Экспорт медуслуг — это не выезд врачей за рубеж, а оказание врачебной помощи иностранцам-нерезидентам на территории России. Этот рынок в нашей стране стремительно развивается, и любая частная медицинская фирма может занять на нем достойное место. В статье расскажем о перспективах медицинского экспорта, его налогообложении и бухучете.
Каковы перспективы экспорта медуслуг в России
Попробовать беслпатно
Президент РФ в 2018 году дал поручение Правительству — увеличить до 2024 года экспорт медуслуг в 4 раза и довести объем этого рынка до 1 млрд. американских долларов. Это значит, в ближайшие годы власти будут поддерживать инициативы коммерческих медцентров и создавать условия для налаживания медицинского экспорта. Эксперты считают: в России создана адекватная законодательная база для развития этой сферы.
Российская ассоциация медицинского туризма сообщает, что в 2017 году в Россию для лечения приехали 110 тыс. иностранцев. В основном это граждане стран СНГ и ближнего зарубежья: Китая, Японии, Вьетнама, Южной Кореи и Израиля. Во всем мире годовое число медицинских туристов — около 20 млн. человек, объем рынка — десятки млрд. долларов, ежегодный прирост рынка — 15-20%. Так что России есть куда расти.
У нас на слуху названия стран-лидеров в медицинском туризме: Германия, Израиль, Испания, Швейцария — но России среди них пока нет. Но даже в этих странах медицинский экспорт не занимает существенную долю в бюджете.
При этом в Россию люди едут на лечение все охотнее. Рубль подешевел относительно других валют, и часть направлений привлекает иностранцев ценой (стоматология). По некоторым медицинским направлениям (офтальмология, кардиология) Россия предлагает действительно высококвалифицированное лечение, и иностранцы едут к нам за качеством. Наши специалисты стараются информировать иностранцев о своих услугах, государство начало создавать благоприятные условия для медицинского туризма.
Основные направления внешнего медицинского туризма в России:
- стоматология (44%);
- гинекология и урология (24%);
- офтальмология (10%);
- пластическая хирургия (10%);
- кардиология (5%);
- косметология, ортопедия, онкология, лечение бесплодия, реабилитация.
Как строится работа с иностранными пациентами
Попробовать беслпатно

Медицинские эксперты пишут: выбор пациента определяет не страна, а конкретный специалист. Люди едут на лечение не просто в Израиль, Америку или Швейцарию, они направляются к конкретному специалисту или в конкретную клинику. Если они знают, что катаракту или глаукому отлично лечат в Московской глазной клиники — они едут туда. Если они борются с раком поджелудочной железы, стараются выйти на экспертного узкопрофильного специалиста. И он может оказаться в любой стране.
Чтобы иностранные пациенты узнавали о высококвалифицированных врачах в России, в первую очередь нужна реклама и информирование. Это задача медицинских центров и клиник — достойно рассказывать о своих услугах и своем уровне квалификации.
Как воспользоваться поддержкой экспорта медуслуг в России
Попробовать беслпатно
В стране работает федеральный проект “Развитие экспорта медицинских услуг”. Следите за его развитием: в рамках проекта будут проводиться мероприятия по поддержке предпринимателей в этой сфере.
Узнавайте о региональных проектах и их вариантах поддержки медицинских компаний в регионах — уже более 70 регионов подали паспорта своих проектов развития в нацпроект по экспорту медуслуг.
C 2015 года работает Российская ассоциация медицинского туризма. При ее посредничестве участники рынка сотрудничают и решают свои бизнес-вопросы. Ассоциация включает лучшие российские клиники и специалистов, организации медицинского и оздоровительного туризма, страховые компании.
Для столичных предпринимателей работает Московский экспортный центр. Под его именем московские компании презентуют свои товары и услуги на международных рынках. Центр покрывает затраты на организацию выставок (в 2018 году в рамках программы проведено 16 выставок), помогает в организации встреч с партнерами и зарубежными заказчиками.
Какие проблемы стоят перед организациями медэкспорта
Медицинская инфраструктура. В Европе, Израиле, Турции она более доступна и качественна. Речь идет о комфортном и недорогом проживании, медсопровождении и получении визы. Медцентрам придется самостоятельно решать эти вопросы или искать партнеров для их решения.
Сервис. В некоторых столичных клиниках уровень сервиса сравним с европейским или израильским. Но большинству медцентров нужно повышать его: делать лечение более комфортным, обучать персонал бережному обращению с пациентами, закупать современную медицинскую мебель и оборудование.
Языковой барьер. Российские врачи редко владеют даже базовым английским, не говоря о других языках. Чтобы оказывать качественные услуги иностранцам, клинике придется завести переводчика или поднимать уровень языка персонала.
Информирование, маркетинг. Сегодня продвижение медуслуг иностранцам — на низком уровне. Клиникам следует развивать свои сайты, переводить их на иностранные языки, подробно и доступно рассказывать о своих услугах, прямо приглашать на лечение иностранцев и рассказывать об условиях для них.
Ценообразование. Пациент на этапе обращения в клинику хочет понимать, сколько будет стоить лечение. Клиники должны научиться приводить расчеты расходов для разных сценариев лечения.
Как вести налоговый и бухгалтерский учет экспорта медуслуг
Попробовать беслпатно
При экспорте медицинских услуг услуги оказываются на территории России. Услуги оплачиваются в рублях. Это значит, налоговый и бухгалтерский учет услуг нерезидентам ведется в обычном порядке:
- вы уплачиваете НДС в обычном порядке (если работаете на ОСНО);
- вам не нужно заводить валютный счет;
- не нужно составлять иностранный контракт и регистрировать его в банке;
- не придется менять систему учета.
Учет медицинских услуг легко вести в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Здесь компании ведут налоговый и бухгалтерский учет, платят налоги, начисляют зарплату, сдают отчетность через интернет и пользуются поддержкой наших экспертов. Первые две недели работы в сервисе бесплатны для всех новых пользователей.