Как работать с больничным листом в Контур.Бухгалтерии — Контур.Бухгалтерия

Как работать с больничным листом в Контур.Бухгалтерии

Начиная с 2022 года все больничные стали электронными, а работодатели взаимодействуют с СФР через электронный документооборот. Расскажем, как оформлять пособия, обмениваться данными с фондом и как в этом поможет веб-сервис Контур.Бухгалтерия.

bk

Работайте с больничными по новым правилам в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Учет, налоги, сотрудники, отчетность и другие инструменты

Как работать с электронными больничными

ЭЛН

До 2022 года гражданин во время болезни мог выбрать: оформить бумажный или электронный листок нетрудоспособности (ЭЛН). Если работодатель еще не научился обрабатывать ЭЛН, сотрудники просили больничный на бумаге. Теперь бумажные листки выдают только гражданам, работа которых связана с гостайной или которые находятся под госзащитой. Большинству же граждан оформляют электронные больничные.

Чиновники рассчитывали с помощью ЭЛН ускорить работу клиник, быстрее передавать данные в СФР, избавиться от бумажного документооборота. А еще ЭЛН нельзя потерять и почти невозможно подделать.

Проактивные выплаты СФР

До 2022 года выплаты пособий из бывшего ФСС, ставшего теперь СФР, были прямыми: работодатель передавал в фонд сведения о болезни сотрудника и другие данные о нем, а фонд начислял и выплачивал сотруднику пособие за 4 и последующие дни болезни. Если работодатель забывал вовремя передать данные, работник получал пособие позже.

Теперь СФР сам инициирует выплаты сотрудникам. Он делает это, после того как увидит в системе закрытый больничный лист. Фонд начинает оформлять пособие и запрашивает у работодателя недостающие данные о работнике. Кроме того, работодатели должны передать ему данные о своих сотрудниках — «Сведения о застрахованных лицах».

Социальный электронный документооборот (СЭДО)

Обмениваться данными с СФР нужно через специальный сервис «Социальный документооборот». Он встроен в другие системы, через которые и можно наладить обмен сведениями:

  • с помощью аккаунта на Госуслугах создать кабинет страхователя на сайте СФР и работать через него;
  • обмениваться данными через бесплатную программу APM «Подготовка расчетов для СФР» — ее можно скачать на сайте фонда;
  • через бухгалтерские сервисы: Контур.Бухгалтерия, 1С, СБИС и другие.

bk

Начисляйте пособия и общайтесь с фондами в Контур.Бухгалтерии. Учет, налоги, сотрудники, отчетность и другие инструменты

Обязанности работодателей

Компании по-прежнему платят пособие за 1-3 дни болезни из своих средств (п. 1 ст. 3 255-ФЗ), а еще выполняют новые обязанности:

  • при найме нового сотрудника запрашивать у него данные для начисления пособий и отправлять их в фонд по новой форме «Сведения о застрахованном лице» — благодаря этому СФР получает базовые данные о гражданине и узнает, кто его работодатель, чтобы запрашивать у компании недостающие сведения о сотруднике;
  • если изменяются сведения о сотруднике: фамилия, адрес регистрации, реквизиты для перечисления пособия и пр. — снова заполнить форму «Сведения о застрахованном лице» и отправить ее в фонд;
  • настроить документооборот с СФР и отвечать на запросы: фонд будет запрашивать недостающие сведения по «отболевшим» сотрудникам для оформления пособия;
  • если по вине работодателя из-за некорректных данных СФР начислит и выплатит пособие с переплатой, компания должна возместить переплату в фонд.

Внимание

До 2022 года ответить на запрос ФСС нужно было за 5 рабочих дней, теперь сроки изменились. Если работодатель еще не передал базовые сведения о застрахованном лице, то на ответ дается 3 рабочих дня. Если СФР запрашивает дополнительные сведения, то в течение 3 дней нужно отправить квитанцию о получении запроса, а в течение 5 дней отправить нужные сведения. 

Как подключиться к СЭДО в Контур.Бухгалтерии

Чтобы передавать данные в СФР и отвечать на запросы прямо из Бухгалтерии, нужно подключить Социальный электронный документооборот. Сервис выведет эту задачу на вкладку «Главная»: ее увидят все пользователи с действующим сертификатом КЭП и сотрудниками.

Чтобы подключить СЭДО из меню, нужно пройти на вкладку «Отчетность» → «СФР» → «Настроить СЭДО».

Далее нужно ввести регномер организации, код филиала (если есть) и отправить запрос на соединение. Появится уведомление «СЭДО включен», после этого можно прямо из Бухгалтерии передавать в СФР сведения о застрахованных лицах, получать запросы из фонда и отвечать на них.

Как отправить в СФР сведения о застрахованных лицах

Для отправки сведений о сотрудниках фонд утвердил специальную форму (приказ ФСС №26 от 4.02.2021). По ней работодатель запрашивает данные у вновь нанятых сотрудников и тех, что трудятся давно. Срок отправки данных в СФР — три дня после получения от сотрудника. В перечень сведений о работнике входят такие данные:

  • ФИО и дата рождения;
  • паспортные данные, СНИЛС и ИНН;
  • регистрация по месту жительства;
  • для иностранцев — вид на жительство и другие документы, дающие право жить и работать в РФ;
  • банковские реквизиты для перечисления пособия: это должна быть карта МИР или банковский счет без привязанных карт.

Когда какие-то из данных меняются, работник сообщает об этом работодателю, а тот отправляет в фонд обновленную форму. 

Как ответить на запрос СФР в Контур.Бухгалтерии

Чтобы ничего не пропустить, нужно следить за уведомлениями сервиса о запросах СФР. Фонд будет требовать у вас данные о сотрудниках, ответить нужно в течение 3 рабочих дней.

Когда в Бухгалтерию поступает запрос от СФР, появляются желтые «маячки» и уведомления: 

  • на списке организаций; 
  • на главной странице сервиса;
  • на вкладке «Отчетность»;
  • в разделе «СФР» на вкладке «Отчетность».

Чтобы узнавать о запросах по sms и e-mail и вовремя реагировать на них, настройте отправку уведомлений. Зайдите в меню «Реквизиты и настройки» → «Настройки» → «Уведомления». Проскролльте страницу до раздела, посвященного СФР, и поставьте галочки в строке «Запросы по пособиям».

Оформить пособие и ответить на запрос СФР нужно так. После выздоровления сотрудника нужно загрузить ЭЛН в сервис — тогда система заполнит сведения по сотруднику, чтобы можно было отправить их в фонд.

После этого сервис отправит ЭЛН с обновленными сведениями в СФР, а в личной карте сотрудника появятся данные по новому больничному, которые будут учитываться при расчете зарплаты и пособия за первые три дня болезни.

Как начисляют разные пособия из СФР в 2023 и 2024 году

Заявление от сотрудника больше не нужно для начисления большинства пособий — фонд инициирует этот процесс сам. Только выплаты по уходу за малышом до 1,5 лет назначают по заявлению от мамы.

Пособие по временной нетрудоспособности:

  • во время болезни клиника открывает  ЭЛН, а после выздоровления сотрудника закрывает его;
  • СФР получает сигнал об открытии больничного, уведомляет об этом работодателя по СЭДО и работника через Госуслуги;
  • после закрытия листка фонд уведомляет об этом работодателя и начисляет пособие;
  • если фонду не хватает сведений, он запрашивает данные у работодателя (это могут быть сведения о стаже, заработке за 2 года, районном коэффициенте, окладе или тарифной ставке);
  • работодатель передает нужные сведения в течение 5 дней;
  • фонд завершает расчеты по пособию и перечисляет его сотруднику.

Пособие по беременности и родам:

  • фонд видит в системе «декретный» ЭЛН, уведомляет об этом работодателя и запрашивает сведения;
  • работодатель обсуждает с сотрудницей дату ее реального выхода в декрет: часто сотрудницы продолжают работать почти да рождения ребенка;
  • после того как сотрудница напишет заявление на декретный отпуск с датой его начала, работодатель отправляет недостающие данные в фонд;
  • СФР на основе этих данных рассчитывает и перечисляет пособие;
  • если роды будут осложненными, клиника составит дополнительный ЭЛН, фонд увидит его в системе и начислит дополнительное пособие.

Единовременное пособие по рождению ребенка: о рождении ребенка СФР узнает по записям в Едином госреестре, которые вносит ЗАГС. После этого фонд уточняет места работы родителей и проверяет, не получал ли кто-то из них пособие на малыша. Если данных не хватает, СФР запросит их у работодателя, затем начислит и выплатит пособие.

bk

Начисляйте пособия и общайтесь с фондами в Контур.Бухгалтерии. Учет, налоги, сотрудники, отчетность и другие инструменты

Пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет:

  • мама или папа (или даже бабушка) пишут заявление об отпуске по уходу за ребенком;
  • в течение 3 рабочих дней после получения заявления работодатель отправляет в СФР форму «Сведения для назначения пособия»;
  • фонд рассчитывает пособие, после чего ежемесячно перечисляет его.

Пособия рассчитываются с учетом новых данных: МРОТ в 2023 году — 16 242 рубля, в 2024 году — 19 242 рубля, предельные величины баз на социальное страхование за 2021, 2022 и 2023 годы — 966 000 рублей, 1 032 000 рублей и 1 917 000 рублей соответственно.

Какие штрафы грозят за нарушение сроков по передаче данных

Если работодатель не передает нужные сведения или нарушает сроки передачи, его ответственность с 2022 года регулируется ч. 3 ст. 15.2 Закона № 255-ФЗ. При нарушениях назначаются штрафы:

  • непредставление документов по запросу фонда — 200 ₽ за каждый документ;
  • передача недостоверных сведений — 20% от суммы излишних расходов фонда при выплате пособия, но не менее 1 000 ₽ и не более 5 000 ₽;
  • нарушение сроков передачи сведений — 5 000 ₽.

Работайте с ЭЛН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. В системе простой учет, зарплата, отчетность через интернет и другие инструменты. Рабочие процессы автоматизированы, есть напоминания и подсказки. Первые 14 дней работы бесплатны для всех новичков.


Проактивные выплаты в 2023 и 2024 году

Проактивные выплаты — это новый порядок оплаты пособий по болезни и в связи с материнством без заявления со стороны сотрудника, по инициативе Социального фонда. Этот порядок продолжает действовать в 2023 и 2024 году.

Отпуск для многодетных родителей по Трудовому кодексу

Если сотрудник — многодетный родитель, то есть особенности при предоставлении ему отпуска. Это касается ежегодных оплачиваемых отпусков и дополнительных для матерей и отцов, в том числе если они не состоят в официальном браке. 

Квотирование рабочих мест для инвалидов

В марте 2022 года вступили в силу новые правила по квотам с целью трудоустройства инвалидов: введен процент рабочих мест от численности сотрудников, которые нужно предлагать инвалидам, прописаны условия, когда квота будет выполнена.

Нормы температуры помещения на рабочем месте

Микроклимат на рабочем месте — условие хорошего самочувствия работника и хороших результатов труда. Слишком высокие или низкие температуры плохо влияют на здоровье людей и на их способность быстро и качественно выполнять свою работу. Расскажем, какие нормы температуры в помещении нужно соблюдать согласно закону.

Вы всё ещё думаете? Просто попробуйте