Маркетплейсы — одна из самых динамично растущих ниш сегодня. Любой бизнес, торгующий товарами в розницу, может существенно расширить объем сбыта, если начнет сотрудничать с электронными площадками.
Ведите учет продаж на маркетплейсах
Скоро в Контур.Бухгалтерии: автоматизация работы на маркетплейсах и оформление необходимых документов. Сервис предложит корректные проводки, рассчитает доходы, расходы и налог.
Почему популярны маркетплейсы
Начиная с 2020 года растет количество покупок и обороты на маркетплейсах. Сначала развитию этого вида торговли способствовали ковидные ограничения, а в 2022 году почти в полтора раза выросло количество покупок россиян из-за ухода популярных брендов и развития параллельного импорта.
Почему покупатели уверенно голосуют рублем за маркетплейсы? Это кардинально другой вид шоппинга, где можно быстро найти товар почти под любой запрос, это курьерская доставки или возможность забрать посылку в ближайшем пункт выдаче. И, конечно, немаловажный фактор — цена. Зачастую товар на маркетплейсах может продаваться существенно дешевле, чем в классической рознице.
Для предпринимателей маркетплейс — иногда единственная возможность расширить сбыт, выйти на новые сегменты аудитории, увеличить продажи без привлечения дополнительных сотрудников и ресурсов. Торговля на маркетплейсах — это и возможность начать свой первый бизнес или найти покупателей для товаров собственного производства.
Для успешной торговли предприниматель должен выходить сразу на несколько площадок: Озон, Wildberries, Яндекс-Маркет и другие.
Как начать торговлю на маркетплейсе
При выводе бизнеса на маркетплейс селлеру (так чаще всего называют продавца) нужно решать комплекс задач, начиная от предварительного анализа своей ниши, выбора стратегии, оформления карточек товаров, выбора модели работы — FBO или FBS, рекламной поддержки и организации доставки.
Заключить договор с площадкой
С каждой площадкой заключается отдельный договор, в котором маркетплейс выступает агентом, зарабатывающем на комиссии с продаж.
Но маркетплейс также берет деньги за хранение на складе, доставку товара до пункта выдачи (ПВ) или непосредственно до клиента, доставку обратно на склад в случае возврата.
В договоре фиксируются условия доставки, порядок ценообразования, размер вознаграждения маркетплейсу, штрафы для селлера в случае нарушений, порядок расчетов, порядок утилизации бракованных или поврежденных товаров.
Ведите учет в удобной онлайн‑бухгалтерии
Добавляйте документы и подгружайте банковскую выписку, а сервис отразит доходы и расходы, предложит проводки, рассчитает налоги и подготовит отчеты.
Организовать бухгалтерский учет
Торговать на площадках могут юридические лица или индивидуальные предприниматели. Некоторые маркетплейсы заключают договор с физическими лицами, оформленными как самозанятые. Но самозанятые могут продавать только товары собственного производства и не более чем на 2,4 млн рублей в год. Не могут торговать на маркетплейсах те предприниматели, которые оформили патент.
ОКВЭД. Необходимо, чтобы у селлера был оформлен ОКВЭД 47.91 (Торговля розничная по почте или по информационно-коммуникационной сети Интернет).
Налоговый режим. Какую систему налогообложения выбрать? Для работы на маркетплейсах подойдут все системы, кроме патента: ОСНО, УСН, НПД.
Когда предприниматель выбирает УСН, то заранее нужно просчитать — будет ли это система «доходы 6%» или «доходы — расходы 15%». Если продавец закупает товар у крупного производителя или оптовика и продает его на маркетплейсе, то может быть выгодна система «доходы — расходы». Если продавец работает на ОСНО, то необходимо уплачивать налог на прибыль и НДС.
Онлайн-касса. Еще один важный вопрос: онлайн-касса. Чаще всего оформление кассового чека маркетплейс берет на себя. Поэтому в большинстве случаев предпринимателю, торгующему только через электронные площадки, онлайн-касса не нужна.
Бухучет. В бухучете продажа товаров оформляется как реализация через агента. Поэтому продажа через МП оформляется как стандартная операция по реализации. Так как от момента отгрузки до продажи проходит какое-то время, в этот период себестоимость товара будет отражаться на 45 счете «Товары отгруженные». Расчеты с маркетплейсом как с агентом проводятся через 76 счет.
Важно! Продавцы должны записывать в доходы те суммы, которые им заплатил конечный потребитель. Например, ИП Сергеев отгрузил на Wildberries чехлы для телефона. Общая сумма реализации составила 5 000 рублей. Маркетплейс, удержав комиссию и расходы на логистику, перечислил Сергееву 3 000 рублей. В отчете о доходах и расходах предприниматель указывает доход в 5 000 рублей, а комиссию и затраты на услуги записывает в расходы.
Организовать учет товаров
Почему важно контролировать учет не только в самом кабинете каждого маркетплейса, но и интегрировать его со своим внутренним учетом? Грамотно поставленный учет позволяет:
- контролировать остатки, вовремя докупать товары, чтобы выполнять обязательства перед покупателем и самим маркетплейсом;
- отслеживать заказы и их динамику, быстро обрабатывать заказы;
- анализировать движение средств и прогнозировать прибыль;
- управлять ценой товара;
- следить за рентабельностью;
- следить за сезонным спросом и планировать закупки.

Онлайн‑бухгалтерия для малого бизнеса
Автоматически рассчитывайте и платите налоги в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия! Учет, зарплата, отчетность.
Как организовать товарный учет при торговле на маркетплейсах
Для учета товаров, особенно если у селлера только несколько позиций, можно настроить Excel или Google-таблицы. Но при масштабировании бизнеса учет в таблицах уже будет крайне неудобен и для общего анализа продаж, и для подготовки отчета для налоговой.
Решение — воспользоваться специальными сервисами, которые позволяют учитывать движение товаров по разным маркетплейсам в режиме онлайн, видеть остатки, вести бухучет. Кроме того, некоторые сервисы помогают оформить товары к отгрузке и подготовить необходимые этикетки и сопроводительные документы. На рынке много решений, которые позволяют интегрировать бухгалтерский учет и данные из кабинета продавца.
Кабинеты продавца на разных площадках
Прежде всего учет продаж есть в личном кабинете продавца на маркетплейсе. Там видны все отгруженные товары, их статус, цена, рекламные акции, в которых участвует селлер, взаиморасчеты с площадкой.
В кабинете Wildberries (он называется WB Partners) есть такие разделы:
- Сводка по продажам за текущий день. Здесь видно общее число заказов, продажи, товары, добавленные в корзину, но не оформленные, отгруженные, но не выкупленные товары, товары для обработки и доставки. Также WB рассчитывает средний рейтинг магазина, карточек, товаров. В этом же разделе находятся вопросы и отзывы покупателей.
- Статистика собирает данные о продажах.
- Метрика «оборачиваемость товаров» показывает сроки реализации товаров.
- Новости для партнеров, где сообщается о всех нововведениях и изменениях.
- В разделе «Поставки» содержится вся информация о перемещениях товаров между складами продавца, пунктами выдачи.
- Раздел «Дефицит» анализирует спрос на продукцию и информирует о том, когда пора пополнять запасы, а «Лист ожидания» показывает, какие товары хотят приобрести покупатели.
В кабинете Озон похожая структура. Есть несколько больших разделов: товары и цены, финансы, аналитика, продвижение, рейтинги, отзывы. Внутри каждого раздела есть подразделы, которые позволяют получить всю необходимую информацию о движении товаров, ценах, динамике реализации, прогнозах продаж.
На Яндекс.Маркете в кабинете есть десять основных разделов: подключение, сводка, товары, заказы, логистика, продвижение, бухгалтерия, отчеты, поддержка, настройки.
Как видим, информация в личных кабинетах продавцов практически одна и та же. Но каждый маркетплейс, развиваясь, продолжает разработку и может добавлять или убирать какие-то разделы, изменять отчеты.
Кому будет достаточно внутреннего учета со стороны маркетплейса? Прежде всего тем ИП и СЗ, кто освобожден от НДС, поставляет небольшой ассортимент, работает только с одним маркетплейсом. При наступлении отчетного периода достаточно будет выгрузить информацию обо всех доходах и расходах, свериться с данными маркетплейса и отчитаться перед налоговой инспекцией. Также по этим данным можно будет оценить, насколько прибыльной была торговля.
Специальные сервисы для товароучета
Если компания одновременно отгружает товары на несколько маркетплейсов, работает на ОСНО, у нее много товарных позиций, ведется учет товара по партиям и необходимо следить за маркировкой «Честный знак», — в таком случае лучше настроить сервис, в котором интегрирован и бухгалтерский, и складской учет.
Наиболее популярные сервисы, помогающие решать задачи селлеров, это «Мой склад», «Мое дело», «1:С», Bitrix. TopSeller, Контур.Маркет, «Тинькофф Селлер».
При выборе учетной системы важно обратить внимание, есть ли там дополнительные операции и шаблоны документов для работы с маркетплейсами. Наиболее востребованные функции — это учет перемещений товара со склада на склад, отчет комиссионера, отчет об удержанных или перечисленных комиссиях. Еще один важный функционал — это возможность работать с маркировкой товаров через систему «Честный знак», печать штрих-кодов.
Итак, для работы на маркетплейсах продавцу необходимо:
- определиться с формой регистрации (ООО, ИП, СЗ);
- выбрать систему налогообложения;
- определиться, какие сервисы использовать для учета движения товаров, учета и подготовки бухгалтерских отчетов;
- заключить агентский договор с маркетплейсами;
- оформить карточки товаров и начать работу.
Ведите учет продаж на маркетплейсах
Скоро в Контур.Бухгалтерии: автоматизация работы на маркетплейсах и оформление необходимых документов. Сервис предложит корректные проводки, рассчитает доходы, расходы и налог.