Налог на рекламу

Предприниматели сталкиваются с вопросом: надо ли платить налог на рекламу и по какой ставке? В сети можно встретить статьи о старом законе на рекламу и новом законопроекте о «гуманитарном сборе». Расскажем, надо ли платить налог на рекламу и как учитывать рекламные расходы.

Налог на рекламу

Действует ли местный налог на рекламу в 2022 году

В начале нулевых годов действовал местный налог на рекламу. Например, в Москве он регламентировался законом № 59 от 21.11.2001 года. В других регионах местные власти вводили такой налог и устанавливали тарифы.

Но с 2005 года этот налог отменен на федеральном уровне (Федеральный закон от 29.07.2004 N 95-ФЗ), так что теперь он не действует.

Что с новым законопроектом 2020 года о налоге на рекламу

В 2020 году Госдума рассматривала законопроект № 979423-7, согласно которому планировалось введение «Гуманитарного сбора». Глава с таким названием должна была появиться в Налоговом кодексе.

Предполагалось, что плательщиками сбора станут компании и ИП, которые любым способом и в любой форме распространяют рекламу. Они должны были платить сбор ежеквартально по ставке 5% от дохода, который получен от распространения рекламы. Средства от сбора направлялись бы для помощи гражданам, которые попали в трудную жизненную ситуацию или нуждаются в лечении.

Но законопроект был отклонен после рассмотрения в первом чтении в июне 2021 года. Сбор с рекламных доходов не ввели.

Что делать блогерам с доходами от рекламы в сети

Многие блогеры или ведущие Ютуб-каналов размещают на своих страницах рекламные материалы, которые приносят им доход. Если они выступают как физлица, то должны уплачивать НДФЛ с этих доходов по ставке 13% (гл. 23 НК РФ, письмо ФНС от 16.06.2021 № БС-4-11/8412@). Нужно самостоятельно рассчитать и уплатить налог и подать декларацию 3-НДФЛ до 30 апреля текущего года за предыдущий календарный год.

Если блогер зарегистрирован как ИП, он должен уплачивать налог с доходов согласно выбранной системе налогообложения — например, УСН 6%. Еще блогер может зарегистрироваться как самозанятый и уплачивать 4-6% налог с доходов. Это более выгодная ставка по сравнению с 13% НДФЛ физлиц.

Как учитывать расходы на рекламу для расчета налога

Расходы на рекламу можно признавать и учитывать при расчете налога, но закон вводит особые условия: 

  • некоторые виды рекламных расходов нормируется;
  • информация, которую распространяет предприятие, должна подходить под понятие рекламы;
  • такие расходы должны документально подтверждаться, быть экономически оправданными и направленными на получение прибыли.

1. Нормируемые и ненормируемые расходы на рекламу

При расчете налога на прибыль или налога УСН при объекте «Доходы минус расходы» учет расходов на рекламу зависит от типа таких расходов (п. 4 ст. 264 НК РФ). Они бывают нормируемые и ненормируемые.

Ненормируемые рекламные расходы можно без ограничений учитывать при расчете налога на прибыль или налога УСН. К этому типу относится:

  • реклама через интернет и СМИ, при кино- и видеообслуживании;
  • наружная и световая реклама;
  • участие в ярмарках и выставках, оформление стендов и демо-залов;
  • уценка товаров, которые участвовали в выставках и потеряли часть своих качеств;
  • печать брошюр и каталогов о товарах, услугах и самой компании.

Например, компания напечатала рекламные листовки, разместила рекламу на биллборде и запустило звуковую рекламу рядом со своим магазином. Все эти виды рекламы относятся к ненормируемым, все затраты по ним можно будет принять в расходы в полном объеме.

Нормируемые рекламные расходы — это все остальные затраты на рекламу. При расчете налога их можно учитывать в размере не более 1% выручки от продаж (без учета акцизов и НДС) за налоговый период, в который сделаны эти затраты. Для расчета выручки авансы от поставщиков тоже учитываются как доходы в периоде поступления. При возврате аванса доход для расчета уменьшается.

Например, компания провела дегустацию своей продукции в гипермаркете. Такая реклама — нормируемая. Придется посмотреть на объемы продаж без НДС и акцизов в квартале и принять в расходы ту часть затрат на дегустацию, которая не превышает 1% от квартальной выручки.

С рекламой в общественном транспорте не все просто. Минфин полагает, что такая реклама не относится к наружной, так что расходы по ней нормируются (письмо от 02.11.2005 № 03-03-04/1/334). В то же время в 2019 году суд постановил, что расходы на рекламу в наземном общественном транспорте не нормируются (Определение ВС РФ от 30.05.2019 № 305-ЭС19-4394). Чтобы избежать недоразумений, обратитесь за разъяснением в свою налоговую инспекцию.

2. Соответствие понятию рекламы

Информация, которая распространяется как реклама, должна соответствовать понятию рекламы. Это понятие раскрывается в п. 1 ст. 3 № 38-ФЗ от 13.03.2006 и уточняется  в письме Федеральной антимонопольной службы от 20.06.2018 № АД/45557/18. Вот признаки рекламы:

  • распространяется в любой форме, любыми средствами и способами;
  • предназначена для неопределенного круга лиц — то есть информация неперсонифицированная, даже если она имеет целевую аудиторию направлена конкретной группе лиц, при этом она должна быть доступна широкому кругу лиц помимо целевой аудитории;
  • ее цель — привлечь внимание к объекту, создать или поддержать интерес к нему для продвижения на рынке.

3. Критерии расходов для целей налогообложения

Еще один момент: расходы на рекламу должны соответствовать требованиям ст. 252 НК РФ — то есть их цель состоит в получении дохода, они экономически оправданы и подтверждены документами.

Документы для подтверждения рекламных затрат оформляются согласно законам страны: это договоры, акты выполненных работ и отчеты о проделанной работе, платежные документы, графики выхода рекламных роликов или статей. Такие документы нужно хранить в течение 4 лет (пп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ).

Если компания покупает рекламные услуги в агентстве по агентскому договору, то в расходы можно будет включить:

  • стоимость рекламных услуг или работ по договору;
  • дополнительные затраты, которые заказчик возмещает агентству (без НДС);
  • комиссионное вознаграждение.

Ведите учет рекламных и всех других расходов в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Система подскажет, какие затраты можно принять в расходы, автоматически рассчитает налог, зарплату, сформирует отчетность для государства и управленческие отчеты для руководителя. Все новички могут бесплатно тестировать сервис 14 дней.


Как заполнить декларацию 3‑НДФЛ

Предприниматели на ОСНО отчитываются перед налоговой, ежегодно сдавая форму 3-НДФЛ: показывают в ней доходы, расходы и рассчитывают налог. Расскажем, как заполнить декларацию правильно.

Расшифровка выписки по расчетам с налоговой

При сверке с налоговой мало выполнить регламент, нужно еще расшифровать документы и заявить о своем несогласии, если некоторые ваши платежи потерялись. Расскажем, какие документы получают при сверке налогоплательщики, как их расшифровать и что после сверки можно сделать.

Форма 1‑турфирма

Туристические фирмы и предприниматели, которые работают в туризме, сдают в Росстат отчет 1-турфирма. Расскажем, как его заполнить.

Отсрочка по УСН 2022

В качестве одной из мер поддержки власти разрешили плательщикам УСН перечислить позже налог за 2021 и аванс за 1 квартал 2022 — и перенесли срок уплаты на полгода. Расскажем, какие условия надо выполнить для отсрочки и как платить налог после нее.

Единый налоговый платеж для юридических лиц и ИП 2022

До конца апреля 2022 можно уведомить ФНС о своем желании платить все налоги и взносы одной платежкой. Тогда компания или ИП смогут это делать уже с 1 июля 2022. Расскажем, что такое единый платеж, обязателен ли он и как на него перейти.

Что будет доступно
на 14 дней
Бесплатно на 14 дней
Доступно
 Бесплатная техподдержка
 Автоматические обновления сервиса
 Анализ сделок и долгов клиентов
 Проверка контрагентов
 Выставление и отправка счетов онлайн
 Ведение бухгалтерии
 Распознавание сканированных товарных накладных (до 5 раз)
 Справочно-правовой модуль
 Финансовый анализ
 Курсы по бухучёту для директоров
Недоступно
Отправка отчетов через интернет
Сверки с ПФР и ФНС
Письма в ПФР и ФНС
Подготовка отчетности в ПФР, ФСС, ФНС
По окончании бесплатного периода
возможности будут ограничены, однако данные останутся
и вы сможете продолжить работу после оплаты