Расходы будущих периодов


Сначала разберемся с терминологией. Расходы будущих периодов (РБП) возникают, когда предприятие в прошлом или текущем периоде совершало какие-либо затраты, но в себестоимость работ, услуг или продукции их нужно включить только в будущем периоде / будущих периодах.

Расходы будущих периодов: что это?

В бухгалтерском учете важно уметь «отделять зерна от плевел», то есть разделять ваши затраты на активы и расходы, а потом отдельно выделять те расходы, которые относятся к будущим периодам.

Актив дает возможность организации получить доход/выгоду. Его можно поменять на другой актив, использовать в качестве средства для погашения долга, использовать самостоятельно или вместе с иным активом для производства или продажи, поделить между собственниками. Зная это и проанализировав затраты, вы сможете отнести некоторые из них к расходам будущих периодов в качестве активов.

Какие затраты нужно отнести к расходам будущих периодов?

Затраты текущих и прошлых периодов, которые мы относим на будущие периоды, нужно отражать в балансе бухгалтерии по нормативным условиям признания активов. Списывать их тоже нужно в определенном порядке, который установлен для списания стоимости активов этого вида.

Положения по бухучету предусматривают всего два вида таких затрат:

  • затраты, которые компания понесла перед будущим строительством: например, передача цемента на строительную площадку;
  • программное обеспечение (ПО) с лицензией.

В иных случаях бухгалтерия тоже может принять траты как расходы будущих периодов. Например, если в Положениях по бухучету не говорится, как учитывать затраты определенного вида, но бухгалтер считает, что их нужно списывать постепенно в течение продолжительного срока, то он вправе отнести их к расходам будущих периодов. По такому способу обычно списываются затраты на добровольную медицинскую страховку.

К РБП не нужно относить выданные авансы, а также расходы и денежные резервы на уплату отпускных, даже если был сформирован резерв на оплату отпусков, но его не хватило на всех сотрудников.

Как РБП отражать в бухучете?

Учет таких расходов бухгалтеры ведут на счете 97 «Расходы будущих периодов». В дебете вы отражаете затраты, которые понесли, а по кредиту — их поэтапное списание на расходы.

Проводки:
Дт 97 — Кт 51(60) — затраты мы учли как РБП.
Дт 20 (26, 44, 91) — Кт 97 — мы включили в расходы будущих периодов долю, которая относится к текущему периоду.

Как учитывать РБП при уплате налогов?

Согласно законодательству, расходы должны соответствовать условиям сделок и периодам, когда эти сделки совершены. В общем, нужно смотреть на документы по сделкам.

Если согласно договору сделка растянута на три периода, то расходы нужно учесть при налогообложении в каждом периоде. Например, вы покупаете лицензию, и она действует три года. В течение трех лет можно постепенно списывать расходы, и эти платежи каждый раз отражать в налоговой декларации. Если из документов по сделке нельзя определить период, к которому привязаны расходы, то организация самостоятельно определяет этот срок.

Как отразить расходы будущих периодов в балансе

У вас снова есть два варианта:

  • отразить расходы выделенной статьей в группе «Запасы»;
  • отразить расходы отдельной группой в разделе «Оборотные активы».

Далее, при заполнении баланса в дебете указываем сальдо по этому счету и вносим туда остатки расходов, которые еще не списаны к концу отчетного периода.

Как проводить инвентаризацию РБП

Чтобы корректно провести инвентаризацию, нужно сверить обороты и остатки по 97-му счету с первичкой, то есть с бухгалтерскими справками на списание РБП. Результат нужно оформить специальным актом по форме № ИНВ-11. Инвентаризация РБП проводится в рамках ежегодной инвентаризации.

Бухгалтерский веб-сервис Контур.Бухгалтерия позволяет отражать расходы будущих периодов в налоговом и бухгалтерском учете. Познакомьтесь с возможностями сервиса бесплатно в течение 14 дней, ведите учет, начисляйте зарплату, отчитывайтесь онлайн и работайте в сервисе совместно с коллегами.

Контур.Бухгалтерия
В веб-сервисе Контур.Бухгалтерия есть всё для удобной работы
  • Легко ведите учёт и заводите первичку
  • Отправляйте отчётность через интернет
  • Сервис расчитает налоги и напомнит о платеже
  • Начисляйте зарплату, больничные, отпускные
Попробовать бесплатно
Вам будут интересны статьи по теме «Бизнес-будни»
Код вычета 126 в приложении 6‑НДФЛ

В приложении к 6-НДФЛ «Справка о доходах и суммах налога физлица» для каждого вычета следует указывать код. Так налоговики видят, за счет чего с каждого конкретного человека в бюджет поступает меньше налога на доходы физлиц. Код 126 — для стандартного вычета на первого ребенка, раньше он ставился и в справке 2-НДФЛ. Разберемся подробнее, в чем особенности вычета, где указывать код и какие коды предусмотрены для второго и следующих детей.

, Елизавета Кобрина
Что такое УИН

Это специальный код, который вписывается в платежное поручение, чтобы деньги дошли до получателя. Он помогает правильно идентифицировать бюджетные поступления. Разберемся, когда УИН необходим, как его узнать и где указывать в документе.

, Елизавета Кобрина
Сроки хранения документов в организации

Организации и предприниматели должны хранить документы, которые касаются налогов, бухгалтерии и кадров. Некоторые бумаги нужно беречь до 50 и 75 лет, даже если бизнес давно закрылся. В статье расскажем о сроках хранения, штрафах за нарушения и способах упростить эту задачу.

, Елена Космакова