Особенности учета криптовалюты в бухгалтерии


Криптовалюта: электронные деньги «с оговоркой»

Криптовалюта — это некая виртуальная валюта для расчетов в интернете. Можно сказать, что это электронные деньги, которые (пока) не регулируются и не запрещаются на законодательном уровне в России. Криптовалюта не связана ни с одним из существующих видов валют, на нее не влияет Центральный банк РФ.

По сути, криптоденьги — это машинный код, который говорит о том, что электронные монеты (биткоины) принадлежат определенному владельцу (сетевому адресу).

Однако это не совсем те электронные деньги, которые являются одной из форм/оболочек для реальной валюты. Хотя их также нужно внести на электронный счет компании, чтобы отразить в учете компании.

Как отразить операции по криптовалюте в бухучете?

Допустим, ваша компания приобрела биткоины и начинает их активно использовать в различных операциях. Значит, в учете и при уплате налогов это нужно учитывать. Но как? Обратите внимание, как была приобретена криптовалюта. Бит-монеты могли у вас появиться четырьмя способами:

  • после приобретения за реальные деньги;
  • после самостоятельного майнинга (то есть генерации криптовалюты при использовании своих компьютерных мощностей);
  • при расчетах с контрагентами;
  • если организация получила криптоденьги от клиента в качестве оплаты за товары или предоставленные услуги.

Каждый способ по-своему отражается в учете.

Как отразить в учете покупку биткоинов за рубли?

В этой ситуации учет простой и аналогичен учету ценных бумаг. Можно отразить, что биткоины куплены за реальные деньги и что они участвовали в операциях без их перевода в рублевый эквивалент. То есть криптовалюта — это финансовое вложение, у которого невозможно определить рыночную стоимость. В день внесения криптовалюты следует взять начальную стоимость биткоина.

Проводки:

Д58 К76 — вы купили криптовалюту;

Д76 К51 — вы оплатили криптовалюту.

Как отразить в учете генерирование криптовалюты?

Генерация криптовалюты — для бухгалтерии это, по сути, производство денег фактически из ничего. В этом случае учет ведется по аналогии с приобретением биткоина за рубли. При этом вы в итоге получите прибыль, и с нее следует заплатить налог.

Проводка:

Д58 К91-1 — вы отразили операцию по генерации криптовалюты.

Как отразить в бухучете получение криптовалюты при взаиморасчетах с контрагентами?

В этом случае может существовать два варианта проводок. Первый вариант:

Д62 К90-1 — вы отразили выручку от продажи товаров (реализации работ, услуг);

Д90-3 К68/НДС — вы начислили НДС;

Д90-2 К41 (например) — вы определили себестоимость товаров, работ или услуг;

Д58 К76 — вы отразили факт получения криптовалюты;

Д76 К62 — вы отразили, что взаимозачет прошел успешно.

Если вам этот вариант интересен, советуем сначала прочитать, как стать майнером (генератором криптовалют).

Второй вариант развития событий: если вы получили криптовалюту, но не стали ее менять на рубли, значит, у вас появилась дебиторка под списание в расходы на бухгалтерию или налоги.

Как отразить в бухучете расчеты за товары (работы, услуги) криптовалютой?

Проводки:

Д41 (или 26, 44 и пр.) К60 — вы отразили, что товары (работы, услуги) получены/выполнены;

Д76 К91-1 — вы отразили, что с баланса списаны/выбыли криптоденьги;

Д91-2 К58 — вы отразили, что криптовалюта была списана как финансовое вложение;

Д60 К76 — вы отразили, что взаимозачет прошел успешно.

В заключение стоит отметить, что рынок криптовалют активно растет, и на нем возможны изменения, а также законодательные ограничения. 

Планируете учет криптовалюты? Облачный веб-сервис Контур.Бухгалтерия позволяет вести все необходимые операции через интернет. Познакомьтесь с возможностями сервиса бесплатно в течение 14 дней, ведите учет, начисляйте зарплату, отчитывайтесь онлайн и работайте в сервисе совместно с коллегами.

Контур.Бухгалтерия
В веб-сервисе Контур.Бухгалтерия есть всё для удобной работы
  • Легко ведите учёт и заводите первичку
  • Отправляйте отчётность через интернет
  • Сервис расчитает налоги и напомнит о платеже
  • Начисляйте зарплату, больничные, отпускные
Попробовать бесплатно
Вам будут интересны статьи по теме «Бизнес-будни»
Сезонность в продажах

Даже если ваш бизнес — не сезонный, например, вы не продаете елочные игрушки или не держите шиномонтажку, все равно покупки неравномерно распределены по году. Клиенты реагируют на праздники, периоды отпусков или зимних каникул. Их реакции вполне предсказуемы, и это можно использовать. Расскажем, как измерить сезонность, как ее регулировать и что делать в низкий сезон.

, Елена Космакова
Способы увеличения среднего чека

Средний чек — важный показатель в продажах. В отдельности и в сочетании с другими данными он помогает анализировать состояние бизнеса. Расскажем, как увеличить средний чек.

, Елена Космакова
Новые каналы продаж

Информационные технологии помогают переложить работу менеджеров по продажам на искусственный интеллект или хотя бы автоматизировать рутину. В этой статье рассмотрим новые каналы продаж, открывшиеся в глобальной сети в последние годы.

, Елена Космакова