСС

17 марта 2022 6 272 1

С 2022 года ФСС по-новому начисляет ряд пособий, а листки нетрудоспособности выдаются гражданам только в электронном виде. Расскажем, что изменилось в работе с пособиями и как теперь взаимодействовать с ФСС через Бухгалтерию.

Что изменилось

ЭЛН. С 2022 года медицинские учреждения оформляют только электронные листки нетрудоспособности (ЭЛН), и Фонд социального страхования выплачивает гражданам пособия только на их основании.

Проактивные выплаты. Прямые выплаты больничных из ФСС распространились на все регионы страны и стали «проактивными». Теперь именно фонд инициирует начисление и выплату пособия: о болезни гражданина он узнает после появления в системе электронного больничного, о рождении ребенка — по сведениям органов ЗАГС. Но для полноценной работы фонд должен взаимодействовать с работодателем.

СЭДО. Взаимодействие ФСС и работодателя происходит через Социальный электронный документооборот (СЭДО). С его помощью работодатели выполняют свои новые обязанности:

  • при найме нового сотрудника направляют в ФСС через СЭДО сведения о нем; 
  • при изменениях сведений о застрахованном лице (имя, фамилия, банковский счет, на который работник хочет получать пособия) тоже отправляют обновленные данные в фонд; 
  • отвечают на запросы ФСС в течение 3 рабочих дней и сообщают недостающие сведения о сотрудниках, которым назначается пособие;
  • если из-за неверных данных, которые сообщил работодатель, возникнет переплата по пособию, возмещают ее в фонд.

А еще через СЭДО можно узнать номер больничного сотрудника для начисления пособия за первые три дня болезни.

Переходный период. До июля 2022 действует переходный период: ФСС назначает выплаты и по старым правилам о прямых выплатах, и по новым правилам о «проактивных» выплатах, а работодатели изучают систему и присоединяются к ней. Штрафов за нарушения пока нет.

Подробности о новых правилах работы с пособиями читайте в нашей статье.

Как работать с пособиями в Бухгалтерии

1. Подключиться к СЭДО. Чтобы обмениваться электронными данными с ФСС через Бухгалтерию, подключитесь к Социальному электронному документообороту. Эту задачу вы увидите на главной странице сервиса, если у вас есть действующий сертификат КЭП и хотя бы один сотрудник.

Также подключиться к СЭДО можно из меню. Для этого выберите вкладку «Отчетность» → «ФСС» → «Настроить СЭДО».

На открывшейся странице введите регистрационный номер организации. Если у вас филиал, укажите дополнительный код филиала. 

Нажмите «Включить СЭДО». Появится сообщение, что СЭДО включен. Теперь вы сможете отправлять сведения о застрахованных лицах из сервиса, получать запросы от ФСС и отвечать на них. Пошаговая инструкция по подключению есть в нашей Справке.

2. Настроить уведомления о запросах ФСС. После подключения к СЭДО фонд будет направлять вам запросы на недостающие сведения о сотрудниках. На такой запрос нужно ответить в течение 3 рабочих дней, а если этого не сделать, в будущем могут грозить штрафы.

В Бухгалтерии вы увидите желтые «маячки» и уведомления о запросах ФСС: 

  • на списке организаций; 
  • на главной странице сервиса;
  • на вкладке «Отчетность»;
  • в разделе «ФСС» на вкладке «Отчетность».

А еще вы можете настроить получение уведомлений о запросах ФСС по sms и e-mail, чтобы вовремя реагировать. Для этого зайдите в меню «Реквизиты и настройки» → «Настройки» → «Уведомления». В разделе «ФСС» проставьте флажки в нужных полях строки «Запросы по пособиям».

3. Загружать больничный, отправлять ответы и рассчитывать пособия за первые три дня болезни. Оформлять больничный нужно только после его закрытия. Сервис подгрузит данные ЭЛН из базы ФСС, а потом на их основе заполнит необходимые сведения по сотруднику для ответа на запрос фонда. И Бухгалтерия по-прежнему будет автоматически рассчитывать пособие за первые 3 дня болезни. 

Чтобы выполнить эти задачи, нужно загрузить ЭЛН в сервис, ввести в него номер листка нетрудоспособности и СНИЛС сотрудника, подписать электронной подписью. Затем перейти на вкладку «Расчет пособия», проверить данные по пособию для сотрудника и сохранить их. Подробную инструкцию смотрите в нашей Справке.

После этого:

  • ЭЛН с обновленными данными отправится на портал ФСС;
  • реестр сведений будет автоматически сформирован и тоже отправлен в ФСС (по больничному в связи с проф. травмой или заболеванием отправится только ЭЛН — отправки реестра в этом случае не предусмотрено);
  • в личной карточке сотрудника на вкладке «Больничные и пособия» отобразятся данные по новому больничному, они будут учитываться при расчете заработной платы.

Массовое скачивание и печать документов

Теперь в сервисе можно скачать весь пакет документов по сделке в один клик. Больше не нужно сохранять или выводить на печать каждый документ по-отдельности.

Вертикальное меню в Бухгалтерии

В нашем сервисе меняется интерфейс. Горизонтальное меню в верхней части экрана, к которому вы привыкли, станет вертикальным. На навигации это никак не отразится — управление останется прежним.

QR‑код в счете на оплату

Теперь в счет на оплату можно добавить QR-код. Ваши контрагенты смогут быстро и точно переходить в интернет-банк и отправлять вам деньги по счету.

Продажа товаров через маркетплейсы

В Бухгалтерии стало удобно оформлять продажи через маркетплейсы, принимать к учету комиссионные выплаты и затраты на услуги площадки. Теперь в сервисе есть документы для отражения операций, связанных с торговлей на электронных площадках.

Как сократить налог УСН на уплаченные взносы в Бухгалтерии

Начало 2023 года оказалось непростым для бухгалтеров: пришлось разбираться в новых правилах уплаты налогов на ЕНС, а кроме этого — ждать, когда все заработает без ошибок. Расскажем, что нужно сделать клиентам Бухгалтерии, чтобы уплаченные налоги и взносы отразились в учете и система правильно рассчитала налог УСН за первый квартал.

1 комментарий
АГ
Азат Газизов 1 мая 2022
Можно уточнить, какой закон вводит это СЭДО и как/где его можно оспорить? Меня больше всего смущает положение "На такой запрос нужно ответить в течение 3 рабочих дней". Получается в мелком ООО (или ИП), где трудятся один директор и несколько рядовых сотрудников, директор не может уйти в полноценный отпуск, т.к. в любой день другой сотрудник может заболеть и потребуется срочно отвечать на запрос ФСС. Доверить право подписывать электронные документы, допустим, в силу оптимизации численного состава просто некому. Таким образом, считаю это положение противоречащим праву работника на ежегодный отпуск.
Да, раньше тоже надо было срочно отвечать, например, в течение шести дней подтверждать получение документов ФНС, но там рискуешь не получением штрафа, а блокировкой расходных операций ненужного во время отпуска расчётного счёта.
Или же в этом СЭДО можно будет заранее (конечно, с помощью Контур.Бухгалтерии) отправить все реквизиты всех сотрудников, чтобы потом ФСС не присылал своих запросов?
Вы всё ещё думаете? Просто попробуйте