Предприниматели сталкиваются с вопросом: надо ли платить налог на рекламу и по какой ставке? В сети можно встретить статьи о старом законе на рекламу и новом законопроекте о «гуманитарном сборе». Расскажем, надо ли платить налог на рекламу и как учитывать рекламные расходы.

Действует ли местный налог на рекламу в 2022 году
В начале нулевых годов действовал местный налог на рекламу. Например, в Москве он регламентировался законом № 59 от 21.11.2001 года. В других регионах местные власти вводили такой налог и устанавливали тарифы.
Но с 2005 года этот налог отменен на федеральном уровне (Федеральный закон от 29.07.2004 N 95-ФЗ), так что теперь он не действует.
Что с новым законопроектом 2020 года о налоге на рекламу
В 2020 году Госдума рассматривала законопроект № 979423-7, согласно которому планировалось введение «Гуманитарного сбора». Глава с таким названием должна была появиться в Налоговом кодексе.
Предполагалось, что плательщиками сбора станут компании и ИП, которые любым способом и в любой форме распространяют рекламу. Они должны были платить сбор ежеквартально по ставке 5% от дохода, который получен от распространения рекламы. Средства от сбора направлялись бы для помощи гражданам, которые попали в трудную жизненную ситуацию или нуждаются в лечении.
Но законопроект был отклонен после рассмотрения в первом чтении в июне 2021 года. Сбор с рекламных доходов не ввели.
Что делать блогерам с доходами от рекламы в сети
Многие блогеры или ведущие Ютуб-каналов размещают на своих страницах рекламные материалы, которые приносят им доход. Если они выступают как физлица, то должны уплачивать НДФЛ с этих доходов по ставке 13% (гл. 23 НК РФ, письмо ФНС от 16.06.2021 № БС-4-11/8412@). Нужно самостоятельно рассчитать и уплатить налог и подать декларацию 3-НДФЛ до 30 апреля текущего года за предыдущий календарный год.
Если блогер зарегистрирован как ИП, он должен уплачивать налог с доходов согласно выбранной системе налогообложения — например, УСН 6%. Еще блогер может зарегистрироваться как самозанятый и уплачивать 4-6% налог с доходов. Это более выгодная ставка по сравнению с 13% НДФЛ физлиц.
Как учитывать расходы на рекламу для расчета налога
Расходы на рекламу можно признавать и учитывать при расчете налога, но закон вводит особые условия:
- некоторые виды рекламных расходов нормируется;
- информация, которую распространяет предприятие, должна подходить под понятие рекламы;
- такие расходы должны документально подтверждаться, быть экономически оправданными и направленными на получение прибыли.
1. Нормируемые и ненормируемые расходы на рекламу
При расчете налога на прибыль или налога УСН при объекте «Доходы минус расходы» учет расходов на рекламу зависит от типа таких расходов (п. 4 ст. 264 НК РФ). Они бывают нормируемые и ненормируемые.
Ненормируемые рекламные расходы можно без ограничений учитывать при расчете налога на прибыль или налога УСН. К этому типу относится:
- реклама через интернет и СМИ, при кино- и видеообслуживании;
- наружная и световая реклама;
- участие в ярмарках и выставках, оформление стендов и демо-залов;
- уценка товаров, которые участвовали в выставках и потеряли часть своих качеств;
- печать брошюр и каталогов о товарах, услугах и самой компании.
Например, компания напечатала рекламные листовки, разместила рекламу на биллборде и запустило звуковую рекламу рядом со своим магазином. Все эти виды рекламы относятся к ненормируемым, все затраты по ним можно будет принять в расходы в полном объеме.
Нормируемые рекламные расходы — это все остальные затраты на рекламу. При расчете налога их можно учитывать в размере не более 1% выручки от продаж (без учета акцизов и НДС) за налоговый период, в который сделаны эти затраты. Для расчета выручки авансы от поставщиков тоже учитываются как доходы в периоде поступления. При возврате аванса доход для расчета уменьшается.
Например, компания провела дегустацию своей продукции в гипермаркете. Такая реклама — нормируемая. Придется посмотреть на объемы продаж без НДС и акцизов в квартале и принять в расходы ту часть затрат на дегустацию, которая не превышает 1% от квартальной выручки.
С рекламой в общественном транспорте не все просто. Минфин полагает, что такая реклама не относится к наружной, так что расходы по ней нормируются (письмо от 02.11.2005 № 03-03-04/1/334). В то же время в 2019 году суд постановил, что расходы на рекламу в наземном общественном транспорте не нормируются (Определение ВС РФ от 30.05.2019 № 305-ЭС19-4394). Чтобы избежать недоразумений, обратитесь за разъяснением в свою налоговую инспекцию.
2. Соответствие понятию рекламы
Информация, которая распространяется как реклама, должна соответствовать понятию рекламы. Это понятие раскрывается в п. 1 ст. 3 № 38-ФЗ от 13.03.2006 и уточняется в письме Федеральной антимонопольной службы от 20.06.2018 № АД/45557/18. Вот признаки рекламы:
- распространяется в любой форме, любыми средствами и способами;
- предназначена для неопределенного круга лиц — то есть информация неперсонифицированная, даже если она имеет целевую аудиторию направлена конкретной группе лиц, при этом она должна быть доступна широкому кругу лиц помимо целевой аудитории;
- ее цель — привлечь внимание к объекту, создать или поддержать интерес к нему для продвижения на рынке.
3. Критерии расходов для целей налогообложения
Еще один момент: расходы на рекламу должны соответствовать требованиям ст. 252 НК РФ — то есть их цель состоит в получении дохода, они экономически оправданы и подтверждены документами.
Документы для подтверждения рекламных затрат оформляются согласно законам страны: это договоры, акты выполненных работ и отчеты о проделанной работе, платежные документы, графики выхода рекламных роликов или статей. Такие документы нужно хранить в течение 4 лет (пп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ).
Если компания покупает рекламные услуги в агентстве по агентскому договору, то в расходы можно будет включить:
- стоимость рекламных услуг или работ по договору;
- дополнительные затраты, которые заказчик возмещает агентству (без НДС);
- комиссионное вознаграждение.
Ведите учет рекламных и всех других расходов в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Система подскажет, какие затраты можно принять в расходы, автоматически рассчитает налог, зарплату, сформирует отчетность для государства и управленческие отчеты для руководителя. Все новички могут бесплатно тестировать сервис 14 дней.