Электронный больничный


С 1 июля 2017 года начал действовать обновлённый электронный лист нетрудоспособности. С этого момента проект перестал быть пилотным, а электронные больничные стало возможным оформлять во всех регионах и городах России.

Зачем ввели электронный больничный

Изначально документ вводили, чтобы сократить количество бумажной волокиты и утомительных походов за подписями и печатями. А еще уменьшить число ошибок при заполнении и сложности с закрытием больничного. Ну и чтобы избавиться от бланков-подделок, которые иногда было довольно сложно выявлять. Согласно статистике, от 3 до 5 % больничных ежегодно сдаются в испорченном виде, поэтому с 2016 года началось внедрение электронного больничного.

Электронные больничные начали действовать после официальной публикации ФЗ от 01.05.2017 № 86-ФЗ, который добавлял к бумажному электронный формат больничного. Если застрахованное физлицо даст свое согласие, то в автоматизированной информационной системе, контролируемой ФСС, сформируется электронный листок нетрудоспособности.

Важно! Чтобы начать использование электронных больничных, вам нужно внести изменения в учетную политику и добавить учет таких больничных по аналогии с бумажными.

В чем профит электронных больничных:

  • прозрачность и доступность для отслеживания статуса сотрудника;
  • защита от кражи и подделок;
  • профилактика штрафов работодателям со стороны ФСС за ошибки;
  • отсутствие необходимости в хранении бланков строгой отчётности.

Ок, мы хотим подключить электронный больничный. Как это сделать?

Вам нужно на сайте ФСС создать личный кабинет. Вы также подписываете с фондом документ о том, что у вас будет некое единое информационное пространство по больничным листам. Этот документ можно посмотреть и скачать на сайте налоговой в разделе с типовыми формами.

Работодатель не обязательно должен пользоваться новым видом больничных и регистрировать личный кабинет, он вправе принимать и бумажные бланки. Но когда обмен клиника-работодатель уже настроен, право на выбор вида больничного переходит к сотруднику.

Кстати, медицинские организации тоже имеют право выбора — электронный или бумажный листок.

Бывают нестандартные ситуации. Допустим, клиника работает с электронными больничными. Врач спрашивает у больного, какой лист нетрудоспособности ему нужен. Пациент говорит: электронный. Но его работодатель ещё не внедрил такие больничные. Значит, нужен бумажный листок. Поэтому кадровик должен заранее предупреждать сотрудников о том, какой вид больничного брать.

Алгоритм действия электронного больничного

Что должен делать работодатель при заполнении больничного? Соблюдайте следующий порядок действий:

  • получаете от работника его номер электронного листка нетрудоспособности;
  • запрашиваете в ФСС данные согласно СНИЛС и номеру электронного больничного листа;
  • заполняете больничный данными из ФСС;
  • подписываете документ электронной подписью;
  • посылаете обновленный больничный обратно в ФСС;
  • делаете расчет и производите уплату пособий (если у вас зачетная система оплаты больничных);
  • вносите данные в реестр по выплате пособий;
  • подписываете реестр электронной подписью и передаете его в ФСС (если у вас прямые выплаты).

Важно! Не каждая больница может выписать электронный больничный. Нужно подключение к медицинской инфосистеме, а это сделали еще не все больницы.

Допустим, больница подключена. После того как в медучреждении закроют больничный, информация автоматически поступит в соцстрах по месту работы сотрудника. Пациент при выписке получит свой номер электронного листка нетрудоспособности. Этот номер надо отнести в бухгалтерию. А бухгалтер всю информацию по больничному увидит в системе.

Личные кабинеты для электронного больничного

Их всего три — кабинет застрахованного (больного), кабинет страхователя (сам работодатель) и кабинет МСЭ. На сайте ФСС подробно описано, для чего они нужны и что в них можно делать.

Кабинет страхователя дает возможность:

  • брать данные из электронного больничного, если медорганизация его закрыла;
  • печатать их;
  • вносить данные в больничные.
  • cохранять больничные в формате xml-файл — это нужно для выгрузки файла в ЕРП-систему или бухгалтерскую программу для формирования и подписи реестров с последующей отправкой в ФСС; 
  • просматривать поданные в ФСС реестры;
  • находить пособия в ФСС по прямым выплатам;
  • смотреть журнал данных, переданных работодателем в соцстрах;
  • сохранять у себя xml-файл с ошибками в реестре и пособиях, которые были обнаружены после проверки.

Кабинет застрахованного дает возможность:

  • искать и просматривать электронные листки нетрудоспособности;
  • печатать их; 
  • смотреть, какая сумма по пособиям вам начислена.

Кабинет для медико-социальной защиты дает право:

  • просматривать данные электронных листков нетрудоспособности специалистами бюро;
  • вводить и корректировать данные бюро МСЭ, которыми можно дополнить сведения электронных листков нетрудоспособности.

Электронны больничные и удобная работа по сотрдуникам доступна в облачном сервисе Контур.Бухгалтерия. Познакомьтесь с возможностями бесплатно в течение 30 дней: ведите учет, начисляйте зарплату, отчитывайтесь онлайн и работайте в сервисе совместно с коллегами.

Вам будут интересны статьи и видео по теме «Работа с сотрудниками»
Что будет доступно
на 30 дней
Бесплатно на 30 дней
Доступно
 Многопользовательский режим
 Бесплатная техподдержка
 Автоматические обновления сервиса
 Анализ сделок и долгов клиентов
 Проверка контрагентов
 Выставление и отправка счетов онлайн
 Ведение бухгалтерии
 Подготовка отчетности в ПФР, ФСС, ФНС
 Распознавание сканированных товарных накладных (до 5 раз)
 Справочно-правовой модуль
 Финансовый анализ
 Курсы по бухучёту для директоров
Недоступно
Отправка отчетов через интернет
Сверки с ПФР и ФНС
Письма в ПФР и ФНС
Вопросы экспертам
По окончании бесплатного периода
возможности будут ограничены, однако данные останутся
и вы сможете продолжить работу после оплаты