Создание резервов в бухгалтерском учете: резерв по отпускам — Контур.Бухгалтерия

Создание резервов в бухгалтерском учете: резерв по отпускам

В бухучете начисляют резервы по специально разработанным алгоритмам. Расскажем, какие резервы создаются, и приведем примеры создания одного из обязательных и «неизбежных» резервов — по отпускам.

bk

Онлайн‑бухгалтерия без авралов и рутины

Ведите учет в удобной онлайн-бухгалтерии: учет, расчет зарплаты и пособий, отправка отчетности в ФНС, СФР, Росстат.

Резервы в бухгалтерии в 2023 году

В бухучете выделяют три группы резервов:

Уточняющие — за их счет корректируют балансовую стоимость части активов: это резервы под обесценение запасов или финансовых вложений, под сомнительные долги.

Условные — нужны, чтобы защитить бизнес от возможных рисков и непредвиденных расходов, когда есть вероятность таких рисков в будущем: скажем, судебных издержек, реструктуризации компании.

Целевые — создаются под конкретные цели: отпуска в летний сезон, ремонт оборудования.

Для отражения уточняющих резервов используются бухгалтерские счета 14, 59, 63. Требования по оформлению таких резервов перечислены в следующих законодательных актах:

  • разд. 3 ФСБУ 5/2019 «Запасы» — с 2021 года вопрос с резервами под обесценение решают на каждую отчетную дату, до этого резерв создавали по итогам годовой инвентаризации;
  • пп. 37-39 ПБУ 19/02 «Учет финвложений»;
  • п. 70 Положения по ведению бухучета и отчетности, п. 11 ПБУ 10/99 «Расходы организации».

Условные и целевые резервы называются оценочными обязательствами. При их формировании надо опираться на ПБУ 8/2010.

Как видно, для формирования каждого резерва есть свой порядок и нюансы, хотя есть в этом процессе и общие правила. Расскажем о них на примере создания обязательного для всех компаний с сотрудниками резерва — по оплате отпусков. 

bk

Веб‑сервис для малого бизнеса

Автоматизируйте работу с сотрудниками, сдавайте отчеты и ведите учет в Контур.Бухгалтерии без авралов и рутины.

Обязательства по отпускным: правила создания резерва

С созданием резерва по оплате будущих отпусков сталкивается большинство компаний: резерв обязаны формировать все работодатели, исключая представителей малого бизнеса, которые ведут упрощенный бухгалтерский учет (п. 3 ПБУ 8/2010). Создание резерва связано с требованием закона обеспечить сотрудникам оплачиваемые отпуска (ст. 114-115 ТК РФ), а значит у компании должны быть заложены средства под отпускные. Сумма отпускного резерва в бухотчетности показывает размер обязательств по отпускам на отчетную дату.

Закон не регламентирует схему формирования такого резерва, но есть базовые правила для его создания.

Правило периодичности: резерв по отпускным создают или корректируют раз в месяц, или раз в квартал, или раз в год.

Правило рациональности: компания сама выбирает порядок резервирования в зависимости от масштабов и условий деятельности — создает резерв отдельно по сотрудникам, по структурным подразделениям или по организации целиком.

Правило тождественности счетов: должны совпадать статьи расходов, по которым проходят отчисления по отпускному резерву, и статьи, по которым проходит зарплата работников.

Компаниям выгоднее создавать или корректировать резерв по отпускам ежемесячно, так как годовой резерв потребует заложить в него большую сумму, для этого придется изъять деньги из оборота. С другой стороны, при ежемесячной корректировке резерва приходится чаще делать расчеты. Поэтому нужно искать баланс между выгодой и удобством.

Методы расчета резервов по отпускным

Как мы писали, компании сами определяют способ расчета суммы отпускного резерва. Важно лишь, чтобы алгоритм расчета обеспечил максимально достоверный результат. Есть несколько методик расчета резерва, которые компании используют на практике.

Налоговый (нормативный) метод — резерв создают по нормам из Налогового кодекса (ст. 324.1 НК РФ).

Метод МСФО (приведем пример расчета этим способом ниже).

Пропорциональный метод — по каждому сотруднику за каждый месяц, отработанный после найма или после выхода из отпуска, в резерв начисляется 1/11 часть от размера зарплаты.

Среднегодовой — отпускной резерв рассчитывают исходя из количества накопившихся неиспользованных дней отпуска на каждую отчетную дату и размера среднего дневного заработка, этим способом можно рассчитывать резерв по каждому отдельному сотруднику или группе сотрудников.

bk

Онлайн‑бухгалтерия для малого бизнеса

Автоматически рассчитывайте и платите налоги в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия! Учет, зарплата, отчетность.

Пример 1. Рассчитаем отпускной резерв по методу МСФО. В компании три подразделения: производственное, административное и отдел продаж. Правила по расчету отпускного резерва закреплены в учетной политике:

  • резерв формируется по подразделениям исходя из суммы зарплатных начислений, в том числе страховых взносов;
  • по сотрудникам, которые в расчетный месяц приняты на работу или уволены, расчет не ведется;
  • каждый целиком отработанный месяц дает сотруднику 2,33 дня оплачиваемого отпуска;
  • сумму отчислений в отпускной резерв рассчитывают ежемесячно, чтобы учесть все изменения по зарплатам;
  • отчисления в резерв рассчитывают для каждого подразделения по формуле: (ФОТ + страховые взносы) / 28 * 2,33, где 28 — это число дней ежегодного отпуска.

31 июля бухгалтер сделал такие проводки по зарплатным начислениям и отчислениям по созданию отпускного оценочного обязательства:

Дт Кт Сумма, ₽ Содержание проводки
26 70, 69 200 000 Начисление зарплаты административному отделу
20 70, 69 1 000 000 Начисление зарплаты производственному отделу
44 70, 69 250 000 Начисление зарплаты отделу продаж
26 96 200 000 / 28 * 2,33 = 16 643 Начисление отпускного резерва административному отделу
20 96 1 000 000 / 28 * 2,33 = 83 214 Начисление отпускного резерва производственному отделу
44 96 250 000 / 28 * 2,33 = 20 804 Начисление отпускного резерва отделу продаж

Пример 2. Рассчитаем отпускной резерв нормативным способом согласно ст. 134.1 НК РФ. Организация создает резерв раз в год, в начале календарного года, основываясь на сумме отпускных предыдущего года. Расходы на оплату труда в предыдущем году — 1 200 000 ₽.

В резерв закладываются также страховые взносы, поэтому нужно сделать расчет: 1 200 * 30% = 360 000 ₽.

Сам отпускной резерв на текущий год: 1 200 000 + 360 000 = 1 560 000 ₽. 

Расходы на создание резерва проходят по счетам учета расходов на зарплату. В организации для начисления зарплаты и взносов используют счет 44 «Расходы на продажу». При начислении резерва бухгалтер составит проводку:

Дт 44 Кт 96.01 «Резерв на отпускные» — 1 560 000 ₽.

На конец года организация проводит инвентаризацию этого резерва. Если на 31 декабря в резерве есть остаток, его включают в налоговую базу текущего года как внереализационный доход. Если на 31 декабря в резерве недостаточно средств для покрытия всех отпускных за год, то в расходы на оплату труда нужно включить недостающую в резерве сумму фактических расходов на отпускные и страховых взносов.

bk

Сервис сам рассчитает авансы и налоги

Контур.Бухгалтерия рассчитает суммы на основе данных учета, подготовит платежки и отчеты, напомнит об уплате и отправке.

Пример 3. Покажем способ расчета отпускного резерва исходя из среднего заработка. Организация создает резерв по отпускам ежеквартально. Для начисления зарплаты и взносов использует счет 44 «Расходы на продажу», для начисления резерва — счет 96.1 «Резерв на отпускные». В компании трудятся 20 человек.

На последний день первого квартала — 31 марта по всем сотрудником накопилось 140 дней неиспользованного отпуска, сумма зарплаты в первом квартале составила 2 400 000 ₽, в квартале 91 день.

Для расчета резерва сначала вычислим средний дневной заработок в компании: 2 400 000 / 91 / 20 = 1 318,68 ₽.

Теперь рассчитаем сумму резерва: 

1 318,68 * 140 = 184 615,2 ₽

184 615,2 * 30% = 55 384,56 ₽

184 615,2 + 55 384,56 = 239 999,76 ₽

Бухгалтер сделает проводку: Дт 44 Кт 96.01 — 239 999,76 ₽ — создание резерва по отпускам.

На последний день второго квартала — 30 июня — бухгалтер корректирует резерв. Во втором квартале отпуска общей продолжительностью 100 дней брали несколько человек, сумма отпускных и страховых взносов по ним составила 170 000 ₽. Сумма неиспользованных дней отпуска на конец второго квартала — 180 дней. Зарплата сотрудников не менялась, значит средний дневной заработок остался прежним.

Неиспользованная сумма резерва на 30 июня: 239 999,76 — 170 000 = 69 999,76 ₽.

Необходимый резерв: 

1 318,68 * 180 = 237 362,4 ₽

237 362,4 * 30% = 71 208,72 ₽

237 362,4 + 71 208,72 = 308 571,12 ₽

Для «пополнения» резерва нужно начислить: 

308 571,12 (необходимый резерв) - 69 999,76 (остаток резерва) = 238 571,36 ₽.

Бухгалтер сделает проводку доначисления: Дт 44 Кт 96.01 — 238 571,36 ₽. 

bk

Ведите учет в удобной онлайн‑бухгалтерии

Добавляйте документы и подгружайте банковскую выписку, а сервис отразит доходы и расходы, предложит проводки, рассчитает налоги и подготовит отчеты.

Можно ли избежать временных разниц в бухгалтерском и налоговом учете при создании резерва

Организация может заложить резерв по отпускам только в бухучете, так как в налоговом учете такой резерв создавать необязательно. Тогда возникают временные разницы по ПБУ 18/02.

Если организация создает резерв по отпускным одновременно в каждом виде учета, нужно принимать следующее. В законодательстве нет алгоритмов по созданию отпускного резерва в бухучете, но в отчетности компания обязана отражать достоверно рассчитанные отпускные обязательства. Создание резерва в налоговом учете прописано в ст. 324.1 НК РФ, согласно этой статье компания должна сама разработать способ резервирования, ежемесячную долю отчислений и предельную сумму отчислений.

Когда работник идет в отпуск и его отпускные уже предусмотрены в резерве, это оформляется следующим образом:

  • отпускные начисляются за счет резерва, это оформляется проводкой Дт 96 Кт 70;
  • в бухгалтерском учете расход на отпускные признается сразу;
  • в налоговом учете расход признается в тех месяцах, на которые приходятся дни отпуска (письмо Минфина от 09.01.2014 № 03-03-06/1/42);
  • из-за отличий в порядке признания расходов в разных видах учета появляется отложенный налоговый актив.

А еще разницы возникают, из-за того что в налоговом учете отпускной резерв создается для отпусков отчетного года, так что к концу года он обычно обнуляется. В бухгалтерском учете в резерве отражаются все обязательства компании перед сотрудниками по отпускным, на которые они имеют право за весь период работы в организации.

Все это не позволяет признавать расходы на создание резерва по отпускным в бухгалтерском и налоговом учете по одним алгоритмам, чтобы избежать временных разниц.

Итак, в бухгалтерском учете компании создают резервы, чтобы достоверно оценить свои активы и обязательства и показать эти суммы в бухгалтерской отчетности. Закон не регламентирует методики по созданию резервов в бухучете, так что компании должны разработать их сами и закрепить в учетной политике.

bk

Онлайн‑бухгалтерия без авралов и рутины

Ведите учет в удобной онлайн-бухгалтерии: учет, расчет зарплаты и пособий, отправка отчетности в ФНС, СФР, Росстат.


Сомнительные долги в бухгалтерском и налоговом учете

Если есть риск, что покупатель не оплатит счет за поставку или поставщик не отгрузит товар, компания создает резерв по сомнительным долгам в налоговом и бухгалтерском учете. Это помогает заранее учесть убытки и снизить налог. Расскажем, как создать и отразить в учете такой резерв.

Документы по учету основных средств

Расскажем, какие документы надо оформлять на всех стадиях работы с основными средствами (ОС): при получении, вводе в эксплуатацию, ремонте, продаже, выбытии.

Классификация основных средств

Чтобы рассчитывать амортизацию имущества в налоговом учете, нужно определить амортизационную группу с помощью специальной классификации основных средств. А срок полезного использования в бухгалтерском учете компании определяют сами. Расскажем, как определить срок полезного использования и сгруппировать имущество для учета.

Вы всё ещё думаете? Просто попробуйте