Жалобы на налоговую инспекцию: как подать, куда жаловаться — Контур.Бухгалтерия

Жалобы на налоговую инспекцию: как подать, куда жаловаться

Физическое или юридическое лицо может жаловаться на ФНС, если инспекция своими действиями или бездействиями нарушает права этого лица. Жалобу подают в вышестоящую ФНС — рассказываем, как это сделать.

bk

Веб‑сервис для малого бизнеса

Автоматизируйте работу с сотрудниками, сдавайте отчеты и ведите учет в Контур.Бухгалтерии без авралов и рутины.

Какие причины подходят для жалобы

Обжаловать можно действия или бездействия ФНС, из-за которых вы пострадали. Вот самые частые основания для жалоб:

  • налог некорректно начислили;

  • штраф выписали без оснований или завысили его сумму относительно той, которая прописана в законе;

  • переплату по налогу отказались вернуть;

  • налоговый вычет не вернули или задержали его выплату;

  • при проверке контрагента у вас требуют документы, которые никак не связаны с контрагентом;

  • при выездной проверке были нарушения процедуры.

Но важно предоставить документальные доказательства ошибок налоговой или того, что инспекторы не выполнили свои обязанности в должном объеме. Именно такой акт и должна оспаривать жалоба. Если вы просто опишете возмутительное поведение представителей ФНС без ссылки на данные спорного документа, такую жалобу рассматривать не будут.

Жалобы на налоговую инспекцию: как подать, куда жаловаться

В какую инстанцию жаловаться

Обжаловать нарушение своих прав сразу же в суде нельзя: закон требует сначала решать все споры с ФНС в досудебном порядке, а любые обращения в суд в обход инспекции рассматривать не будут. Еще жалобу на налоговую можно подать в прокуратуру (ст. 10 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1).

Жалобу адресуют в вышестоящую ФНС, а подают в ту самую инспекцию, которая нарушила права. Например, если вы жалуетесь на инспекцию ФНС по Кировскому району города Екатеринбурга, то бумаги нужно направить туда же, только на имя УФНС по Свердловской области.

В какие сроки подавать жалобу

Отправить жалобу можно не позднее 1 года с даты спорного события, которое закреплено в документах — отталкиваться нужно от даты этого документа. Подают бумаги такими способами:

  • лично в инспекции — вам выдадут подтверждение о приеме жалобы;

  • почтой — заказным письмом с уведомлением и описью вложения;

  • из кабинета налогоплательщика на официальном сайте ФНС;

  • из вашего бухгалтерского сервиса, подписав электронной подписью.

Подать жалобу можно и через представителя, но тогда на него нужно оформить доверенность или другой документ, подтверждающий полномочия.

Налоговая получает жалобу, после этого у нее есть 3 рабочих дня, чтобы отправить бумаги в вышестоящую ФНС. При этом инспекция должна устранить нарушения, описанные в жалобе — если они действительно есть — и сообщить об этом в УФНС тоже в течение 3 дней с даты устранения.

У вышестоящей ФНС есть до 15 рабочих дней с момента получения жалобы для ее рассмотрения. Она может оставить жалобу без удовлетворения или вынести решение в вашу пользу и распорядиться об исполнении ваших требований. Когда решение вынесли, вам сообщат о нем в течение 3 рабочих дней. 

bk

Сервис сам рассчитает авансы и налоги

Контур.Бухгалтерия рассчитает суммы на основе данных учета, подготовит платежки и отчеты, напомнит об уплате и отправке.

Пока решение не принято, вы можете отправлять дополнительные документы по спорной ситуации, но придется объяснять, почему не приложили бумаги сразу. А еще до принятия решения вы можете отозвать жалобу, правда тогда больше не сможете жаловаться на свою инспекцию по тому основанию, которое было изложено в жалобе.

Если вышестоящая ФНС вынесла решение не в вашу пользу, вы можете подать апелляционную жалобу — на это есть 1 месяц со дня решения. Обращаться в арбитражный суд можно только после отклонения апелляционной жалобы.

Сроки рассмотрения жалобы или апелляции могут увеличиться. Например, если вышестоящая ФНС изучает вновь поступившие бумаги или запрашивает документы из нижестоящей инспекции, срок для решения по жалобе могут продлить еще на 15 дней или на месяц. Вы тоже можете со своей стороны продлить срок — из-за непредвиденных сложностей или из-за трудностей с доставкой важных документов — но не более чем на полгода.

Как оформить жалобу

Для жалобы и апелляции на ФНС есть специальная форма и порядок ее заполнения (утв. приказом ФНС № ММВ-7-9/645@ от 20.12.2019). Закон не запрещает отправлять жалобу в свободной форме, но лучше делать это по форме ФНС — это уменьшит вероятность отказа.

В жалобе обязательно укажите такие сведения:

  • название и адрес вашей организации или имя предпринимателя и его адрес прописки;

  • реквизиты ФНС, на которую вы жалуетесь;

  • причины жалобы и отсылка к документам, которые фиксируют нарушения со стороны ФНС;

  • ссылки на статьи законов, которые показывают, что ваши права нарушены;

  • ваши требования;

  • контакты для связи — телефоны, email;

  • каким способом предпочитаете получить ответ.

Составляйте жалобу в деловом стиле и кратко, избегайте эмоций и ругательств. К жалобе приложите все документальные доказательства: акты, уведомления, квитанции об оплате, платежные поручения.

Образец оформления жалобы на налоговую:

УФНС России по Свердловской области

 620075, г. Екатеринбург, ул. Пушкина, 11

 

 ООО «Март»

 ИНН 1234567890/КПП 123456789

 620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 128

 Контактное лицо: главный бухгалтер

 Солнцева Елена Ивановна

 Телефон: 8(922)0110011

 

Жалоба

на бездействие должностных лиц ИФНС России по Кировскому району г. Екатеринбурга

 

23.05.2023 наша компания подала заявление о возврате излишне уплаченной в федеральный бюджет суммы налога на прибыль в размере 30 000 рублей. Решение о возврате налога было принято ИФНС 31.05.2023 (№ 03-15/12596 от 31.05.2023). При этом в соответствии с п. 6 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога должна быть возвращена в течение месяца со дня получения ИФНС заявления о возврате. Однако по состоянию на 20.07.2023 указанная сумма не возвращена.

В связи с изложенным, прошу признать незаконным бездействие должностных лиц налогового органа, нарушивших сроки возврата излишне уплаченных сумм налогов, и принять решение о возврате сумм излишне уплаченного в федеральный бюджет налога на прибыль в размере 30 000 рублей, а также о взыскании процентов за каждый календарный день нарушения срока возврата в соответствии с п.10 ст.78 НК РФ.

Прошу направить решение по жалобе: на бумажном носителе

Приложения:

1. Копия заявления о возврате (1 л.)

2. Копия решения о возврате № 03-15/12596 от 31.05.2017 (2 л.)

 

Генеральный директор И.И. Ветров                 Ветров

21 июля 2023

Как следить за рассмотрением жалобы

На сайте ФНС есть специальный раздел, в котором можно следить за историей обращения. Введите номер жалобы, и система покажет дату его приема, срок рассмотрения, срок продления, статус и итоговое решение.

По каким причинам жалобу могут отклонить

Иногда УФНС отклоняет жалобу согласно п. 1 ст. 139.3 НК РФ. Обычно это происходит в таких случаях:

  • жалобу подали без подписи или в ней стоит подпись неуполномоченного лица;

  • нет описания бездействия инспекции;

  • истек срок подачи жалобы — 1 год;

  • налогоплательщик отозвал жалобу до принятия решения;

  • налогоплательщик уже отправлял жалобу на те же самые действия или бездействия инспекции;

  • инспекция устранила нарушения, до того как УФНС приняло решение по жалобе.

bk

Онлайн‑бухгалтерия для малого бизнеса

Автоматически рассчитывайте и платите налоги в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия! Учет, зарплата, отчетность.

Что такое апелляционная жалоба на решение ФНС

Если ФНС провела проверку, вынесла решение и вы с ним не согласны, то в течение 1 месяца с даты решения вы можете подать апелляционную жалобу (п. 1 ст. 138 НК РФ). Требование к ней такие же, как и к исходной жалобе на действия или бездействия ИФНС.

Апелляция подается через инспекцию, которая проводила проверку, — в вышестоящее УФНС. Важно успеть отправить апелляцию до момента, когда решение проверяющей инспекции вступит в силу. Когда УФНС рассмотрит жалобу, оно может оставить ее без рассмотрения, отменить решение частично или полностью или принять новое решение по вашей ситуации (пп. 1, 3, 4 п. 3 ст. 140 НК РФ).

Управление ФНС может отказать в рассмотрении апелляционной жалобы (пп. 1, 3, 4 п. 1 ст. 139.3 НК РФ). Обычно это происходит в тех же случаях, что и с обычной жалобой — мы перечислили их выше.

УФНС должно принять решение в течение месяца с даты получения апелляционной жалобы, а если для дела нужны дополнительные документы и сведения из нижестоящей ФНС, срок могут продлить еще на месяц. После принятия решения вас должны уведомить о нем в течение 3 рабочих дней.

Часто ли жалобу удовлетворяют

Часто предприниматели и компании отказываются от споров с налоговой, потому что не верят в возможность победить. Статистика показывает, что в большинстве случаев это так. Но все же доля удовлетворенных жалоб не так уж и мала — около 40%. А в судах налогоплательщики выигрывают уже только около 15% дел, по словам главы ФНС.

Поэтому большинство налогоплательщиков не начинают споры с налоговой, если выигрыш в деньгах несерьезный. Иногда лучше поберечь время и деньги. Но когда вопрос касается крупных сумм, а документы подтверждают вашу правоту — есть смысл побороться за свои права.

bk

Веб‑сервис для малого бизнеса

Автоматизируйте работу с сотрудниками, сдавайте отчеты и ведите учет в Контур.Бухгалтерии без авралов и рутины.


Онлайн-сервис или программа для расчета заработной платы

Иногда бизнесу нужна отдельная программа или сервис для расчета зарплаты и отчетности по сотрудникам. Расскажем, какие возможности должны быть у такой программы и покажем основные операции на примере «Зарплаты» в Контур.Бухгалтерии.

Договор займа между юридическими лицами

Когда бизнесу нужны оборотные средства, кроме банковских кредитов, можно взять деньги у другого юридического лица. А кредитор, оформляя заём юридическому лицу, может выгодно разместить свободные деньги и заработать на этом процентный доход. Расскажем, как действует такой договор займа.

Договор займа между физическим и юридическим лицом

Часто юридическому лицу нужно получить оборотные средства для развития бизнеса, но не всегда удобно и выгодно обращаться за займом в кредитную организацию. Тогда можно занять деньги у физического или юридического лица. Такой заём может быть беспроцентным или процентным. Разберемся, какой договор необходимо заключить для оформления займа.

Учет товаров на маркетплейсах

Маркетплейсы — отличный канал для моментального вывода на рынок своих товаров. Они активно развиваются последние несколько лет, каждый год демонстрируя стабильный рост товарооборота, торгового оборота и количества продавцов. В торговлю на маркетплейсах вовлекается все больше компаний и индивидуальных предпринимателей. Поэтому важно научиться разбираться с базовыми бухгалтерскими и управленческими процессами, чтобы бизнес шел успешно и приносил прибыль.

Электронная бухгалтерия

Цифровые технологии существенно упростили ведение бухгалтерского учета, сдачу отчетности и взаимодействие с налоговой. На рынке множество сервисов, которые помогают бухгалтерам и предпринимателям. Рассмотрим основные принципы электронной бухгалтерии, ее плюсы и минусы.

Вы всё ещё думаете? Просто попробуйте