Учет и отчетность при работе с Озон (Ozon)

Все больше продавцов размещают свои товары на маркетплейсах — крупных электронных витринах, это самый сильный тренд в области предпринимательства в последние два года. В статье расскажем, как ведут себя покупатели и продавцы маркетплейсов и как настроить учет и отчетность при сотрудничестве с Озоном.

bk

Онлайн‑бухгалтерия без авралов и рутины

Ведите учет в удобной онлайн-бухгалтерии: учет, расчет зарплаты и пособий, отправка отчетности в ФНС, СФР, Росстат.

Крупнейшие маркетплейсы в России

Популярность маркетплейсов в стране растет с каждым кварталом: в первом полугодии 2022 онлайн-продажи в продовольственном секторе выросли вдвое, в непродовольственном секторе — на 51,5 % (данные агентства INFOline). 

Пятерка самых крупных электронных торговых площадок — это Wildberries, Ozon, Яндекс.Маркет, СберМегаМаркет и AliExpress Россия. На долю этих маркетплейсов приходилось около 9 % непродовольственной торговли в 2022 году. Вот несколько статистических наблюдений:

  • Ozon чаще других площадок упоминается в соцсетях и получает больше трафика по сравнению с конкурентами;
  • Яндекс.Маркет получает больше всего положительных отзывов;
  • СберМегаМаркет получает больше всего отрицательных отзывов;
  • на Ozon и AliExpress чаще всего делают покупки с ноутбуков и компьютеров;
  • на Wildberries чаще всего заходят с мобильных устройств.

Большинство продавцов стараются работать одновременно на нескольких маркетплейсах, это касается предпринимателей и компаний всех масштабов. По данным исследования среди продавцов, которое провело Data Insight в 2022 году, разные группы товаров лучше продаются на разных площадках, так что можно говорить о наметившейся специализации маркетплейсов:

  • обувь, одежда, аксессуары, спортивные товары, детская одежда, косметика и парфюмерия — Вайлдберриз, Ozon, AliExpress Россия (в порядке убывания объемов продаж);
  • мебель, товары для дома и сада — Вайлдберриз, Ozon, AliExpress Россия, Яндекс.Маркет;
  • электроника, бытовая техника — Яндекс.Маркет, AliExpress, СберМегаМаркет;
  • авто- и мототехника — Яндекс.Маркет, AliExpress, Ozon;
  • продукты питания — Ozon, Яндекс.Маркет.

Поведение покупателей маркетплейсов

Большая часть аудитории маркетплейсов — это «миллениалы», люди в возрасте 25-34 и 35-44 лет. В 2022 году на всех площадках, кроме Wildberries, выше доля покупателей-мужчин. Растет количество пользователей, которые делают покупки на маркетплейсах ежедневно или несколько раз в неделю: рост с 2020 по 2021 — на 3-5 % в зависимости от площадки. Этот рост продолжается благодаря удобству и гарантиям, которые дают маркетплейсы.

Основная масса покупателей — это жители мегаполисов (59 %), хотя в последний год аудитория прирастает за счет жителей региональных центров. Клиенты электронных площадок чаще всего предпочитают доставку до пунктов самовывоза и постаматов, если речь не идет о крупногабаритной технике или мебели — в этом сегменте чаще всего заказывают доставку на дом. 

В 2022 году самой посещаемой площадкой был Яндекс.Маркет (около 17 млн уникальных посетителей ежемесячно), второе место занимает Озон (12 млн у.п.), третье — Wildberries (около 11 млн у.п.).

bk

Контур.Бухгалтерия — удобный сервис для УСН

Авторасчет налогов, зарплаты, взносов. Сервис сам заполнит платежки, КУДиР, декларацию и отчеты для отправки онлайн.

Преимущества и недостатки работы с Ozon

После начала украинских событий в 2022 году Ozon потерял инвестиции и капитализацию, но остался на рынке на втором месте после Wildberries. Запас прочности позволил ему подстраиваться под новые правила игры, развивать логистику для внешних рынков, отказаться от неключевых сервисов и начать работу с параллельным импортом. Теперь Ozon позволяет делать заказы из-за рубежа, работать с иностранными поставщиками.

Размер аудитории

Оzon — самый узнаваемый бренд, он чаще всех маркетплейсов упоминается в соцсетях, благодаря этому площадке удается сохранять крупную долю рынка, в этом плане он уступает только Wildberries. Ежемесячно на площадку приходят около 12 млн уникальных посетителей. А еще у Озона есть сервис «Мой покупатель», который помогает анализировать статистику по клиентам и планировать стратегию продвижения.

Организованное продвижение

Озон постоянно ведет рекламные компании в соцсетях и на сайтах. Методы продвижения совпадают с крупными международными маркетплейсы, они вполне прозрачны и просты — особенно по сравнению с Wildberries. У продавца есть десятки способов влиять на продажи с помощью рекламы, скидок, акций и бонусов. При этом личный кабинет простой и понятный, управлять им можно даже с телефона. Для продавцов есть много учебных материалов.

Настройка выплат продавцу

В личном кабинете можно настроить периодичность выплат. По умолчанию деньги на счет продавца отправляются дважды в месяц, но можно заказать ежедневные переводы.

Интеграция со складом и бухгалтерией

Личный кабинет на Озоне можно интегрировать через API со своими бухгалтерией и складом, чтобы управлять остатками товаров и автоматически получать документы о продажах.

Озон сам выдает чеки покупателям

Площадка, работая с покупателем, выступает от своего имени и самостоятельно решает вопрос с выдачей чеков. Продавцу не нужно об этом заботиться. Если вы работаете только через Озон и другие маркетплейсы, которые применяют аналогичное правило, кассу можно вовсе не покупать.

Большие комиссии

Озон берет комиссию с продавца только после оплаты товара покупателем, но при этом размер комиссии довольно высок. С учетом доставки, хранения, возврата, рекламы товара на портале отчисления могут составить до 40 %.

bk

Отчетность, учет, зарплата в удобном сервисе

Сдавайте РСВ и другие отчеты, ведите учет, платите налоги и зарплату в Контур.Бухгалтерии. Сервис сам рассчитает суммы и заполнит формы.

Медленный прием товаров от продавцов

Прием товаров от поставщиков на склад Озона продуман, но часто продавцы жалуются на задержки в этом процессе: хоть продавец и привозит товары к назначенному времени, приходится ждать своей очереди и терять время. Кроме того, нельзя выбрать склад, на котором будут храниться товары.

Утеря товаров

Иногда товары на складе Озона пропадают, а еще возникают сложности при возврате невыкупленных товаров: они могут вернуться помятыми, испорченными, иногда их подменяют на более дешевые. К тому же при возврате Озон вернет только 95 % комиссии.

Сложности с поддержкой при конфликтах

В конфликтных ситуациях непросто получить поддержку Озона, особенно через сайт. Администрация работает медленно и часто отделывается отписками. Поэтому лучше звонить на горячую линию и оставлять свои запросы и критику в соцсетях.

Система налогообложения для работы с Ozon

Для торговли на Озоне нужно быть самозанятым, или индивидуальным предпринимателем, или иметь статус ООО. Из всех налоговых режимов для работы с площадкой подходят НПД, УСН и ОСНО. Патент не позволяет заниматься интернет-торговлей, так что ИП на патенте нужно совмещать патентную деятельность с УСН, чтобы торговать на Озоне.

УСН

Учет доходов и расходов на УСН ведется кассовым методом: датой дохода будет считаться день поступления денег на счет от маркетплейса. Подтверждающий документ — банковская выписка.

  • На УСН «доходы» в доходы попадает вся выручка от продажи товара, включая комиссию Озона (увидеть ее можно в отчете);
  • На УСН «доходы минус расходы» в доходы включают выручку от продаж, а в расходы — комиссию, расходы на транспортировку, рекламу, закупку или производство товаров.

ОСНО

Для плательщиков ОСНО дата признания дохода — это день реализации товаров, его можно узнать из отчета Озона. Еще придется работать с НДС, в том числе учитывать его при оплате комиссии для вычета, а саму комиссию относить на прочие расходы при реализации товаров.

НПД

Самозанятые могут продавать на Озоне только товары собственного производства и заключают с площадкой договор как с юрлицом, поэтому их налог с доходов составит 6 %. Его платят из приложения «Мой налог». Выставлять чек нужно не отдельным покупателям — этим занимается площадка, а самому Озону по итогам месяца. Сумму чека самозанятый узнает в отчете о доходах. Поскольку оплата приходит через электронные средства платежа, то чек выставляют не позднее 9 дней после месяца, когда пришла оплата.

bk

Открываете новую деятельность?

Веб-сервис Контур.Бухгалтерия подходит для большинства малых предприятий. Легко ведите учет, начисляйте зарплату, сдавайте отчеты через интернет.

Документооборот с Ozon

Озон работает с продавцами через систему электронного документооборота. Для обмена документами продавцу нужна электронная подпись и регистрация на одной из площадок ЭДО — например Контур.Диадок. После настройки обмена документами вы сможете отправлять их и получать на своей площадке ЭДО или в бухгалтерском сервисе.

По итогам каждого месяца до 5 числа Озон отправляет продавцам документы о продажах: 

  • отчет о реализации товаров — в нем есть суммы и даты продаж;
  • УПД с размером комиссий;
  • акт выполненных работ — в нем указана стоимость доставок, хранения и других услуг Озона.

При отправке товаров на склад Озон формируются такие документы: 

  • транспортная накладная;
  • накладные и счета-фактуры при передаче товара;
  • акт приемки о получении товаров по накладной.

Кроме того в личном кабинете формируются такие документы:

  • расшифровка отчета о реализации товаров;
  • акт сверки взаимных расчетов между Озон и продавцом, который формируется по окончании каждого квартала;
  • акт о расхождениях для некоторых типов сотрудничества.

Бухгалтерский учет при продажах на Озон

Бухгалтерский учет не обязателен для ИП, самозанятые тоже его не ведут, только организации обязаны вести учет при продажах через Озон.

Озон заключает с продавцом договор комиссии и становится посредником, действуя перед покупателями от своего имени. Так что в бухгалтерском учете используются типичные для розницы проводки, отличие появляется только на этапе, когда товары хранятся на складе Озон. В это время они учитываются на бухсчете 45 «Отгруженные товары». 

bk

Сервис сам рассчитает авансы и налоги

Контур.Бухгалтерия рассчитает суммы на основе данных учета, подготовит платежки и отчеты, напомнит об уплате и отправке.

Еще одно отличие — к счету 76 о расчетах с дебиторами и кредиторами можно открыть два субсчета: 76-т для расчетов за проданные товары и 76-к для учета комиссии Озону.

Таким образом в бухучете продавец составит такие проводки:

  • Дт 45 Кт 41 — товары переданы на склад Озон;
  • Дт 76.т Кт 90.1 — фиксируется стоимость переданных товаров;
  • Дт 62 Кт 90.1 — отражается прибыль от реализации;
  • Дт 90.2 Кт 45 — списывается себестоимость проданного;
  • Дт 44 Кт 60 — оформляется вознаграждение Озону;
  • Дт 60 Кт 76.к — удерживается комиссия из стоимости проданного товара;
  • Дт 51 Кт 76 — получена выручка от Озона за вычетом комиссии и оплаты других услуг.

Если вы работаете на основной системе, к этим проводкам добавятся проводки для учета НДС.

Отчетность при работе с Озон

Внутренние отчеты Озона для продавца частично отправляются продавцу по ЭДО, частично их можно найти в личном кабинете — выше мы писали об этом.

Дополнительные отчеты для контролирующих органов при работе с маркетплейсами не требуются. Достаточно обычной отчетности, которая положена согласно вашей системе налогообложения. Если вы корректно ведете налоговый и бухгалтерский учет, тогда сведения о продажах через Озон, комиссиях и оплате дополнительных услуг попадут в типовые декларации.

Сервисы для учета торговли на Озон

Чтобы автоматически обрабатывать данные о продажах на Озоне, можно подключить бухгалтерский сервис, в котором есть все необходимые документы для работы. Например Контур.Бухгалтерия принимает отчет комиссионера, оформляет в учете продажи и комиссию Озону. А еще подгружает выписку из банка, предлагает правильные проводки, определяет доходы и расходы, вовремя считает налог и формирует отчетность на основе данных учета.

В Бухгалтерии можно работать бесплатно 14 дней. Протестируйте сервис и решите, подходит ли он вам.

bk

Онлайн‑бухгалтерия без авралов и рутины

Ведите учет в удобной онлайн-бухгалтерии: учет, расчет зарплаты и пособий, отправка отчетности в ФНС, СФР, Росстат.


Учет ИП на маркетплейсах

Маркетплейсы стали почти «мастхэвным» инструментов для предпринимателей: большинство ИП выставляют свои товары на этих электронных площадках, даже имея собственный интернет-магазин или продающие странички в соцсетях. Расскажем, как организовать документооборот и учет при работе на марткетплейсах.

Учет и отчетность при работе с Lamoda

Lamoda — особый маркетплейс, на который не так-то просто попасть. Расскажем о его особенностях и поможем наладить бухучет при торговле на площадке.

Кассовый разрыв и маркетплейсы

Маркетплейсы — динамично развивающаяся отрасль электронной коммерции. Две трети всех онлайн-продаж в России осуществляются на маркетплейсах. Расскажем, как работать с кассовыми разрывами при сотрудничестве с этими электронными площадками.

Кассовый разрыв простыми словами

Пришла пора платить по счетам, платить налоги. Бизнес, вроде бы, работает, деньги в кассу и на счет поступает, но их катастрофически не хватает для расчета по обязательствам. Это статус в работе называется «кассовый разрыв».

Что будет доступно
на 14 дней
Бесплатно на 14 дней
Доступно
 Бесплатная техподдержка
 Автоматические обновления сервиса
 Анализ сделок и долгов клиентов
 Проверка контрагентов
 Выставление и отправка счетов онлайн
 Ведение бухгалтерии
 Распознавание сканированных товарных накладных (до 5 раз)
 Справочно-правовой модуль
 Финансовый анализ
 Курсы по бухучёту для директоров
Недоступно
Отправка отчетов через интернет
Сверки с ПФР и ФНС
Письма в ПФР и ФНС
Подготовка отчетности в ПФР, ФСС, ФНС
По окончании бесплатного периода
возможности будут ограничены, однако данные останутся
и вы сможете продолжить работу после оплаты