Работа с иностранными гражданами | Прием и оформление иностранного гражданина в 2023 году c патентом — Контур.Бухгалтерия

Как принять на работу иностранца с патентом

В этой статье мы рассмотрим оформление самой многочисленной категории иностранцев, работающих в РФ: граждан, прибывших из стран с безвизовым режимом. Миграционный статус их — временно пребывающие. С 2015 года такие граждане обязаны получать патент на работу. Разберем основные правила их трудоустройства.

Каким иностранцам нужно получать патент для работы в РФ

Патент на работу нужен гражданам стран, для которых в РФ действует безвизовый въезд на основании международного соглашения. Это, например, граждане Абхазии, Израиля, Азербайджана, Молдавии, Таджикистана, Узбекистана и других стран.

Патент не требуется следующим категориям:

  • беженцев и получивших временное убежище на территории РФ;
  • гражданам ЛНР, ДНР и Украины (пп. а п. 1 Указа Президента РФ от 27.08.2022 N 585);
  • гражданам стран-членов ЕАЭС (Беларусь, Казахстан, Армения и Киргизия) — им достаточно гражданского паспорта и миграционной карты для трудоустройства в РФ.

Документы для оформления трудового договора с иностранными гражданами в 2023 году

Иностранные граждане подлежат миграционному учету. Работодатель обязан уведомить территориальный орган МВД по субъекту РФ, на территории которого работает иностранец, о заключении и прекращении с ним трудового или гражданско-правового договора. Это нужно сделать не позднее трех рабочих дней с даты заключения или расторжения. Уведомление заполняется на каждого иностранца по специальной форме. Подать уведомление можно через Госуслуги.

При приеме на работу иностранные граждане должны предоставить следующие документы (ст. 65, 327.3 ТК РФ):

  • документ, удостоверяющий личность;
  • документ об образовании, квалификации;
  • трудовая книжка или СТД-Р (если документов нет, то должен оформить работодатель);
  • страховое свидетельство государственного пенсионного страхования (может оформить работодатель);
  • ИНН (может оформить работодатель);
  • миграционная карта с целью въезда «Работа»;
  • патент и квитанции об оплате патента.

Документы воинского учета у иностранных граждан не требуются.

Трудовой договор с иностранцем аналогичен тому, которые заключают с гражданами России. По общему правилу с иностранцами заключают трудовой договор на неопределенный срок, за исключением случаев по ст. 59 ТК РФ (ст. 327.1 ТК РФ). Дополнительно в нем нужно указать информацию о патенте. Имейте в виду, что место работы и должность работника должны совпадать с теми, что указаны в патенте. 

Важно! Раньше для трудоустройства иностранного гражданина нужен был полис добровольного медицинского страхования или заключенный работодателем с медорганизацией договор о предоставлении работнику платных медицинских услуг. С 2023 года иностранцы с патентом подлежат обязательному медицинскому страхованию. Это значит, что за них нужно платить страховые взносы на РОМС, а полис ДМС больше не требуется.

Если с иностранцем заключается не трудовой договор, а договор подряда, то нужны те же самые документы, кроме трудовой книжки.

Если работодатель предоставляет работнику место для проживания, он должен поставить его на миграционный учет (ст. 20 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ). Срок представления уведомления о прибытии иностранного гражданина составляет семь рабочих дней со дня прибытия.

Зачет авансовых платежей работодателем

При получении патента иностранец обязан уплатить авансовый платеж по НДФЛ (п. 2 ст. 227.1 НК РФ). Сумма платежа зависит от срока действия патента и региона. Она определяется исходя из фиксированной величины 1200 рублей в месяц, индексируется с учетом коэффициента-дефлятора и районного коэффициента, учитывающего особенности рынка труда.

Согласно п. 6 ст. 227.1 НК РФ работодатель, принявший на работу иностранца с патентом, обязан уменьшить НДФЛ, исчисленный с его доходов, на сумму фиксированных авансовых платежей, уплаченных таким работником за период действия патента. При этом уменьшить налог можно только в том случае, если налогоплательщик оформил письменное заявление и предоставил документы, подтверждающие уплату авансовых платежей. От налогового органа нужно получить уведомление о подтверждении права на такое уменьшение. Уведомление направляют в срок до 10 дней со дня получения заявления. 

Чтобы уменьшать налог сотрудника на уплаченные авансовые платежи, нужно:

  • Заявление от работника в произвольной форме;
  • Платежные документы об уплате фиксированного авансового платежа;
  • Уведомление от налоговой о подтверждении права на уменьшение исчисленной суммы НДФЛ на сумму уплаченных фиксированных платежей.

Работодатель должен самостоятельно оформить заявление в ФНС на получение уведомления о подтверждении права на уменьшение НДФЛ на сумму уплаченных фиксированных авансовых платежей. Форма такого заявления утверждена приказом ФНС России от 13.11.2015 № ММВ-7-11/512@. Теперь приказом от 08.12.2015 № ММВ-7-6/566@ налоговое ведомство утвердило рекомендуемый электронный формат этого заявления. Таким образом, налоговые агенты могут подавать указанное заявление в налоговый орган как в бумажном, так и в электронном виде.

Автор статьи: Наталья Потапкина, эксперт-аналитик Контур.Бухгалтерии

Ведите учет в Контур.Бухгалтерии — удобном онлайн-сервисе для расчета зарплаты и отправки отчетности в ФНС, ПФР и ФСС. Сервис подходит для комфортной совместной работы бухгалтера и директора.

Попробовать бесплатно 14 дней


Статьи по теме

Что нужно знать бухгалтеру про выходной донорам крови

Донорство — социально значимая деятельность, которая поощряется государством. Российское законодательство гарантирует льготы и преференции тем, кто сдает кровь и ее компоненты. Расскажем, как оформить на предприятии выходные для доноров.

Вы всё ещё думаете? Просто попробуйте