Начинающий предприниматель логично задается вопросом: какая организационно-правовая форма больше подходит для планируемого бизнеса? В этой статье мы рассмотрим ООО с точки зрения финансовой выгоды.
Считается, что ООО выгоднее ИП уже тем, что предприниматель в случае банкротства отвечает своим личным имуществом, а ООО — только уставным капиталом, который чаще всего составляет 10 000 рублей. Но это не совсем так. Государство предусматривает субсидиарную ответственность для учредителей ООО: при банкротстве они тоже рассчитываются по долгам. Личную собственность удается сохранить, если учредители докажут в суде, что действовали в интересах организации.
Так что риск потерять личное имущество есть и у ИП, и у ООО. Но закон очерчивает границы взысканий в ст. 446 КПК РФ. У должника законодательно нельзя отобрать:
Все организации, в отличие от ИП, должны вести бухгалтерский учет. Это непростой процесс, и большинство ООО нанимают для этих целей бухгалтера, покупают программное обеспечение или подключаются к сервису, который упростит ведение бухгалтерии. И это тоже влечет финансовые затраты — от 750 рублей в месяц за самостоятельную работу в бухгалтерском сервисе, от 3 000 до 8000 рублей в месяц за бухгалтерские услуги на аутсорсинге и 20 000–40 000 рублей в качестве зарплаты штатному бухгалтеру. Если вы берете бухгалтера в штат, то появляются дополнительные расходы на организацию рабочего места и ежемесячные социальные налоги — около 30 % от зарплаты сотрудника.
ИП может пользоваться доходами своего бизнеса, ни перед кем не отчитываясь. У ООО — обособленное имущество, оно отделено от имущества его учредителей. Чтобы учредители могли пользоваться доходами ООО, нужно либо начислять им зарплату либо выводить дивиденды.
Зарплата облагается НДФЛ (13 % из зарплаты) и страховыми взносами (30 % от заработной платы, которые работодатель платит в фонды из своих средств). Дивиденды можно начислить раз в квартал при наличии бухгалтерской прибыли, они также облагаются НДФЛ 13 %.
Давайте предположим, что бизнес приносит доход 300 000 рублей в месяц. На предприятии есть три работника (один из них — директор), каждый получает зарплату 40 000 рублей. Предприятие находится на упрощенной системе налогообложения, налогооблагаемая база «Доходы» — 6 %. Аренда и хозяйственные расходы составляют 80 000 в месяц.
Пример 1. Вы работаете как ООО.
Ваши ежемесячные доходы будут формироваться следующим образом:
Итого расходов: 120 000 + 36 000 + 80 000 + 9 000 = 245 000 рублей;
Чистый доход предприятия, который остается на расчетном счете ООО: 300 000 — 245 000 рублей = 55 000 рублей.
Если учредитель хочет по итогам квартала вывести все средства в качестве дивидендов, то он должен будет уплатить с них подоходный налог 13 %, и месячный доход по дивидендам составит: 55 000 — 13 % = 47 850 рублей. Помимо дивидендов, учредитель получил чистый доход в виде зарплаты: 40 000 — 13 % = 34 800 рублей. Таким образом, чистый личный доход учредителя ООО в месяц составляет: 47 850 + 34 800 = 82 650 рублей.
Пример 2. Вы работаете как ИП.
Ваши ежемесячные доходы будут формироваться следующим образом:
Так мы видим, что одно и то же предприятие, работающее в одинаковых условиях, на одном налоговом режиме, но в разных организационно-правовых формах, приносит своим руководителям неодинаковый личный доход:
Финал расчетов: 82 650 рублей в месяц у ООО против 102 070,55 рубля у ИП
Наш приблизительный расчет показал, что с точки зрения финансовой выгоды ИП выигрывает у ООО. Чтобы понять, как наиболее выгодно организовать бизнес именно в вашей сфере деятельности и вашем регионе, нужно разработать собственный бизнес-план. Затем цифры планового баланса нужно подставить в декларации различных систем налогообложения, учесть разные обязательства для ИП и ООО. Все это поможет выбрать оптимальный налоговый режим и организационно-правовую форму предприятия, а значит — увеличить свою потенциальную прибыль.
Работа бухгалтера очень важна для благополучия предприятия: одна ошибка этого работника может стоить компании больших проблем. И в то же время бухгалтерия часто остается для руководителя тайной за семью печатями. Как проверить качество работы бухгалтера и убедиться, что все идет хорошо?
Вы планируете зарегистрировать ООО или уже начали бизнес. Важное место в вашей деятельности теперь будет занимать бухгалтерия. Организацей бухучета лучше заняться сразу же, не откладывая это дело до первой отчетности.
Каждый руководитель бизнеса старается обеспечить хорошую почву для роста своего предприятия. Очень важный вклад в благополучное развитие фирмы — грамотная организация бухгалтерии. Как найти профессионала, который поможет вам решить все вопросы с формированием учетной политики, отчетностью и своевременной уплатой налогов?
из 3 оценок