С 1 июля 2017 года начал действовать обновлённый электронный лист нетрудоспособности. С этого момента электронные больничные можно оформлять во всех регионах и городах России.
С 1 июля 2017 года начал действовать обновлённый электронный лист нетрудоспособности. С этого момента электронные больничные можно оформлять во всех регионах и городах России, а с 2022 года они стали обязательнями. Расскажем далее, что нужно учитывать работодателям при работе с больничными.
Зачем ввели электронный больничный?
Изначально документ вводили, чтобы сократить количество бумажной волокиты и утомительных походов за подписями и печатями. А еще уменьшить число ошибок при заполнении и сложности с закрытием больничного. Ну и чтобы избавиться от бланков-подделок, которые иногда было довольно сложно выявлять. Согласно статистике, от 3 до 5 % больничных ежегодно сдаются в испорченном виде, поэтому с 2016 года началось внедрение электронного больничного.
Электронные больничные начали действовать после официальной публикации ФЗ от 01.05.2017 № 86-ФЗ, который добавлял к бумажному электронный формат больничного. Если застрахованное физлицо даст свое согласие, то в автоматизированной информационной системе, контролируемой ФСС, сформируется электронный листок нетрудоспособности.
Важно! Чтобы начать использование электронных больничных, вам нужно внести изменения в учетную политику и добавить учет таких больничных по аналогии с бумажными.
В чем профит электронных больничных:
- прозрачность и доступность для отслеживания статуса сотрудника;
- защита от кражи и подделок;
- профилактика штрафов работодателям со стороны ФСС за ошибки;
- отсутствие необходимости в хранении бланков строгой отчётности.
Ок, мы хотим подключить электронный больничный. Как это сделать?

Вам нужно на сайте ФСС создать личный кабинет. Вы также подписываете с фондом документ о том, что у вас будет некое единое информационное пространство по больничным листам. Этот документ можно посмотреть и скачать на сайте налоговой в разделе с типовыми формами. Многие онлайн-бухгалтерии настроили для своих клиентов упрощенный обмен данными с ФСС.
Бывают нестандартные ситуации. Допустим, клиника работает с электронными больничными. Врач спрашивает у больного, какой лист нетрудоспособности ему нужен. Пациент говорит: электронный. Но его работодатель ещё не внедрил такие больничные. Значит, нужен бумажный листок. Поэтому кадровик должен заранее предупреждать сотрудников о том, какой вид больничного брать.
Алгоритм действия электронного больничного
Что должен делать работодатель при заполнении больничного? До 2022 года соблюдался следующий порядок действий:
- получаете от работника его номер электронного листка нетрудоспособности;
- запрашиваете в ФСС данные согласно СНИЛС и номеру электронного больничного листа;
- заполняете больничный данными из ФСС;
- подписываете документ электронной подписью;
- посылаете обновленный больничный обратно в ФСС;
- делаете расчет и производите уплату пособий (если у вас зачетная система оплаты больничных);
- вносите данные в реестр по выплате пособий;
- подписываете реестр электронной подписью и передаете его в ФСС (если у вас прямые выплаты).
Важно: с 2022 года электронные больничные стали обязательными по всей стране, а выплаты по ним сделали не только прямыми, но и «проактивными»: ФСС сам инициирует назначение пособия. Подробнее об этом читайте здесь.
Личные кабинеты для электронного больничного
Их всего три — кабинет застрахованного (больного), кабинет страхователя (сам работодатель) и кабинет МСЭ. На сайте ФСС подробно описано, для чего они нужны и что в них можно делать.
Кабинет страхователя дает возможность:
- брать данные из электронного больничного, если медорганизация его закрыла;
- печатать их;
- вносить данные в больничные.
- cохранять больничные в формате xml-файл — это нужно для выгрузки файла в ЕРП-систему или бухгалтерскую программу для формирования и подписи реестров с последующей отправкой в ФСС;
- просматривать поданные в ФСС реестры;
- находить пособия в ФСС по прямым выплатам;
- смотреть журнал данных, переданных работодателем в соцстрах;
- сохранять у себя xml-файл с ошибками в реестре и пособиях, которые были обнаружены после проверки.
Кабинет застрахованного дает возможность:
- искать и просматривать электронные листки нетрудоспособности;
- печатать их;
- смотреть, какая сумма по пособиям вам начислена.
Кабинет для медико-социальной защиты дает право:
- просматривать данные электронных листков нетрудоспособности специалистами бюро;
- вводить и корректировать данные бюро МСЭ, которыми можно дополнить сведения электронных листков нетрудоспособности.
Формирование, отправка реестра по выплате пособий и удобная работа с сотрудниками доступна в облачном сервисе Контур.Бухгалтерия. Познакомьтесь с возможностями бесплатно в течение 14 дней: ведите учет, начисляйте зарплату, отчитывайтесь онлайн и работайте в сервисе совместно с коллегами.