Рамочный договор

Рамочный договор — это договор, открытый для конкретизации. Он определяет только общие или предварительные условия по обязательствам сторон, и стороны конкретизируют эти условия с помощью отдельных договоров, приложений или другим образом. Расскажем, как составить такой договор и им пользоваться.

Какой закон регламентирует рамочный договор

Рамочный договор появился в 2015 году, его регулирует ст 429.1 Гражданского кодекса. До этого подобное соглашение применялось, но называлось организационным соглашением, которое определяло общие черты будущего полноценного договора.

Рамочник подчиняется принципам гражданского законодательства о свободе договора, действительности договора, требованиям к форме заключения договора. Стороны заключают его на безвозмездной основе, а имущественные обязательства появятся в последующих соглашениях.

Какие требования есть к рамочному договору

В ГК РФ есть только общие требования к рамочному договору. У сторон есть право самим определять все нормы и условия в документе. Договор попадает под понятие рамочного, если в нем прописаны общие контуры соглашения: в нем может не быть наименований товаров или услуг или суммы договора. Общие условия в будущем подлежат уточнению и закреплению с помощью приложений к договору (спецификаций), стороны подписывают их, когда появляется потребность в поставке. Сумма такого договора — это сумма всех приложений.

Но не путайте рамочный договор с предварительным. По предварительному договору стороны обязаны в будущем подписать соглашение на условиях, которые прописаны в предварительном договоре. А если заключен рамочный договор, в будущем стороны только уточняют конкретные условия с помощью приложений к договору.

Зачем нужен рамочный договор

С помощью рамочного договора стороны договариваются о долгосрочном сотрудничестве, об определенных сделках или услугах. Договор заключают на продолжительный срок или на неопределенный набор поставок, услуг и пр.

Часто его заключают, если стороны не могут до начала сотрудничества определить стоимость работ и их объем. Или если стороны имеют намерение сотрудничать, но пока не знают точных сроков поставок и начала работ. Еще такой договор заключают с целью оформить долгие деловые связи по самым разным направлениям: регулярные поставки, работы или услуги. 

Преимущество договора в том, что он позволяет заранее обсудить и согласовать условия договора. К тому же их можно гибко менять в зависимости от текущей ситуации: наличия товара, состояния рынка и пр.

Рамочники заключают в таких бизнес-сферах:

  • размещение заказов для муниципальных и государственных нужд;
  • перевозки;
  • торговля и закупки;
  • банки и кредитование.
Ведите учет экспорта и импорта в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Простой учет, зарплата и отчетность в одном сервисе

Как составить рамочный договор

Вносите в рамочник максимум важного. Чтобы избежать проблем, формулируйте в рамочном договоре важные условия, которые удалось согласовать: санкции за срыв поставок и нарушение сроков, правила приемки, способы определения цены, право одностороннего отказа от договора, порядок предъявления претензий. Тогда в приложении к договору останется прописать конкретику: ассортиментные позиции, число поставок и их сроки, сроки оплаты, цены.

Гарантируйте сотрудничество. Рамочник не служит гарантией заключения приложений. И если контрагент отказывается от сотрудничества, его нельзя принудить к нему, как это происходит в случае с предварительным договором.

Чтобы избежать таких ситуаций, тщательно согласуйте рамочный договор. Например, включите в него пункт, что поставщик должен принимать от покупателя все заявки в пределах определенных сумм. Или, наоборот, покупатель обязуется принимать все товары должного качества от поставщика.

Рамочный договор

Не забывайте о приложениях. Внимательно составляйте приложения к договору. Часто стороны тщательно согласовывают условия рамочного договора, но при очередной поставке забывают оформить спецификацию, которая по сути и становится основным договором. И тогда при нарушениях одной из сторон просто не будет основания, чтобы призвать ее к ответственности.

Недочеты в оформлении рамочника и приложений тоже могут привести к сложностям.

Установите связь между рамочником и приложениями. Пропишите в рамочнике название документов, в которых вы и другая сторона будете устанавливать недостающие условия договора: приложение, спецификация, заявка, договор поставки. Обратите внимание: некоторые документы требуют подписей двух сторон (договор поставки), а некоторые остаются односторонними (заявка, оферта). При составлении конкретизирующих документов следите, чтобы название строго соответствовало указанному в рамочнике, а еще в каждом приложении пропишите, что оно составляет часть рамочного договора.

Что происходит при расторжении рамочника

Договор прекращает действовать при отказе продлять его или при расторжении — и тогда опирайтесь на нормы по расторжению ГК РФ. 

Расторжение рамочника не избавляет стороны от уже существующих обязательств по сделкам, которые закреплены в приложениях к рамочнику. Основной рамочный договор и спецификации к нему — самостоятельные договоры, так что прекращение рамочника не влечет расторжения спецификаций, а только освобождает стороны от обязанности заключать в дальнейшем сделки на условиях рамочника и с привязкой к нему.

Фиксируйте договоренности, ведите учет и сдавайте отчетность в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Сервис избавит вас от рутины: большинство операций автоматизированы. Вы никогда не забудете вовремя заплатить налоги, легко начислите зарплату сотрудникам и сформируете отчетность в несколько кликов. Все новички работают в сервисе бесплатно первые 14 дней.


Учет товаров на маркетплейсах

Маркетплейсы — отличный канал для моментального вывода на рынок своих товаров. Они активно развиваются последние несколько лет, каждый год демонстрируя стабильный рост товарооборота, торгового оборота и количества продавцов. В торговлю на маркетплейсах вовлекается все больше компаний и индивидуальных предпринимателей. Поэтому важно научиться разбираться с базовыми бухгалтерскими и управленческими процессами, чтобы бизнес шел успешно и приносил прибыль.

Электронная бухгалтерия

Цифровые технологии существенно упростили ведение бухгалтерского учета, сдачу отчетности и взаимодействие с налоговой. На рынке множество сервисов, которые помогают бухгалтерам и предпринимателям. Рассмотрим основные принципы электронной бухгалтерии, ее плюсы и минусы.

Ответ на требование налоговой по НДС: образец, пояснительная записка

При проверке первичной декларации по НДС у инспектора могут появиться вопросы, и тогда он требует уточнений, пояснений или подтверждающих документов. Обычно это связано с нестыковками в отчетах, которые находит специальная программа. Требования могут зависеть от результатов проверки или нет. Расскажем, как проверить правомерность запроса и ответить на него.

Что такое рецессия простыми словами

Надо ли бизнесу готовиться к трудным временам, если эксперты говорят о рецессии в экономике? В статье разберёмся, что такое рецессия и так ли она страшна.

Что будет доступно
на 14 дней
Бесплатно на 14 дней
Доступно
 Ведение бухгалтерии
 Расчет зарплаты, больничных, отпускных
 Работа с кадровыми документами
 Автозагрузка банковской выписки и экспорт платежек
 Анализ сделок и долгов клиентов
 Проверка контрагентов
 Выставление и отправка счетов онлайн
 Справочно-правовой модуль
 Распознавание сканированных первичных документов (5 раз)
 Финансовый анализ (1 раз)
 Импорт данных из 1С
 Бесплатная техподдержка
Недоступно
Подготовка отчетности в контролирующие органы
Отправка отчетов через Интернет
Сверки с СФР и ФНС
Письма в СФР и ФНС
По окончании бесплатного периода
возможности будут ограничены, однако данные останутся
и вы сможете продолжить работу после оплаты