Расчетный счет, даже если он открыт в надежном банке, остается под угрозой. Закон дает право банкам блокировать счета клиентов. В каких случаях это возможно и что делать, разберем далее.
Законность блокировки счета банком
О блокировке счетов ФНС слышал каждый. Чтобы избежать этих санкций, нужно вовремя уплачивать налоги и спать спокойно.
У банков тоже есть право на блокировку клиентских счетов. Это право дает Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (ПОД/ФТ) №115-ФЗ от 13 июля 2001 года. В соответствии с ФЗ, кредитное учреждение может заблокировать счет при обнаружении подозрительных операций.
Следствие блокировки
Блокировка расчетника — серьезный удар для бизнеса. Компания теряет доступ к своим деньгам, банк приостанавливает все операции по получению, перечислению или списанию денежных средств. Вы не сможете снять или перевести деньги в другой банк с заблокированного счета.
Компания также потеряет возможность оперативно открыть счет в другом банке. Она автоматически заносится в черный список, и все банки будут отказывать в проведении операций.
Причины блокировки расчетного счета
Перечень причин к блокировке расчетного счета компании обширен — от неуплаты налогов до совершения сомнительных или незаконных операций. Рассмотрим основные моменты, когда счет могут заблокировать.
Блокировка по требованию налоговых органов. Происходит по причине неуплаты и просрочки налогов, несдачи деклараций, отчетности и так далее. Полный перечень причин назван в статье 76 НК РФ.
Расходы на неопределенные цели. Если в большей части ваших платежных поручений цель платежа — «Прочие расходы», банк может заблокировать счет до выяснения причины совершения таких операций со ссылкой на ФЗ №115-ФЗ. Формулировка «Прочие расходы» всегда вызывает вопросы, поэтому корректно указывайте цель расхода.
Операции, перечисленные в статье 6 ФЗ №115-ФЗ. В первую очередь, вопросы вызовут операции на сумму от 600 000 рублей. Это может быть снятие денег со счета компании или зачисление займов от компаний и физических лиц, которые зарегистрированы на территории Исламской республики Иран и КНДР, в соответствии с Приказом Росфинмониторинга от 10.11.2011 №361. Старайтесь избегать наличных платежей и внимательно изучите статью 6 ПОД/ФТ.
Систематическое снятие денег. Не злоупотребляйте постоянным обналичиванием средств, для банка это повод к блокировке.
Сомнительные операции или операции без экономического смысла. Цель коммерческой деятельности — извлечение прибыли, поэтому огромные и нерациональные расходы вызывают вопросы. Например, налоговая видит в ваших отчетах убытки, а зарплата топ-менеджеров находится на уровне гонораров директоров Google и Microsoft.
Работа с компаниями-однодневками и большим числом посредников. Банк хочет знать не только о том, за что производится платеж, но и в чью пользу. Если ваш платеж перемещается по цепочке фирм-однодневок, и банк не может установить финального получателя, расчетник заблокируют.
Ведите учет экспорта и импорта в веб-сервисе Контур.Экстерн. Простой учет, зарплата и отчетность в одном сервисе.
Сделки отличаются от уставной деятельности компании. Если компания занимается производством бетона, но однажды на ее счет стали поступать деньги за услуги по маркетинговому продвижению, у банка будет повод к блокировке.
Отсутствие «стандартных» расходов. Любая компания платит за коммуналку, аренду, сырье, выплачивает зарплату, соответственно, по счету все эти платежи должны проходить ежемесячно. Если «стандартных» платежей нет, банк может потребовать разъяснения и заблокировать счет.
Платежные поручения с ошибками. Ошибка в платежке — это нормальное явление. Но если их количество постоянно растет, у банка это вызовет подозрение.
Перечень далеко не исчерпывающий. Сомнительные операции — абстрактная категория, ее трактовка зависит от банка и конкретной ситуации.
Сроки блокировки
Сроки блокировки — болезненная тема. Срок автоматически продлевается на период рассмотрения ваших документов. Инициатор блокировки может истребовать дополнительные бумаги. Поэтому в случае блокировки или требования о разъяснении операции немедленно связывайтесь с банком или налоговой.
Порядок действий при блокировке расчетника
Приезжать в банк и ругаться с банковскими сотрудниками — путь тупиковый, но и ждать у моря погоды не стоит — действовать надо быстро.
Посещение банка. Лично посетите банк и потребуйте официальное разъяснение о причинах блокировки. Если сотрудник отказывает в предоставлении документа, пишите письменный запрос и вручите его сотруднику банка. Обязательно требуйте подпись о получении заявления с указанием даты и времени. Скорее всего заявление будет у вас в одном экземпляре, поэтому сфотографируйте документ с оттиском печати, которая подтверждает, что сотрудник принял ваше заявление.
Ознакомление с причинами. Из полученного разъяснения вы узнаете причину блокировки и перечень требуемых оправдательных документов.
Вид блокировки. Блокировка не всегда подразумевает полное приостановление операций. Возможно и частичное ограничение. Так как рассмотрение документов — процесс долгий, узнайте у сотрудников банка возможные варианты дальнейшей работы счета.
Помните! Открыть новый расчетный счет в другом банке не получится, так как вы уже попали в черный список.
Подготовка документов. Предоставьте абсолютно все бумаги, которые истребовал банк. Отсутствие одного документа — причина отказа в разблокировке.
Передача документов в банк. Сдайте документы с описью и обязательно получите отметку о принятии.
Ожидание решения. Банк рассматривает документы в течение 10 дней. Срок может увеличиться для предоставления дополнительных документов. После рассмотрения банк вынесет решение. Если решение в вашу пользу, делайте выводы и не совершайте сомнительные операции впредь. В противном случае обращайтесь в ЦБ РФ или в суд.
Ошибки при разблокировке счетов
Блокировка счета — это нервная ситуация для любого предпринимателя. В первую очередь, не стоит ругаться с сотрудниками банка. Наоборот, расположите их к себе, это положительно скажется на решении, да и сотрудники подскажут, что делать для решения проблемы.
Жалобы в ЦБ РФ, прокуратуру и другие структуры тоже не помогут. Прибегайте к этому инструменту, только если банк принял негативное решение по разблокировке.
Непредставление или сокрытие документов — это тупик. Документы надо представить все, и по той форме, которую требует банк. Все письменные пояснения должны быть четкими и понятными.