Принципы учетной политики

Учетная политика — это внутренний документ, без которого организации не прожить. На нее опираются бухгалтерский и налоговый учет, а еще финансовый менеджмент компании. Она прикрывает бухгалтера и директора во время налоговых проверок. Расскажем о принципах учетной политики и поделимся проверенными образцами.

Что такое учетная политика

Положение по бухгалтерскому учету объясняет: в учетной политике бухгалтер и директор фиксируют способы ведения бухучета в своей организации. Вопрос требует серьезного подхода, ведь от элементов учетной политики зависит порядок формирования объектов налогообложения, и все это влияет на финансы компании. Утвердите документ не позднее 90 дней после регистрации фирмы.

Для формирования учетной политики (УП) организация выбирает способы ведения бухгалтерского и налогового учета из нескольких стандартных вариантов или сама разрабатывает процедуры учета на основе требований законов и нормативных актов.

Если деятельность компании не меняется годами, можно не менять и учетную политику. Но при открытии новых видов деятельности, при смене налогового режима или при обновлениях в законах придется корректировать УП.

Ведите учет, платите налоги и зарплату, отчитывайтесь через интернет в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия! Здесь уже есть образцы учетной политики.

Попробовать беслпатно

Принципы учетной политики

Для построения УП руководствуйтесь основными принципами бухучета. Часть из них содержится во втором разделе ПБУ 1/98, другие закреплены разными документами в сфере бухучета — они выводятся из теории и практики учета.

1. Принцип целостности: учетные данные должны формировать единую систему, которая помогает управлять деятельностью компании.

2. Принцип имущественной обособленности: средства организации, обязательства и активы должны учитываться отдельно от средств ее учредителей и средств других компаний, если они переданы в пользование вашей фирме.

3. Принцип непрерывности: бухучет должен вестись непрерывно — от регистрации компании до ее ликвидации или реорганизации. Компания должна в своих действиях исходить из намерений продолжать деятельность, а значит, планировать погашение обязательств перед физическими и юридическими лицами.

4. Принцип полноты, или сплошной реᴦᴎстрации: операции и итоги инвентаризации требуется регистрировать в бухгалтерии вовремя и без пропусков или изъятий.

5. Принцип документирования: факты хозяйствования должны подтверждаться первичными документами, только на основании первички операции принимаются в учет.

6. Принцип начисления: хозяйственные операции должны отражаться в бухгалтерии в том же самом налоговом периоде, когда они произошли, даже если операция была оплачена раньше или позже.

7. Принцип количественного измерения: все хозяйственные операции нужно измерять в деньгах, штуках и других единицах.

8. Принцип контроля информации: должна быть возможность проверки всех хозяйственных операций.

9. Принцип непротиворечивости: должны совпадать сведения в аналитическом учете и сведения по остаткам и оборотам в синтетическом учете на последний день каждого месяца.

10. Принцип разделения текущих и капитальных затрат: учитывайте раздельно текущие расходы на производство или услуги и капитальные вложения.

11. Принцип интерпретируемости: сведения в учете должны быть ясными, чтобы третьи лица также могли их толковать и анализировать.

12. Принцип осмотрительности: организация должна быть готова признать в бухучете обязательства и расходы, активы и доходы без формирования скрытых резервов.

13. Принцип приоритета содержания перед формой: организация должна признавать факты хоздеятельности, исходя прежде всего из их экономического содержания, а не правовой формы.

14. Принцип рациональности: бухучет следует вести рационально, сообразно масштабам и условиям хоздеятельности и размерам организации.

15. Принцип последовательности применения: если организация приняла учетную политику, ее нужно применять из года в год, изменяя только в установленных случаях (смена основного вида деятельности, изменения в составе учредителей и пр.).


Выбор учетной политики

Выбор учетной политики предприятия и обоснование ее положений зависят от многих условий:

  • налоговый режим и список применяющихся налогов, ставок;
  • организационно-правовая форма;
  • основной вид деятельности (услуги, торговля — оптовая и розничная, строительство, производство);
  • масштабы и структура организации, число сотрудников;
  • стратегия развития, направление инвестиций;
  • материальная база: помещения, основные средства, техника, программное обеспечение;
  • квалификация бухгалтера.

Разработать УП, которая отвечала бы всем принципам и не вызывала бы претензий у налоговиков, непросто. Учетная политика должна охватывать все важные вопросы и при этом быть лаконичной, иметь хорошую структуру.

В бухгалтерском веб-сервисе Контур.Бухгалтерия уже есть разработанные варианты учетной политики для разных налоговых режимов, которые полностью отвечают требованиям закона. Зарегистрируйтесь и просмотрите их. Работайте в нашем сервисе: ведите учет, начисляйте зарплату, легко сдавайте отчетность через интернет и пользуйтесь готовой версией УП. Первые две недели в сервисе бесплатны для всех новичков.

Попробовать бесплатно


Учетная политика по НДС

Учетная политика — это документ, фиксирующий способы ведения учета внутри организации. Задача бухгалтерии — разработать такую политику, чтобы она соответствовала интересам компании в рамках бухгалтерского и налогового учета. При этом компаниям на ОСНО особое внимание стоит уделить блоку учетной политики про НДС. Чем профессиональнее и подробнее он будет, тем меньше шансов налететь на штрафы от налоговиков. Рассмотрим разделы учетной политики по НДС.

Раздельный учет НДС

Бизнес может одновременно вести облагаемые и необлагаемые НДС операции. Например, продавать товары с НДС и получать проценты по займу или совмещать ОСНО со спецрежимом. Учет НДС в таких случаях ведется раздельно. Расскажем, как вести раздельный учет облагаемых и необлагаемых НДС операций в 2022 году.

Учетная политика для производства

Учетная политика — это индивидуальный документ, и нет единой рекомендованной УП, которая бы подошла всем. Порядок учета зависит от системы налогообложения, вида деятельности компании. Например, у торговых и производственных организаций в политике будут существенные отличия. В этой статье расскажем, какие моменты обязательно нужно отразить в учетной политике для производства.

Учетная политика при УСН «Доходы минус расходы»

Учетная политика задает алгоритм и правила решения задач в бухгалтерии и налогообложении. Она нужна бизнесу даже на УСН. В статье расскажем, как составить и утвердить учетную политику и какие положения отразить в ней для системы УСН «Доходы минус расходы».

Учетная политика при УСН «Доходы»

Вести бухучет обязаны все юрлица даже на УСН. От ведения учета на упрощенке освобождены только предприниматели. Поэтому упрощенцам все же придется утверждать учетную политику. Как ее составить и зачем она нужна, разберем в статье.

Что будет доступно
на 14 дней
Бесплатно на 14 дней
Доступно
 Ведение бухгалтерии
 Расчет зарплаты, больничных, отпускных
 Работа с кадровыми документами
 Автозагрузка банковской выписки и экспорт платежек
 Анализ сделок и долгов клиентов
 Проверка контрагентов
 Выставление и отправка счетов онлайн
 Справочно-правовой модуль
 Распознавание сканированных первичных документов (5 раз)
 Финансовый анализ (1 раз)
 Импорт данных из 1С
 Бесплатная техподдержка
Недоступно
Подготовка отчетности в контролирующие органы
Отправка отчетов через Интернет
Сверки с СФР и ФНС
Письма в СФР и ФНС
По окончании бесплатного периода
возможности будут ограничены, однако данные останутся
и вы сможете продолжить работу после оплаты