Счет 26 — затратный. На нем отражаются общехозяйственные расходы организации, они же — управленческие. Это, к примеру, амортизация офисного здания, оплата аренды кабинета, зарплата бухгалтера и директора и другие. После окончания месяца затраты со счета 26 полностью списывают на 90. Расскажем, как работать с 26 счетом.
Онлайн‑бухгалтерия без авралов и рутины
Ведите учет в удобной онлайн-бухгалтерии: учет, расчет зарплаты и пособий, отправка отчетности в ФНС, СФР, Росстат.
Перечень общехозяйственных расходов
На счете 26 учитываются общехозяйственные расходы. Их список в нормативных актах не определен. Можно сказать одно: к ним относятся расходы для административных нужд. Они, как правило, никак не относятся к процессам производства.
Список таких расходов зависит от учетной политики и специфики работы компании. В общем случае на 26 счете учитывают:
- зарплату административно-управленческого персонала, то есть сотрудников, не занятых в производстве;
- страховые взносы с зарплаты административно-управленческого персонала;
- амортизацию основных средств и нематериальных активов, используемых в управленческой деятельности;
- затраты на ремонт имущества, используемого в управленческой деятельности;
- затраты на консультации специалистов, запросы разных данных, аудит;
- представительские затраты;
- приобретение программного обеспечения;
- покупку периодических изданий;
- мобильную связь и интернет;
- командировочные расходы управленческого персонала;
- затраты на наем сотрудников и так далее.
Организации, которые не занимаются производством, например, комиссионеры или дилеры, могут учитывать на счете 26 все расходы, которые связаны с их деятельностью. А вот компании из торговой сферы могут все свои затраты учитывать на счете 44.
Характеристика счета 26
Счет 26 — активный. Управленческие расходы аккумулируются по его дебету. А вот расходы списываются по кредиту 26 в конце каждого месяца.
Аналитика ведется по статьям затрат и местам их возникновения. Организация может разработать и другие особенности аналитического учета, но они обязательно должны быть отражены в учетной политике.
Важно! Затраты, накопленные на счете 26, могут составлять существенную долю в общих затратах компании, поэтому их нужно постоянно контролировать. На практике про эти категории расходов нередко забывают, и возникает ряд проблем: раздутый штат административного персонала, отсутствие контроля представительских расходов и так далее.
Закрытие счета 26
Счет 26 не может иметь сальдо на конец месяца, так как накопленные расходы ежемесячно должны списываться.
С 2021 года вступил в силу ФСБУ 5/2019 и теперь счет 26 закрывается только в дебет 90. То есть полная себестоимость больше не формируется, единственным правильным вариантом остался директ-костинг — списание расходов напрямую в расходы отчетного периода.
Раньше можно было списывать затраты, накопленные на счете 26, на счет 20. То есть управленческие расходы включались в фактическую себестоимость продукции. Теперь так делать нельзя. Это ошибка, которая может существенно исказить показатели бухгалтерского учета и отчетности.
Списанные на счет 90 общехозяйственные расходы попадают в отчет о финансовых результатах в строку 2220 «Управленческие расходы».

Онлайн‑бухгалтерия для малого бизнеса
Автоматически рассчитывайте и платите налоги в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия! Учет, зарплата, отчетность.
Распределение расходов
После вступления в силу ФСБУ 5/2019 «Запасы», управленческие расходы нельзя учитывать при формировании себестоимости запасов. Исключением являются только те расходы, которые прямо связаны с производством, их можно включать в себестоимость. То есть в конце отчетного периода они списываются на производственные затраты, например, закрываются на счет 20.
Отсюда следует, что расходы, учитываемые по 26 счету, следует разграничивать.
Если расходы на управленческие нужды связаны сразу с несколькими видами деятельности компании по производству, то их распределяют между всеми ними способом, закрепленным в учетной политике:
- пропорционально зарплате производственного персонала;
- пропорционально выручке от продаж;
- иным способом.
Управленческие затраты, связанные с производством, нельзя признать расходами до тех пор, пока выручка от продажи продукции, на производство которой они потрачены, не будет получена. Все остальные расходы со счета 26 признавайте в расходах по обычным видам деятельности в том отчетном периоде, в котором они понесены.
Решать, какие расходы связаны с производством, а какие — нет, организация должна сама (Письма Минфина от 11.02.2022 № 07-01-09/9702, от 18.11.2021 № 07-01-09/93330). Рекомендуется подтвердить связь документами.
Пример. ООО «Футурус» оказывает другим организациям услуги по управлению компанией. Сам гендиректор этой организации одновременно и является сотрудником, оказывая услуги по управлению.
В таком случае зарплата гендиректора делится на две части: за управление своей компанией — на 26 счет, за управление компанией клиента — на 20 в составе расходов на производство. Подтвердить распределение можно документами учета рабочего времени.
Проводки со счетом 26
На счете 26 учитываются разнообразные управленческие затраты, поэтому он корреспондирует со многими счетами бухгалтерского учета. В таблице мы собрали основные проводки.
Дебет |
Кредит |
Описание |
---|---|---|
26 |
02 |
Начислена амортизация оборудования, которое использовалось в управленческой деятельности. |
26 |
05 |
Начислена амортизация нематериальных активов, которые используются в управленческой деятельности. |
26 |
10 |
Материалы списаны на управленческие нужды. Например, списана канцелярия. |
26 |
20 |
В состав общехозяйственных расходов списана стоимость услуг, оказанных собственным производственным подразделением. |
26 |
21 |
Полуфабрикаты списаны на управленческие нужды. |
26 |
41 |
Товары переданы на общехозяйственные нужды. |
26 |
43 |
Готовая продукция списана на административно-управленческие нужды. |
26 |
60/76 |
Задолженность перед поставщиками и подрядчиками учтена в составе управленческих расходов. Например, затраты на подписку на периодические издания, затраты на услуги связи, интернета и так далее. |
26 |
68 |
В составе общехозяйственных расходов учтены налоговые затраты. Например, транспортный налог по автомобилям директоров. |
26 |
69 |
Начислены страховые взносы с заработной платы управленческого персонала. |
26 |
70 |
Начислена заработная плата сотрудникам органов управления |
26 |
71 |
Учтены представительские или командировочные расходы управленческого персонала. |
26 |
97 |
Расходы будущих периодов отнесены к общехозяйственным. |
90 |
26 |
Счет закрыт, расходы списаны на финансовый результат. |
Онлайн‑бухгалтерия без авралов и рутины
Ведите учет в удобной онлайн-бухгалтерии: учет, расчет зарплаты и пособий, отправка отчетности в ФНС, СФР, Росстат.