Аванс подотчетному лицу

Аванс подотчетным лицам — это деньги, выдаваемые сотрудникам организации на целевые расходы. Кто является подотчетным лицом, как отразить выдачу денежных средств и их возврат в бухучете — расскажем в статье.

Подотчетное лицо — это сотрудник компании, получивший деньги на конкретные цели. Цели можно разбить на 3 группы:

  • хозяйственно-операционные расходы;
  • расходы на командировку;
  • возмещение сотруднику понесенных командировочных расходов.

Получить деньги под отчет может практически любой сотрудник организации, включая руководителя, подрядчика и даже работника, у которого есть долг по ранее выданной подотчетной сумме (Указание Банка России № 3210-У, Письмо Банка России от 02.10.2014 N 29-Р-Р-6/7859). Передача авансовых сумм от одного лица другому запрещена. Не выдавайте денежные средства лицам, не являющимся сотрудниками компании.

Если сотрудник не отчитался по ранее полученному авансу, новые подотчетные ему все же можно выдать. ЦБ РФ в указаниях № 3210-У не устанавливает на это никаких ограничений, а только отмечает, что сотрудник обязан предоставить авансовый отчет в срок, установленный руководством организации. Ранее запрет на новый подотчет без отчета по старому действовал, но сейчас он отменен.

Выдача денег под отчет

Чтобы получить деньги на целевые расходы, сотрудник направляет руководителю заявление. Он указывает в нем конкретную сумму, цель и срок, на который хочет ее получить. Форма заявления может быть произвольной или строгой, если она утверждена в положении о расчете с подотчетными лицами (при наличии). После того, как руководитель одобрит заявление, оно поступает в бухгалтерию, которая проверяет наличие остатков по прошлым авансам. 

Вместо заявления основанием выдачи денег под отчет может стать приказ руководителя или иной распорядительный документ с его подписью. Если в положении о расчетах (при наличии) установлено, что приказ обязателен, то он должен быть составлен даже при наличии заявления. С декабря 2020 года одним приказом можно оформить несколько выдач наличных одному или нескольким подотчетным лицам.

Если деньги выдаются на командировочные расходы, то руководитель выносит приказ о направлении сотрудника в командировку. Затем работник пишет заявление с предварительным расчетом необходимой суммы.

Порядок выдачи аванса

Аванс подотчетному лицу

Выдачу аванса из кассы оформляйте расходным кассовым ордером по форме № КО-2. В РКО должны быть проставлены подписи директора и главбуха или иных уполномоченных. Выдавать деньги в подотчет можно и в безналичной форме, тогда первичным документом для подтверждения операции будет банковская выписка по счету.

В бухгалтерском учете выдача наличных денежных средств отражается проводкой Дт 71 Кт 50. Аналогичной проводкой отражается и доплата, если сотрудник потратил денег больше, чем ему выдали. Перевод денег на банковскую карту оформляется проводкой Дт 71 Кт 51.

Авансовый отчет

Деньги выдаются на определенный срок. Об израсходованных суммах работник обязан отчитаться в бухгалтерию в срок, установленный работодателем. Для авансовых отчетов по командировкам действует строгий срок — 3 рабочих дня после возвращения из командировки.

Для учета выданных авансов используйте авансовый отчет. Для организаций вне зависимости от формы собственности используйте форму №АО-1. Для бюджетных учреждений применяйте форму №0504049.

Бланк отчета имеет лицевую и оборотную стороны. На лицевой стороне отражается информация о сотруднике, в графах 1-6 оборотной стороны он отражает информацию об израсходованных суммах и прикладывает оправдательные документы. Бухгалтерия принимает отчет и проверяет правильность заполнения граф, приложенные документы и целевой характер расходования денег. Графы 7-10 заполняются главным бухгалтером. После чего отчет утверждает руководитель.

При сдаче авансового отчета может возникнуть две ситуации:

  • Было потрачено денег меньше, чем получено. Тогда сотрудник обязан вернуть неизрасходованную сумму.
  • Выдано меньше, чем потрачено. Перерасход денежных средств возмещается сотруднику на основании РКО.

Оправдательные документы

Оправдательные документы доказывают факт совершения расходов, это кассовые чеки, товарные накладные, номерной бланк строгой отчетности, счет-фактуру, договор купли-продажи.

Документы должны в обязательном порядке содержать все реквизиты: наименование, дату составления, наименование организации, содержание операции, название и единицы измерения, стоимость, подпись, штамп и другие. В случае командировки для авансового отчета сохраните документы, подтверждающие расходы на проезд (билет) и проживание.

Списание подотчетных сумм

После получения авансового отчета бухгалтер списывает израсходованные и подтвержденные суммы. Для этого используется кредит счета 71, который корреспондирует с соответствующими счетами. Составляются проводки:

  • Дт 10/15 Кт71 — поступление материалов, приобретенных подотчетным лицом;
  • Дт 41 Кт71 — поступление товаров, приобретенных сотрудником;
  • Дт 20/23 Кт71 — списание расходов на командировку в себестоимость продукции;
  • Дт 44 Кт 71 — списание расходов на командировку в расходы на продажу.

Если сотрудник истратил денег меньше, чем ему выдали, он обязан вернуть остаток. Возврат оформляется проводкой Дт50 Кт71. Если сотрудник отказывается вернуть неизрасходованную сумму в установленный срок, то по решению руководителя ее можно взыскать с заработной платы подотчетного лица. В бухгалтерском учете это отражается следующим образом:

  • Дт 94 Кт 71 — списана невозвращенная сумма;
  • Дт 73 Кт 94 — отражена задолженность сотрудника перед организацией;
  • Дт 70 Кт 73 — отражено удержание невозвращенных денег из зарплаты.

Облачный сервис Контур.Бухгалтерия поможет легко учитывать выданные авансы и списывать подотчетные суммы. Ведите учет в системе, начисляйте зарплату, платите налоги, отправляйте отчеты через интернет. Налоги и отчеты сервис формирует сам на основе данных учета. В течение месяца работайте в программе бесплатно.


График отпусков: как составить и когда утвердить

Работодатели перед началом нового календарного года утверждают внутренний нормативный акт — график отпусков. За его отсутствие можно получить штраф или в первый раз отделаться предупреждением. Расскажем, что нужно учесть в графике и как согласовать его с сотрудниками.

Надбавки и доплаты

Получая расчетный лист в бухгалтерии, работник видит, что его зарплата складывается из разных сумм. Помимо базового оклада или тарифной ставки есть также надбавки, компенсации, доплаты, премии. Расскажем о них в статье.

Черная, серая и белая зарплата

Расскажем, какая схема выплаты заработной платы — единственная полностью легальная и чем грозит работодателю и сотруднику применение схем для уклонения от налогов и взносов.

Мобилизация сотрудников: как действовать работодателю и какие отчеты отправлять

После введения частичной мобилизации появились изменения в трудовом праве, и новые документы продолжают поступать. Расскажем, что должен сделать работодатель, если его сотрудников мобилизуют.

Что будет доступно
на 14 дней
Бесплатно на 14 дней
Доступно
 Ведение бухгалтерии
 Расчет зарплаты, больничных, отпускных
 Работа с кадровыми документами
 Автозагрузка банковской выписки и экспорт платежек
 Анализ сделок и долгов клиентов
 Проверка контрагентов
 Выставление и отправка счетов онлайн
 Справочно-правовой модуль
 Распознавание сканированных первичных документов (5 раз)
 Финансовый анализ (1 раз)
 Импорт данных из 1С
 Бесплатная техподдержка
Недоступно
Подготовка отчетности в контролирующие органы
Отправка отчетов через Интернет
Сверки с СФР и ФНС
Письма в СФР и ФНС
По окончании бесплатного периода
возможности будут ограничены, однако данные останутся
и вы сможете продолжить работу после оплаты