Все крупные бизнесы когда-то были маленькими стартапами: IKEA, KFC или продуктовая сеть «Магнит». Такие примеры вдохновляют и мотивируют начинающих предпринимателей. Как найти идею для своего стартапа? В статье расскажем о нескольких подходах.
Что такое стартап
Стартап — это бизнес, малый или средний, который начинает путь на рынке. Иногда под этим термином подразумевают идею, которой раньше не было. Бизнес-стартап располагает минимальным бюджетом и разработанной идеей. Сроки жизни стартапа небольшие — до года. Потому что он либо развивается, привлекает новые средства и получает инвестиции, либо из-за нежизнеспособности идеи закрывается.
Оседлать тренд
2020 год запомнится беспрецедентной ситуацией с карантином. За несколько недель многие бизнесы остановились, зато бурно развивается онлайн. Отличный повод подумать, как привычный оффлайн-бизнес перевести в онлайн-формат, заработать на всех видах курьерских услуг или спрогнозировать, какие товары будут нужны в ближайшее время.
- Доставка продуктов из «магазина у дома». Представьте хозяйку, которая готовит обед и внезапно обнаруживает, что у нее закончилась мука, яйца или лук. Бежать до ближайшего магазина — некогда, заказывать доставку в крупном сетевом магазине — долго и дорого. В таком случае Крупные сети, которые предлагают доставку продуктов, не всегда могут удовлетворить спрос на небольшой срочный заказ. И здесь бы как раз пригодилось предложение (и мобильное приложение заодно) по быстрой доставке продуктов первой необходимости.
- Ателье «Реновация». В ближайшее время скорее всего нас ждет падение покупательского спроса из-за последствий пандемии коронавируса. Но при этом в домах в людей хранятся залежи одежды, обуви, утвари. Если ателье по переделке вещей совместить с пунктом приема ненужной одежды и обуви и магазином, в котором продаются оригинальные актуальные вещи? Так можно помочь одним людям пристроить одежду, а другим приобрести ее и дать старым вещам новую жизнь.
- Дизайн средств индивидуальной защиты. Ученые прогнозируют, что история с коронавирусом — не последняя. Слишком большая нагрузка на экологию, слишком сильно человек влияет на природу. Таким образом актуальные и модные средства защиты могут стать трендом в ближайшее время. Дизайнерам можно проявить фантазию и разработать оригинальные формы и принты для масок, перчаток, головных уборов, очков, защитных накидок.
- Сервис для онлайн-вечеринок. С введением карантина почти все научились пользоваться Zoom, Skype и другими программами для видеосвязи. В онлайн-формат перешли не только обучение и деловые переговоры, но и развлечения. В соцсетях все чаще слышен призыв «Давайте встретимся вечером в скайпе, поговорим, выпьем вина», а кулинарная школа даже придумала, как проводить кулинарные курсы в общем видеочате. Будущее за сервисами и приложениями, которые разные виды развлечений сделают удобными, быстродействующими и по всем канонам UX-дизайна. Почему бы не попробовать создать приложение для дружеской онлайн-вечеринки?
Монетизировать хобби
Другой подход для поиска идеи стартапа — это монетизация хобби или уже имеющихся навыков.
Например, если вы шьете кукол, можно сделать бизнес либо по обучению рукоделию, либо продавать готовые наборы из кусочков ткани, выкроек, фурнитуры для создания куклы.
Хобби предполагает, что в какой-то теме вы разбираетесь достаточно, чтобы консультировать по этой теме или взять на себя часть работы, чтобы помочь клиентам воплотить их замысел.
- Любитель путешествий может предложить услугу по разработке маршрута и бронированию недорогих апартаментов.
- Человек, который любит чинить автомобили, может организовать мобильный сервис помощи на дорогах.
- Стилист может предложить услугу онлайн-шоппинга: лично пройдет по онлайн-магазинам и подберет комплекты и капсулы под размер заказчика.

Создать продукт-конструктор
Еще один подход при поиске идеи стартапа — сконструировать оригинальный продукт из простых и понятных элементов. Тема продукта-конструктора становится все популярнее: вы можете купить не только набор ниток и схему для вышивки, но и наборы для приготовления шоколада или коктейлей в домашних условиях. В продуктовых магазинах уже появились наборы овощей для борща, салатов «Оливье» и «Селедка под шубой». Развиваются сервисы по доставке готовых ингредиентов для приготовления обеда или ужина.
Скорее всего будет спрос и на приложения по конструированию и моделированию чего угодно: интерьера дома или квартиры, комбинаций одежды из вашего гардероба, разных приемов макияжа. Такие приложения смогут показать, как будет выглядеть именно ваше тело в результате постоянных тренировок и правильного питания, как может выглядеть будущий ребенок двух конкретных родителей.
Выбрать узкую нишу и сделать свой продукт уникальным
Если ваш продукт уже есть на рынке, сделать его особенным поможет четкое позиционирование и создание собственной ниши.
- Когда-то в наших городах были универсальные парикмахерские и комбинаты бытового обслуживания. Сейчас появились отдельно барбершопы, центры окрашивания, салоны по наращиванию ресниц и татуажу бровей. Вот примеры нишевания и создания продукта для конкретной аудитории.
- В бьюти-сфере есть еще много незанятых ниш. Например, парикмахерская только для мужчин, куда отец может прийти только с сыном. Или салон красоты «look-a-like», в котором клиенты могут сделать стрижку или укладку как у популярного артиста.
- В сфере досуга и образования детей может взлететь «Школа юного ютубера», потому что сегодня нет ребенка, который не мечтал бы открыть свой Youtube-канал. Откройте школу блогеров и одновременно оказывайте услуги по продвижению в Интернете.
Стать тем, кому делегируют повседневные задачи
Чтобы придумать бизнес в сфере услуг, посмотрите, что из рутинных обязанностей люди готовы делегировать помощникам. Уже никого не удивить клинингом или доставкой еды, услугами няни или мужем на час.
Посмотрите на эту ситуацию шире. Чем еще можно помочь человеку, который много работает и ничего не успевает?
- Например, сервис по уходу за одеждой: клиент собираете пакет с грязной одеждой, его забирает курьер, а на следующий день клиент получает выстиранные и выглаженные рубашки и постельное белье.
- Сервис «Кладовка»: поможет хранить вне квартиры сезонные вещи.
- Любая помощь с животными: выгул, стрижка, обработка от паразитов, дрессировка, лечение. Люди становятся добрее и привязываются все сильнее к своим питомцам, а значит и будут рады доверить их здоровье профессионалу.
Идей для запуска стартапа много. Главное — делать и пробовать, чтобы из небольшой компании получился крупный бизнес и изменил рынок, как Яндекс изменил рынок такси.
Если вы запустите новый бизнес, вам придется вести налоговый и бухгалтерский учет, сдавать отчеты, работать с сотрудниками. Выполняйте эту рутину в онлайне: легко и с автоматизацией большинства процессов. Облачный сервис Контур.Бухгалтерия подходит для малого и среднего бизнеса, а новым ООО мы дарим 3 месяца бесплатной работы.