Учет товара в бухгалтерском учете


Продолжаем рассказывать о бухгалтерском учете в рамках серии наших обзорных статей. Сегодня речь пойдет об одной из важнейших операций с точки зрения бизнеса — об учете товаров.

Товар — это любое имущество, приобретенное исключительно для перепродажи.
В бухучете товары учитываются по фактической себестоимости — тем затратам, которые понесены при закупке:

  • уплаченные поставщику суммы за товар,
  • плата за информационные или другие услуги, связанные с покупкой этого товара,
  • оплата доставки, погрузки и разгрузки;
  • таможенные пошлины;
  • вознаграждения, которые организация платит посредникам, если через них покупает товар (сюда же входят иные затраты, связанные с приобретением товара).

Компании, которые ведут бухучет упрощенными способами, могут учитывать эти издержки в составе затрат по обычным видам деятельности. При условии, что нет существенных остатков МПЗ.

Для отражения себестоимости товара и его количества используется 41 счет. Аналитический учет по счету организовывается в разрезе складов, наименований ТМЦ, материально ответственных лиц и т.д.

Товарная бухгалтерия в оптовой и розничной торговле немного отличается. Оптовики учитывют товары по стоимости приобретения, а розничные фирмы могут выбирать, как учитывать ТМЦ: по покупной или по продажной стоимости с учетом скидок и надбавок. Выбранный вариант учета должен быть прописан в учетной политике. 

Для организаций на УСН в себестоимость товара включается НДС, выставленный поставщиком, если он отражен в документах от него. Для организаций на общей системе налогообложения купленный НДС в стоимость не будет попадать.

Пример:
Если поставщик продал товар за 120 рублей, в т.ч. НДС — 20 рублей, то у «упрощенца» товар будет числиться на 41 счете на сумму 120 рублей, а у организации на общей системе налогообложения — на сумму 100 рублей.

При продаже или выбытии (списании при порче, бое, возврате поставщику и т д.) товара, себестоимость за единицу и количество списывается с 41 счета.

Списать товары в бухучете можно разными способами:

  • по средней себестоимости — когда покупаем один и тот же товар по разным ценам, подсчитываем общую стоимость товара и делим на количество его единиц;
  • по себестоимости каждой единицы — когда каждую единицу товара списываем по фактической стоимости ее покупки;
  • методом ФИФО — когда сначала списываем все товары из остатка на начало месяца, потом — товары из первой партии, за ними — из второй и далее по порядку.  

Наиболее распространенный и простой в учете — способ списания по средней себестоимости за единицу. Особенно он удобен в розничной и мелкооптовой торговле, особенно при большом ассортименте и мелких закупочных партиях. Именно этот способ используется в Контур.Бухгалтерии.

В списании товаров могут участвовать разные счета:

  • В случае продажи товара себестоимость списывается на 90 счет, на котором, как мы помним, происходит сопоставление выручки и расходов;
  • В случае недостачи, потери, порчи, товар с 41 счета списывается на 94-ый, который так и называется «Недостачи и потери от порчи ценностей»;
  • В случае передачи товара комиссионеру, агенту для продажи, себестоимость списывается с 41 счета на 45 счет, который называется «Товары отгруженные». В случае продажи агентами наших товаров, произойдет списание с 45 счета на 90-ый. Себестоимость при этом рассчитывается точно также, как если бы мы сами продавали товар.

Реализация товаров должна сопроаождаться документами:

1. Для оптовой торговли:

  • Товарная накладная ТОРГ-12;
  • Счет-фактура;
  • Транспортные накладные и другие документы.

2. Для розничной торговли:

  • Кассовый чек;
  • Товарный чек (нужен по запросу покупателя).
Вам будут интересны статьи по теме «Бизнес-будни»

Внесение изменений в учетную политику

При создании компании бухгалтер разрабатывает учетную политику, а руководитель ее утверждает. Но в ходе работы часто приходится вносить изменения в УП: например, для упрощения бухучета или раскрытия дополнительной информации. Как это сделать — разберем далее.

#Учетная политика #Бизнес-будни

Учетная политика для целей налогообложения

Учетная политика — это документ, в котором организация выбирает способы и методы ведения учета. Политик бывает две: одна для бухгалтерского учета, другая — для налогового. Налоговая политика по закону нужна и организациям, и ИП. О составлении политики читайте в статье.

#Учетная политика #Бизнес-будни

Учетная политика для целей бухгалтерского учета

Вести бухгалтерский учет обязана каждая организация. Учетная политика компании (УП) устанавливает порядок ведения бухучета. Этот документ устанавливает методы и правила, по которым будет вестись учет.

#Учетная политика #Бизнес-будни
Попробовать бесплатно
Зарегистрироваться
Регистрируясь в сервисе, вы принимаете условия лицензионного договора и соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от компании СКБ Контур.
Что будет доступно
на 14 дней
Бесплатно на 14 дней
Доступно
 Многопользовательский режим
 Бесплатная техподдержка
 Автоматические обновления сервиса
 Анализ сделок и долгов клиентов
 Проверка контрагентов
 Выставление и отправка счетов онлайн
 Ведение бухгалтерии
 Подготовка отчетности в ПФР, ФСС, ФНС
 Распознавание сканированных товарных накладных (до 5 раз)
 Справочно-правовой модуль
 Финансовый анализ
 Курсы по бухучёту для директоров
Недоступно
Отправка отчетов через интернет
Сверки с ПФР и ФНС
Письма в ПФР и ФНС
По окончании бесплатного периода
возможности будут ограничены, однако данные останутся
и вы сможете продолжить работу после оплаты