Что такое ПБУ? Ключевые и ситуативные ПБУ — Контур.Бухгалтерия

Ведение бухучета регламентируется законодательством. У бухгалтера всегда с собой Федеральный закон №402-ФЗ “О бухгалтерском учете” и 24 положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), которые считаются федеральными стандартами. Если у бухгалтера возникают сомнения по поводу ведения учета, он в первую очередь обращается к ПБУ. В статье приведем справочник ПБУ с кратким описанием.

Что такое ПБУ

ПБУ — это основной нормативный документ для ведения бухгалтерии коммерческого предприятия. Положения применяются независимо от системы налогообложения и размера бизнеса. В ПБУ прописаны правила и требования, которым должен соответствовать бухучет фирмы. Утверждены положения по бухучету МинФином РФ.

Справочник ПБУ нужен для понимания того, что регламентирует каждое положение и когда его нужно применять. Не факт, что вы применяете все положения. Часть из них вам не понадобится, все зависит от характера и размеров деятельности.

Для справки: в статье рассказываем только о ПБУ, регламентирующих бухучет у коммерческих организаций и ИП. Учет у некоммерческих и кредитных учреждений ведется иначе и на основании других нормативов.

«Ключевые» ПБУ

ПБУ

Всего есть 24 положения. Но одновременно они применяются очень редко. Рассмотрим ключевые ПБУ, которые применяет большинство компаний.

ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»

На основе этих инструкций фирмы составляют учетную политику (УП). Положение содержит инструкцию по формированию УП.

ПБУ 3/2006 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте»

ПБУ применяется при внешнеэкономической деятельности, когда приходится пересчитывать валюту в рубли. Регламентирует способы признания расходов и доходов в инвалюте и учет курсовых разниц.

ПБУ 4/1999 «Бухгалтерская отчетность организации»

В документе есть информация о формах отчетности и порядке составления. Положение вводит и поясняет понятия упрощенной, сводной, ликвидационной и реорганизационной отчетности.

ПБУ 5/2001 «Учет материально-производственных запасов»

Даже оказание услуг сложно представить без учета сырья и запасов. Документ регламентирует все, что связано с материально-производственными запасами — от порядка формирования их стоимости до списания в производство.

ПБУ 6/2001 «Учет основных средств»

Положение учит вести оценку основных средств, рассказывает о способах начисления амортизации, о восстановлении и их выбытии. Здесь же говорится, как вносить данные об основных средствах в отчетность.

ПБУ 7/1998 «События после отчетной даты»

Документ вводит понятие события после отчетной даты. Это существенная операция, которая совершена после подписания бухгалтерской отчетности за год. Например, обнаружение ошибки в бухучете.

ПБУ 9/1999 «Доходы организации» и ПБУ 10/99 «Расходы организации»

Регламентируют порядок учета доходов и расходов компании и их раскрытие в отчетности. Утверждают классификацию доходов и расходов — на «прочие» и «от основных видов деятельности».

Ведите бухучет в облачном сервисе Контур.Бухгалтерия: он полностью соответствует ПБУ и ФЗ «О бухучете».

ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов»

ПБУ указывает на порядок учета, оценки, амортизации и списания нематериальных объектов учета. Патент, промышленный образец, товарный знак или наименование, штаммы — это неполный перечень НМА.

ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам»

Применяется всеми организациями, которые получают кредиты. ПБУ определяет порядок расчета и признания расходов по полученным займам.

ПБУ 18/2002 «Учет расчетов по налогу на прибыль»

Применяется компаниями на ОСНО. Документ устанавливает порядок формирования налога на прибыль. Вводит такие сложные для бухгалтера понятия, как постоянные и временные разницы.

«Ситуативные» ПБУ

В справочнике ПБУ называются ситуативными, так как используются гораздо реже предыдущих. Эти стандарты регламентируют конкретные бухгалтерские операции. К таким положениям относятся:

  • «Учет договоров строительного подряда»;
  • «Информация о связанных сторонах»;
  • «Учет государственной помощи»;
  • «Информация по прекращаемой деятельности»;
  • «Учет расходов на НИОКР»;
  • «Учет финансовых вложений»;
  • «Информация об участии в совместной деятельности»;
  • «Изменение оценочных значений»;
  • «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности»;
  • «Отчет о движении денежных средств».

Для ведения бухучета без ошибок, воспользуйтесь облачным сервисом Контур.Бухгалтерия. Нормативная база сервиса полностью соответствует ФЗ «О бухучете» и ПБУ. Бесплатный 30-дневный период предоставляется всем новичкам.


Что такое сальдо простыми словами и какое оно бывает

Предприниматели, которые начинают вести бухгалтерию или разбираются с устройством единого налогового счета, сталкиваются с термином «сальдо». Расскажем, что это такое, как по нему определить, есть ли ошибки в учете и долги или переплаты по налогам и взносам.

Сомнительные долги в бухгалтерском и налоговом учете

Если есть риск, что покупатель не оплатит счет за поставку или поставщик не отгрузит товар, компания создает резерв по сомнительным долгам в налоговом и бухгалтерском учете. Это помогает заранее учесть убытки и снизить налог. Расскажем, как создать и отразить в учете такой резерв.

Документы по учету основных средств

Расскажем, какие документы надо оформлять на всех стадиях работы с основными средствами (ОС): при получении, вводе в эксплуатацию, ремонте, продаже, выбытии.

Классификация основных средств

Чтобы рассчитывать амортизацию имущества в налоговом учете, нужно определить амортизационную группу с помощью специальной классификации основных средств. А срок полезного использования в бухгалтерском учете компании определяют сами. Расскажем, как определить срок полезного использования и сгруппировать имущество для учета.

Вы всё ещё думаете? Просто попробуйте