Для государственной регистрации юридического лица требуется фирменное наименование. Оно служит для идентификации компании и обозначается в ее уставе, договорах с подрядчиками и заказчиками и других документах. Чтобы получить исключительное право на использование названия, стоит позаботиться о его уникальности. Это поможет не только индивидуализировать компанию, но и избежать в будущем многих проблем.
Зачем проверять название на уникальность
Проверка названия предприятия на уникальность — необязательная процедура. Но такая проверка застрахует вас от возможных претензий, если компания с таким наименованием уже существует.
Закон запрещает организациям использовать название, похожее на имя другого предприятия в следующих случаях:
- наименование полностью совпадает с именем другой фирмы или сходит ним до степени смешения: например, “Abibas” в целом ассоциируется с маркой “Adidas”, несмотря отличие в одну букву;
- компании работают в одной сфере;
- предприятие является коммерческой организацией.
Зарегистрировать компанию с дублирующим именем не составит труда. Однако в судебных разбирательствах по поводу «спорного» имени преимущество будет иметь компания, которая зарегистрировалась раньше. Она может потребовать сменить наименование и возместить возникшие из-за этого убытки. Чтобы не оказаться в сомнительной ситуации, указывая название ООО в России при регистрации, убедитесь в его уникальности.
Получить бесплатный доступ
Уникальное наименование компании. Способы проверки
Способ 1. Чтобы удостовериться в неповторимости выбранного имени, обратитесь в налоговую инспекцию лично или онлайн. На сайте ФНС России есть сервис «Предоставление сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП в электронном виде», где можно ввести планируемое название компании и посмотреть, как часто оно встречается. Дополнительно можно выбрать именно ваш регион или город и узнать, сколько компаний с таким названием есть рядом с вами. Например, на июнь 2021 года в России существовало 727 ООО «Ромашка», а в Свердловской области таких 19. Некоторые уже прекратили свою деятельность.
Способ 2. Еще один вариант — воспользоваться поисковиком. Это не так полезно, как сервис ФНС, так как не показывает, действует ли еще компания и никак не учитывает еще незарегистрированные фирмы, но может помочь. Введите в «Яндексе» или Google «ООО «Ромашка» в Екатеринбурге» и поймете, есть ли компании с таким названием в вашем городе.
Способ 3. Проверить, уникальное ли название у фирмы, можно также на сайте Федерального Института Промышленной Собственности (ФИПС). Это подразделение Роспатента, которое регистрирует товарные марки. Искать в открытом реестре можно только по номеру заявки, просто название пробить не получится.
Ещё у ФИПС есть платный реестр. В нем можно узнать, есть ли компании, которые подали заявку на регистрацию с таким наименованием торговой марки.
Наименование предприятия можно включить в торговую марку. При регистрации в Роспатенте товарный знак проходит обязательную проверку на неповторимость. Это гарантирует уникальность включенного в него наименования и закрепляет за правообладателем исключительное право на его использование.
Способ 4. Воспользоваться платными услугами специальных организаций по проверке уникальности и регистрации деятельности.

Ограничения при выборе фирменного наименования

При выборе названия фирмы учитывайте ограничения, которые предусматриваются законом. Согласно ст. 1473 ГК РФ, в имени юридического лица запрещено использовать обозначения, которые противоречат общественным интересам, принципам гуманности и морали. К примеру, употребление в имени коммерческого предприятия слов из религиозной сферы может затронуть чувства верующих. А наименование “Незнайка собирает друзей” не может быть использовано для похоронного бюро по этическим соображениям. В названии также не должно быть ненормативной лексики.
Не разрешается использовать полные или сокращенные официальные наименования иностранных государств, органов государственной власти и общественных объединений. Слова «Российская Федерация», «федеральный», «Россия», «Москва» и производные от них могут быть включены в имя только при наличии специального разрешения. Некоторые символы, включая @, +, &, латинские буквы, аббревиатуры VIP и Ltd также не допускаются в наименовании ООО.
Выбранное название будет внесено в реестр юридических лиц и закреплено за вами, поэтому стоит уделить внимание не только его уникальности, но и запоминаемости. Чтобы не придумывать имя самостоятельно, можно обратиться за помощью в «нейминговое» агентство. Услуги по разработке имени или торговой марки компании гарантируют их проверку на оригинальность.
Автор статьи: Наталья Филиппова
Открываете новую компанию? Обратите внимание на облачный сервис для малого бизнеса Контур.Бухгалтерия. Здесь вы можете легко вести учет, начислять зарплату, платить налоги и отправлять отчетность онлайн. Мы поможем открыть ООО, а всем новым фирмам дарим 14 дней работы бесплатно!
Если вы зарегистрировали ООО не больше 3 месяцев назад, мы подарим вам 3 месяца работы в Контур.Бухгалтерии.