Расходы будущих периодов


Сначала разберемся с терминологией. Расходы будущих периодов (РБП) возникают, когда предприятие в прошлом или текущем периоде совершало какие-либо затраты, но в себестоимость работ, услуг или продукции их нужно включить только в будущем периоде / будущих периодах.

Расходы будущих периодов: что это?

В бухгалтерском учете важно уметь «отделять зерна от плевел», то есть разделять ваши затраты на активы и расходы, а потом отдельно выделять те расходы, которые относятся к будущим периодам.

Актив дает возможность организации получить доход/выгоду. Его можно поменять на другой актив, использовать в качестве средства для погашения долга, использовать самостоятельно или вместе с иным активом для производства или продажи, поделить между собственниками. Зная это и проанализировав затраты, вы сможете отнести некоторые из них к расходам будущих периодов в качестве активов.

Какие затраты нужно отнести к расходам будущих периодов?

Затраты текущих и прошлых периодов, которые мы относим на будущие периоды, нужно отражать в балансе бухгалтерии по нормативным условиям признания активов. Списывать их тоже нужно в определенном порядке, который установлен для списания стоимости активов этого вида.

Положения по бухучету предусматривают всего два вида таких затрат:

  • затраты, которые компания понесла перед будущим строительством: например, передача цемента на строительную площадку;
  • программное обеспечение (ПО) с лицензией.

В иных случаях бухгалтерия тоже может принять траты как расходы будущих периодов. Например, если в Положениях по бухучету не говорится, как учитывать затраты определенного вида, но бухгалтер считает, что их нужно списывать постепенно в течение продолжительного срока, то он вправе отнести их к расходам будущих периодов. По такому способу обычно списываются затраты на добровольную медицинскую страховку.

К РБП не нужно относить выданные авансы, а также расходы и денежные резервы на уплату отпускных, даже если был сформирован резерв на оплату отпусков, но его не хватило на всех сотрудников.

Как РБП отражать в бухучете?

Учет таких расходов бухгалтеры ведут на счете 97 «Расходы будущих периодов». В дебете вы отражаете затраты, которые понесли, а по кредиту — их поэтапное списание на расходы.

Проводки:
Дт 97 — Кт 51(60) — затраты мы учли как РБП.
Дт 20 (26, 44, 91) — Кт 97 — мы включили в расходы будущих периодов долю, которая относится к текущему периоду.

Как учитывать РБП при уплате налогов?

Согласно законодательству, расходы должны соответствовать условиям сделок и периодам, когда эти сделки совершены. В общем, нужно смотреть на документы по сделкам.

Если согласно договору сделка растянута на три периода, то расходы нужно учесть при налогообложении в каждом периоде. Например, вы покупаете лицензию, и она действует три года. В течение трех лет можно постепенно списывать расходы, и эти платежи каждый раз отражать в налоговой декларации. Если из документов по сделке нельзя определить период, к которому привязаны расходы, то организация самостоятельно определяет этот срок.

Как отразить расходы будущих периодов в балансе

У вас снова есть два варианта:

  • отразить расходы выделенной статьей в группе «Запасы»;
  • отразить расходы отдельной группой в разделе «Оборотные активы».

Далее, при заполнении баланса в дебете указываем сальдо по этому счету и вносим туда остатки расходов, которые еще не списаны к концу отчетного периода.

Как проводить инвентаризацию РБП

Чтобы корректно провести инвентаризацию, нужно сверить обороты и остатки по 97-му счету с первичкой, то есть с бухгалтерскими справками на списание РБП. Результат нужно оформить специальным актом по форме № ИНВ-11. Инвентаризация РБП проводится в рамках ежегодной инвентаризации.

Бухгалтерский веб-сервис Контур.Бухгалтерия позволяет отражать расходы будущих периодов в налоговом и бухгалтерском учете. Познакомьтесь с возможностями сервиса бесплатно в течение 30 дней, ведите учет, начисляйте зарплату, отчитывайтесь онлайн и работайте в сервисе совместно с коллегами.

Вам будут интересны статьи и видео по теме «Бизнес-будни»
Что будет доступно
на 30 дней
Бесплатно на 30 дней
Доступно
 Многопользовательский режим
 Бесплатная техподдержка
 Автоматические обновления сервиса
 Анализ сделок и долгов клиентов
 Проверка контрагентов
 Выставление и отправка счетов онлайн
 Ведение бухгалтерии
 Подготовка отчетности в ПФР, ФСС, ФНС
 Распознавание сканированных товарных накладных (до 5 раз)
 Справочно-правовой модуль
 Финансовый анализ
 Курсы по бухучёту для директоров
Недоступно
Отправка отчетов через интернет
Сверки с ПФР и ФНС
Письма в ПФР и ФНС
Вопросы экспертам
По окончании бесплатного периода
возможности будут ограничены, однако данные останутся
и вы сможете продолжить работу после оплаты