Горизонтальный и вертикальный анализ бухгалтерского баланса — Контур.Бухгалтерия

Горизонтальный и вертикальный анализ бухгалтерского баланса

Бухгалтерский баланс — это не просто отчет, который бухгалтер сдает в налоговую «для галочки». Баланс смотрят собственники, банки, инвесторы и другие заинтересованные лица, чтобы принять управленческие решения или сделать вывод о финансовом положении организации. Для этого прибегают к горизонтальному и вертикальному анализу бухбаланса.

Горизонтальный и вертикальный анализ бухгалтерского баланса

Горизонтальный анализ бухгалтерского баланса

Горизонтальный анализ заключается в сравнении данных отчетного года с данными предыдущего года по каждой строке баланса. То есть при анализе смотрят динамику изменения показателей. Поэтому он и называется «горизонтальным»: для анализа мы смотрим на цифры в строке, то есть сверяем показатели по горизонтали.

Данные в бухгалтерском балансе должны быть приведены как минимум за 2 года — отчетный и предыдущий (п. 10 ПБУ 4/99). Форма баланса, утвержденная Приказом Минфина РФ от 02.07.2010 № 66н, вообще содержит показатели за 3 года: отчетный, предыдущий и предшествующий предыдущему.

Горизонтальный анализ проводят в три этапа:

  • находят бухгалтерский баланс за интересующие периоды;
  • считают разницу между показателями отчетного и прошлого периода;
  • анализируют и делают выводы.

Пример горизонтального анализа

Разберем порядок горизонтального анализа на примере строки «Запасы».

Пояснения Наименование показателя Код На 31 декабря 2021 года На 31 декабря 2020 года На 31 декабря 2019 года
  Запасы 1210 150 000 125 000 135 000

Для оценки динамики показателя считаем темп роста, который показывает, во сколько раз вырос показатель. Для этого используем следующую формулу:

Темп роста = Отчетный год / Предшествующий период * 100%

То есть темп роста в 2021 году по отношению к 2020 году составил:

150 000 / 125 000 * 100% = 120 %, то есть запасы за 1 год запасы увеличились в 1,2 раза.

Также можно рассчитать темп прироста. Формула будет очень похожа, за исключением одного момента:

Темп прироста = (Отчетный год / Предшествующий период — 1) * 100%

В нашем примере темп прироста составит: 

(150 000 / 125 000 — 1) * 100% = 20 %, то есть по сравнению с 2020 годом запасы выросли на 20 %.

Аналогично можно посчитать динамику за период 2019 — 2021 годов. Темп роста за этот период составил 115%.

Мы знаем, как провести горизонтальный анализ, остается только понять, как трактовать результаты. Для этого одного бухбаланса мало, нужно запрашивать отчет о финансовых результатах, пояснения, оборотно-сальдовые ведомости и так далее. То есть нужно быть в курсе специфики бизнеса.

Например, рост запасов — это хорошо или плохо для организации? На первый взгляд это огромный плюс, ведь в запасе организации, вероятно, есть сырье, готовая продукция, незавершенное производство и так далее. То есть компания реально ведет бизнес, а запас помогает непрерывности производства и продаж.

Но ключевое слово здесь — «вероятно». По одной строке отчета сделать вывод сложно. Запасы могут быть неликвидными. Допустим, они лежат с 2019 года. Все сырье давно испортилось, а готовая продукция вообще не пользуется спросом.

Перейдем к дебиторской задолженности. С одной стороны ее рост косвенно свидетельствует о росте продаж. А с другой — организация на балансе имеет долги, которые еще не стали деньгами, а это грозит кассовыми разрывами и финансовыми трудностями. В то же время снижение дебиторки говорит, что организация проводит успешную политику по инкассации задолженности, то есть покупатели вовремя рассчитываются по своим долгам.

Что может говорить рост строки «Основные средства»? С одной стороны — организация наращивает производственные мощности. А с другой — без знания показателя фондоотдачи нельзя сделать вывод об эффективности использования активов.

Пример. Автор работал с организациями, у которых стоимость основных средств на балансе превышала четверть миллиарда рублей и постоянно росла, в то время как выручка снижалась из года в год. Фактически оборудование простаивало.

Есть показатели, рост которых оценивается положительно, например, нераспределенная прибыль, уставный капитал, добавочный капитал, резервный капитал. Сюда же можно отнести денежные средств и финансовые вложения, но с небольшой оговоркой. Финвложения нужно проверить на эффективность и отдачу, а денежные средства нужно сравнить с долгами компании.

При проведении горизонтального анализа помните, что рост — не всегда хорошо, а снижение — не всегда плохо. Выводы можно делать только после изучения специфики бизнеса.

Вертикальный анализ бухгалтерского баланса

Вертикальный анализ основан на расчете удельного веса показателей бухбаланса в укрупненной группе. Например, можно рассчитать долю основных средств во внеоборотных активах, долю запасов в оборотных активах и так далее. То есть вертикальный анализ направлен на изучение структуры активов и пассивов организации, поэтому его еще называют структурным анализом.

Вертикальный анализ проводят в несколько этапов:

  • находят бухгалтерский баланс за интересующие периоды;
  • рассчитывают долю каждой статьи в общей структуре;
  • анализируют и делают выводы.

Пример вертикального анализа бухгалтерского баланса

Разберем структурный анализ бухгалтерского баланса на примере оборотных активов.

Пояснения Наименование показателя Код На 31 декабря 2021 года Доля показателя На 31 декабря 2020 года Доля показателя
  Запасы 1210 150 000 41,7 % 125 000 33,3 %
  Дебиторская задолженность 1230 135 000 37,5 % 100 000 26,7 %
  Денежные средства 1250 75 000 20,8 % 150 000 40 %
  Итого по разделу 2 (Оборотные активы) 1200 360 000 100 % 375 000 100 %

Из примера видно, что в 2020 году в структуре оборотных средств преобладали денежные средства — самый высоколиквидный актив компании. А вот в 2021 году доля денежных средств снизилась. На первом месте теперь запасы, а на втором — дебиторская задолженность.

Сделать можно несколько выводов. Первый — перед новым годом организация закупила сырье и готовую продукцию на склад. То есть мы знаем, что у компании есть запас ресурсов, чтобы уверенно и бесперебойно работать в начале 2022 года. 

Второй вывод — у организации растет пул покупателей, которые не рассчитались за отгруженную продукцию. Нужно детально изучить, какая часть дебиторки уже просрочена, а какая — нет.

В примере за 100 % мы взяли сумму оборотных активов и анализировали их структуру. Но точно так же за 100 % можно было взять стоимость всех активов.

После вертикального анализа можно приступить к горизонтальному анализу, чтобы изучить отклонения в структуре. Например, доля запасов выросла на 8,4 процентных пункта или ее темп роста составил 125 % по отношению к 2020 году, доля денежных средств снизилась на 19,2 процентных пункта или ее темп роста составил всего 52 %.

Период горизонтального и вертикального анализа бухгалтерского баланса

Горизонтальный и вертикальный анализ можно проводить на разных промежутках времени. Все зависит от поставленных целей и задач. Если нужно определить, как отработали текущий год по сравнению с предыдущим, достаточно сравнить два года.

Если же цель состоит в выявлении трендов и закономерностей, то двухлетнего периода будет недостаточно. Анализировать придется период от 3-5 лет и больше.

Рекомендуем вам облачный сервис Контур.Бухгалтерия. Программа на основании данных по бухгалтерским счетам автоматически собирает бухгалтерский баланс компании. Вам останется проанализировать его и сделать выводы о развитии бизнеса. В системе есть простой учет, зарплата, отчетность, управленческие отчеты и другие инструменты.


Что такое сальдо простыми словами и какое оно бывает

Предприниматели, которые начинают вести бухгалтерию или разбираются с устройством единого налогового счета, сталкиваются с термином «сальдо». Расскажем, что это такое, как по нему определить, есть ли ошибки в учете и долги или переплаты по налогам и взносам.

Сомнительные долги в бухгалтерском и налоговом учете

Если есть риск, что покупатель не оплатит счет за поставку или поставщик не отгрузит товар, компания создает резерв по сомнительным долгам в налоговом и бухгалтерском учете. Это помогает заранее учесть убытки и снизить налог. Расскажем, как создать и отразить в учете такой резерв.

Документы по учету основных средств

Расскажем, какие документы надо оформлять на всех стадиях работы с основными средствами (ОС): при получении, вводе в эксплуатацию, ремонте, продаже, выбытии.

Классификация основных средств

Чтобы рассчитывать амортизацию имущества в налоговом учете, нужно определить амортизационную группу с помощью специальной классификации основных средств. А срок полезного использования в бухгалтерском учете компании определяют сами. Расскажем, как определить срок полезного использования и сгруппировать имущество для учета.

Вы всё ещё думаете? Просто попробуйте