Интернет-технологии и гаджеты серьезно меняют подход к любому бизнесу. Если у вас крупный бизнес — вы не сможете жить без автоматизации, присутствия в сети и социальных сетях. Микробизнесу тоже бывает выгоднее привлекать новых клиентов с помощью цифровых технологий. Расскажем, как открыть бизнес в сети интернет и на этом зарабатывать.
Какие типы бизнесов возможны в сети
Бизнес в интернете почти не отличается от привычных видов предпринимательства. Сеть — это среда, которая дает еще больше возможностей и вариантов для развития. Интернет-бизнес условно можно разделить на два вида.
Первый — это классический оффлайн-бизнес, который перешел в интернет полностью либо расширил с помощью сети свои функции. Это интернет-магазины, маркетплейсы, службы доставки, пассажирские и грузоперевозки и пр.
Скажем, многие сети магазинов бытовой техники и хозтоваров обзавелись интернет-порталами, сократив свое оффлайн-присутствие до пунктов выдачи товара. Такой стратегии придерживаются DNS, «Эльдорадо», «Ситилинк».
Около 10 лет назад началась революция в сфере такси и грузоперевозок. Благодаря смартфонам и программам для доступа в интернет сотни тысяч водителей перестали зависеть от диспетчеров и транспортных компаний, напрямую получая заказы через специальные интернет-сервисы. Это же справедливо для служб доставки, вызова мастера на дом и других привычных бытовых услуг.
Интернет оказался отличной средой для образовательных услуг и консультирования. Репетиторы, психологи, бухгалтеры теперь не привязаны к месту жительства и могут работать с людьми из любой точки мира. Сервис Контур.Бухгалтерия — яркий пример: тысячи предприятий с его помощью ведут бухучет и отправляют отчетность в налоговую.
Вторая группа бизнесов появилась благодаря интернету. Это всевозможные услуги по созданию и продвижению сайтов, интернет-рекламе, ведению страниц в социальных сетях, аналитике, исследованию поведения пользователей, разработке приложений, вспомогательные сервисы для маркетологов и многие другие.
К этой группе также можно отнести бизнес на блогах. Вы заработаете на рекламе в своем аккаунте, если соберете большую аудиторию подписчиков.
Как «прописаться» в интернете
Если у вас есть готовый официально зарегистрированный оффлайн-бизнес, для выхода в интернет не нужны специальные разрешения. Юридическое лицо или ИП может вести деятельность в сети. Выбирайте коды ОКВЭД, связанные с продажами в интернете, и работайте.
Для перехода в онлайн понадобится удобный сайт, оптимизированный и настроенный под поисковые системы, страницы и группы в социальных сетях. В идеале сайт адаптируется под мобильные устройства или же выпускается приложение, в котором клиентам будет удобно с вами взаимодействовать.
Если вы работаете с физическими лицами и принимаете платежи в электронном виде или наличкой, придется подключить платежные системы и онлайн-кассы. Подробнее про онлайн-кассы мы уже писали здесь.
Чтобы как можно больше потенциальных клиентов о вас узнали, зарегистрируйтесь в Яндекс-Картах, GoogleMaps, в справочниках и на сервисах с отзывами. Сведения в этих справочниках размещаются бесплатно, зато у вас есть шанс получить оттуда поток заявок.
Дальше — дело за маркетингом. Придется найти свою целевую аудиторию в сети, настроить показы рекламы и систему сбора пользовательских контактов. Чтобы усилия по раскрутке бизнеса в интернете не пропали даром, настройте работу в самой организации: вовремя обрабатывайте все заявки из интернета, общайтесь с клиентами, оформляйте заказы, отгружайте товары и собирайте отзывы.
Как выбрать бизнес-направление
Если готового бизнеса пока нет, но вы готовы вкладывать силы и средства в свой проект уже сейчас — с чего начать?
Во-первых, определитесь с нишей и направлением деятельности. Если вы уже вели бизнес или работали в компании по найму, вам будет легче продолжать развитие в этой же сфере.
Но многие эксперты утверждают: важно, чтобы бизнес нравился и хотелось заниматься им круглые сутки. Увлеченный человек может достичь многого, даже если начинает с 2–3 клиентов.
История развития многих компаний подтверждает этот тезис. Сегодняшние гиганты начинались с небольших предприятий: «Додо-Пицца» была маленькой пиццерией в Сыктывкаре, «Вкусвилл» когда-то устанавливал фирменные холодильники в супермаркете и держал маленький магазинчик «Избенка» в Строгино, Wildberries был скромным интернет-магазином одежды. Эти кейсы объединяет одно: любовь к своему делу и планомерное развитие.
Бывают ситуации с точностью до наоборот. Человек увольняется с нелюбимой работы и ищет деятельность по принципу «лишь бы больше не заниматься этим ужасом». Как быть в таких случаях? Посмотрите, какие бизнесы уже работают. Возможно, в каких-то нишах пока небольшая конкуренция или есть возможность улучшить сервис, качество продукта, найти оригинальную подачу для привычных товаров и услуг.
Создайте собственную копилку бизнес-идей и выберите из нее самые «цепляющие» варианты:
- производство красивых и удобных товаров (косметика, украшения, одежда, аксессуары);
- фотоуслуги — фотография, ретушь фото, печать фото, создание фотокниг, оригинальных фотоальбомов;
- дропшиппинг — создание интернет-магазина без собственного склада и закупка товара после заявки клиента;
- консультационные услуги в сфере права и бухгалтерии;
- психологическая помощь;
- организация праздников и мероприятий;
- вывоз мусора и старой техники;
- дизайн интерьеров и ландшафтный дизайн;
- репетиторство, подготовка к ЕГЭ;
- агентство поручений — выполнение поручений заказчика, по факту — личный помощник на аутсорсинге;
- контент-агентство — услуги по написанию текстов, подбору иллюстраций для сайтов и соцсетей, дизайну.
Как зарегистрировать бизнес

Когда есть понимание, в какой нише будет вестись бизнес, подумайте о его официальной регистрации.
- Для небольших бизнесов с несколькими сотрудниками и оборотами до нескольких миллионов в год можно зарегистрировать ИП.
- Если у вас амбициозные планы, есть желание привлечь инвесторов и выйти на большие обороты, регистрируйте общество с ограниченной ответственностью.
- Если вы собираетесь работать самостоятельно, без привлечения помощников, проживаете в Москве и Московской области, Калужской области, Татарстане, можно зарегистрироваться в налоговой как самозанятое лицо. Самозанятые освобождены от уплаты взносов в ПФР и ФСС, им нужно платить только 4 % с заявленных доходов. Пока этот вид учета «нанобизнесов» проходит в пилотном режиме и доступен небольшому числу людей.
Регистрация в ФНС. Для регистрации бизнеса обратитесь в налоговую инспекцию своего региона, заплатите госпошлину, представьте необходимые документы и подайте заявление о регистрации.
Коды видов деятельности. Важный момент — выбор кодов ОКВЭД (Общероссийского классификатора видов экономической деятельности). Без указания хотя бы одного кода заявление в налоговой не примут. Подобрать подходящий код можно при оформлении пакета документов. Если вы планируете вести несколько бизнесов, можно в одном заявлении указать несколько видов деятельности. В этом случае не придется потом идти в налоговую, чтобы дополнительно регистрировать новый ОКВЭД и вносить изменения в учредительные документы.
Налоговый режим. Выберите систему налогообложения. Большинство интернет-бизнесов могут вести деятельность с применением упрощенной системы. Вам останется выбрать только один из ее вариантов: платить 6 % со всех доходов или 15 % по системе «Доходы минус расходы».
После сдачи в налоговый орган пакета документов в течение нескольких рабочих дней вы получите документы о регистрации. После чего откроете счет в банке и официально начнете деятельность.
Регистрация — это только первый шаг. Не забудьте о налоговом и бухгалтерском учете, своевременной уплате налогов и сдаче отчетности. Для этого можно сразу же нанять бухгалтера или, в случае с малым бизнесом, вести бухгалтерию самостоятельно в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Система сама рассчитает налоги, напомнит о сроках уплаты и сроках сдачи отчетности, сформирует отчеты на основе данных о доходах и расходах, вам останется отправить их через интернет в налоговую и фонды. Первые две недели в сервисе бесплатны для всех новичков.