Учет товара в бухгалтерском учете


Продолжаем рассказывать о бухгалтерском учете в рамках серии наших обзорных статей. Сегодня речь пойдет об одной из важнейших операций с точки зрения бизнеса — об учете товаров.

Товар — это любое имущество, приобретенное исключительно для перепродажи.
В бухучете товары учитываются по фактической себестоимости — тем затратам, которые понесены при закупке:

  • уплаченные поставщику суммы за товар,
  • плата за информационные или другие услуги, связанные с покупкой этого товара,
  • оплата доставки, погрузки и разгрузки;
  • таможенные пошлины;
  • вознаграждения, которые организация платит посредникам, если через них покупает товар (сюда же входят иные затраты, связанные с приобретением товара).

Компании, которые ведут бухучет упрощенными способами, могут учитывать эти издержки в составе затрат по обычным видам деятельности. При условии, что нет существенных остатков МПЗ.

Для отражения себестоимости товара и его количества используется 41 счет. Аналитический учет по счету организовывается в разрезе складов, наименований ТМЦ, материально ответственных лиц и т.д.

Товарная бухгалтерия в оптовой и розничной торговле немного отличается. Оптовики учитывют товары по стоимости приобретения, а розничные фирмы могут выбирать, как учитывать ТМЦ: по покупной или по продажной стоимости с учетом скидок и надбавок. Выбранный вариант учета должен быть прописан в учетной политике. 

Для организаций на УСН в себестоимость товара включается НДС, выставленный поставщиком, если он отражен в документах от него. Для организаций на общей системе налогообложения купленный НДС в стоимость не будет попадать.

Пример:
Если поставщик продал товар за 120 рублей, в т.ч. НДС — 20 рублей, то у «упрощенца» товар будет числиться на 41 счете на сумму 120 рублей, а у организации на общей системе налогообложения — на сумму 100 рублей.

При продаже или выбытии (списании при порче, бое, возврате поставщику и т д.) товара, себестоимость за единицу и количество списывается с 41 счета.

Списать товары в бухучете можно разными способами:

  • по средней себестоимости — когда покупаем один и тот же товар по разным ценам, подсчитываем общую стоимость товара и делим на количество его единиц;
  • по себестоимости каждой единицы — когда каждую единицу товара списываем по фактической стоимости ее покупки;
  • методом ФИФО — когда сначала списываем все товары из остатка на начало месяца, потом — товары из первой партии, за ними — из второй и далее по порядку.  

Наиболее распространенный и простой в учете — способ списания по средней себестоимости за единицу. Особенно он удобен в розничной и мелкооптовой торговле, особенно при большом ассортименте и мелких закупочных партиях. Именно этот способ используется в Контур.Бухгалтерии.

В списании товаров могут участвовать разные счета:

  • В случае продажи товара себестоимость списывается на 90 счет, на котором, как мы помним, происходит сопоставление выручки и расходов;
  • В случае недостачи, потери, порчи, товар с 41 счета списывается на 94-ый, который так и называется «Недостачи и потери от порчи ценностей»;
  • В случае передачи товара комиссионеру, агенту для продажи, себестоимость списывается с 41 счета на 45 счет, который называется «Товары отгруженные». В случае продажи агентами наших товаров, произойдет списание с 45 счета на 90-ый. Себестоимость при этом рассчитывается точно также, как если бы мы сами продавали товар.

Реализация товаров должна сопроаождаться документами:

1. Для оптовой торговли:

  • Товарная накладная ТОРГ-12;
  • Счет-фактура;
  • Транспортные накладные и другие документы.

2. Для розничной торговли:

  • Кассовый чек;
  • Товарный чек (нужен по запросу покупателя).
Контур.Бухгалтерия

В веб-сервисе Контур.Бухгалтерия есть всё для удобной работы

  • Легко ведите учёт и заводите первичку
  • Выставляйте счета со смартфона
  • Отправляйте отчётность через интернет
  • Сервис расчитает налоги и напомнит о платеже
  • Начисляйте зарплату, больничные, отпускные
Попробовать бесплатно
Вам будут интересны статьи по теме «Бизнес-будни»
Форма Р13001

Форму Р13001 сдают компании, которые хотят внести изменения об ООО в ЕГРЮЛ. Расскажем, в каких случаях сдавать Р13001 и как ее заполнить.

, Михаил Кобрин
Как закрыть организацию

Закрытие ООО — это сложный и долгий процесс. Но если все делать аккуратно, ликвидировать фирму можно и самостоятельно, без сторонней помощи. В статье дадим пошаговую инструкцию по закрытию.

, Елена Космакова
Форма Р15001

Компанию можно как отрыть, так и закрыть. При ликвидации ООО подайте в ИФНС форму Р15001. Что такое ликвидация юрлица, зачем нужна ликвидационная комиссия и как заполнить форму, читайте в статье.

, Михаил Кобрин