По закону ИП не обязан вести бухгалтерский учет. Но значит ли это, что учетная политика ему совсем не нужна? Расскажем, когда и как предприниматели составляют учетную политику.
Что такое учетная политика и зачем она нужна предпринимателю
В учетной политике (далее — УП) бизнес определяет правила и методы, на которых строится учет в компании. Она составляется для бухгалтерского и налогового учета. Но не все виды УП нужны предпринимателю, все зависит от целей и масштабов деятельности.
Если у ИП несколько видов деятельности, сотрудники, большая выручка, он стремится эффективно организовать работу и оптимизировать налоги, тогда подбираются подходящие методы учета, выбирается систему налогообложения, внедряется бюджетирование. Здесь пригодятся все виды УП.
Если же предприниматель открыл швейное ателье, не оказывает других услуг и работает самостоятельно, то в УП нет жизненной необходимости. Но по закону совсем без УП работать нельзя даже ему.
УП для бухгалтерского учета
В соответствии с №402-ФЗ у ИП нет обязанности вести бухучет. Следовательно, УП для бухучета можно не составлять. Но если предприниматель ведет бухгалтерию добровольно, то без УП не обойтись. В ней отражают:
- рабочий план счетов;
- формы первичных документов;
- порядок инвентаризации;
- формы отчетности;
- правила внутреннего контроля;
- выбранные методы учета.
Законодательство позволяет организациям и предпринимателям выбирать методы учета, которые для них удобны, свой выбор надо зафиксировать в УП. Бухучет помогает получать больше информации о работе компании и дает основу для принятия управленческих решений.
УП для налогового учета
В налоговой политике налогоплательщик указывает выбранные способы определения доходов и расходов, методы их признания, оценки и распределения.
Налоговое законодательство обязывает каждого налогоплательщика составлять УП для целей налогообложения. Она должна быть независимо от системы налогообложения и организационно-правовой формы. Иначе говоря, ИП не освобождены от обязанности вести налоговый учет, поэтому и УП составлять должен.
В УП для целей налогообложения нужно отразить все методы и правила, которые бизнес применяет для расчета и уплаты налогов.
Налоговый кодекс дает право выбирать налоговый режим, методы учета доходов и расходов, их распределения. Например, выбрать метод оценки сырья и материалов.
Кроме того,налоговая учетная политика двух предпринимателей может значительно отличаться. Например, если один работает на ЕНВД и уплачивает только налог на вмененный доход, а другой работает на ОСНО и платит целый набор: НДФЛ, налог на имущество, НДС, транспортный налог, торговый сбор.
Ведите учет экспорта и импорта в веб-сервисе Контур.Экстерн. Простой учет, зарплата и отчетность в одном сервисе.
Вывод. Индивидуальные предприниматели не обязаны составлять учетную политику для целей бухгалтерского учета. Но независимо от системы налогообложения каждый предприниматель должен иметь УП для налогового учета.
УП для малого и микропредпринимательства
Перед составлением УП важно определиться, является ли ИП субъектом малого предпринимательства или микропредприятием. Для них предусмотрены упрощенные способы ведения учета, которые нужно отразить в УП.
Категория ИП | Выручка без НДС за год | Среднесписочная численность |
---|---|---|
Малое предприятие | 800 млн рублей | 100 человек и меньше |
Микропредприятие | 120 млн рублей | 15 человек и меньше |
Например, ИП может выбрать и указать в УП следующие упрощения:
- кассовый метод вместо метода начисления;
- не применять ряд ПБУ;
- составлять отчетность в уменьшенном объеме;
- использовать упрощенные формы отчетности;
- отказаться от переоценки ОС и НМА;
- отказаться от использования бухгалтерских проводок (для микропредприятий);
- другие упрощения, предусмотренные Минфином РФ.
ИП не обязательно полностью переходить на упрощенные способы. В УП нужно указать, какие из них он будет применять, а что оставит стандартным.
Как ИП составить учетную политику
На составление учетной политики есть 90 дней после регистрации. Если вы работаете давно, но УП у вас еще нет, то сформировать ее нужно до конца текущего года, чтобы начать применять с 1 января следующего.
Перечислите в УП все методы и правила учета, которые применяете сейчас, и издайте приказ об утверждении политики, при этом не указывайте срок окончания ее действия. Обновлять УП каждый год не нужно. Если будет необходимость, вносите в документ изменения и дополнения новыми приказами.
УП индивидуальна для каждого налогоплательщика. Составляя ее, учитывайте все особенности деятельности и детально расписывайте все методы учета и инструкции.
Создание УП помогает решить предпринимателям задачи:
- обоснование методов налогового и бухгалтерского учета для проверяющих налоговиков и судебных органов;
- упорядочивание процессов ведения учета;
- точные и обоснованные расчеты налогов и других обязательных платежей;
- возможность передачи учета на аутсорсинг.
Разработкой учетной политики в организациях, как правило, занимается главный бухгалтер или другое лицо, которое ведет учет. У ИП наемных бухгалтеров может не быть, поэтому за УП можно обратиться в аутсорсинговую компанию или составить самостоятельно по рекомендациям и образцам.
Шаблоны УП, которые предлагают различные интернет-ресурсы, не учитывают уникальность фирмы и сделаны так, что подходят «всем и никому». Но изучение образцов, разработанных специально для вашего режима налогообложения, поможет составить свою УП.
В онлайн-сервисе Контур.Бухгалтерия есть варианты УП для разных режимов налогообложения и их совмещения. Здесь вы можете вести учет, платить налоги и зарплату, отчитываться через интернет. Все новые пользователи получают 14 дней работы в Контур.Бухгалтерии в подарок.