Тринадцатая зарплата


Обязательно ли платить «тринадцатую зарплату»

Закон не обязывает начислять премии, Трудовой кодекс РФ в этом случае лишь говорит, что работодатель может премировать сотрудников в соответствии с утвержденной на предприятии системой оплаты труда. Так что каждая организация решает самостоятельно, как и в каком объеме она будет поощрять работников. 

Таким образом 13 зарплату никто платить не обязан. Но если все-таки подобные ей выплаты прописаны в положении об оплате труда или трудовом договоре, то руководители организации отражают во внутренних нормативных документах порядок выплат, а бухгалтер должен знать, как эти выплаты правильно оформить. 

Как закрепить положения о премиях в организации

Форма Р13001

В каких внутренних документах можно зафиксировать правила начисления и выплаты премий? Это могут быть: 

  • Положение об оплате труда;
  • отдельные приказы руководителя;
  • Положение о HR-политике и др. 

Премии можно выплачивать всем сотрудникам: например, по итогам года — или отдельным отличившимся специалистам. 

Чтобы премирование было прозрачным и понятным каждому сотруднику, в локальных документах опишите критерии начисления премий и круг работников, которым полагаются выплаты (только штатным сотрудникам или совместителям и работающим по договорам ГПХ). 

Ведите учет экспорта и импорта в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Простой учет, зарплата и отчетность в одном сервисе

Критерии для начисления тринадцатой зарплаты могут быть следующими: выполнение плановых показателей, внедрение новых технологий, эффективная работая в кризисной ситуации и другие. 

В положении о премировании также надо предусмотреть условия для выплаты премии. Например, размер прибыли по итогам периода. В таком случае официально компания может не выплачивать тринадцатую зарплату или иной вид премии, если по итогам периода сработала в убыток. 

В каком размере выплачивать годовую премию

Размеры премий в законодательстве никак не зафиксированы,поэтому сама организация вправе решить, какую максимальную сумму могут получить отличившиеся работники. 

Для определения размера премий используют несколько алгоритмов:

  • премия в размере процента от оклада, среднемесячного или среднегодового заработка;
  • фиксированная премия;
  • премия, начисляемая по балльной системе, когда за определенные достижения сотрудники получают баллы, которые затем конвертируются в денежные средства. 

Когда выплачивать годовую премию

Тринадцатую зарплату принято было выплачивать в декабре. Но сейчас каждая организация вправе сама определять сроки выплат. Например, после сдачи годовой отчетности или по итогам каждого полугодия. 

Чтобы оформить тринадцатую зарплату руководитель издает отдельный приказ, в котором должны быть отражены мотивы поощрения, размеры премии и перечислен список сотрудников, которые получат эту выплату. 

С точки зрения налогообложения с 13-й зарплаты или иной премии удерживается подоходный налог в размере 13 %, а работодатель начисляет на нее страховые взносы.

Сегодня тринадцатая зарплата — это мотивационный механизм для поощрения работников, и каждый работодатель волен применять этот инструмент так, как считает нужным. Начисляйте зарплаты и премии в бухгалтерском сервисе Контур.Бухгалтерия: удобный зарплатный блок экономит 50-70 % бухгалтера на рутинные операции по сравнению с традиционными методами ведения учета. Всем новичкам мы дарим две недели бесплатной работы в сервисе.

Контур.Бухгалтерия
В веб-сервисе Контур.Бухгалтерия есть всё для удобной работы
  • Легко ведите учёт и заводите первичку
  • Отправляйте отчётность через интернет
  • Сервис расчитает налоги и напомнит о платеже
  • Начисляйте зарплату, больничные, отпускные
Попробовать бесплатно
Вам будут интересны статьи по теме «Работа с сотрудниками»
Профессиональное выгорание работников

Многие слышали про так называемое «профессиональное выгорание», но зачастую работники не могут вовремя заметить его у себя, а работодатели или не знают, как поступать в таких случаях, или вовсе отказываются признавать это явление. Расскажем о профессиональном выгорании.

, Елена Космакова
Конфликты в трудовом коллективе

Практика показывает, что конфликты неизбежны даже в гармоничных и сработанных коллективах. Профилактика конфликта и управление конфликтом, если он все-таки возник, — целая наука, а многие трудовые споры — предмет действующего законодательства. Как снизить риск трудовых конфликтов и выходить из них — читайте в нашей статье.

, Елена Космакова
Дресс‑код в компании: плюсы и минусы

Руководство негосударственных организаций может вводить дресс-код по своему усмотрению или не делать этого, так как ТК РФ не дает однозначных предписаний на этот счет. Каковы особенности правового взаимодействия работодателя и сотрудника по дресс-коду, что он может дать компании и какие «подводные камни» в связи с требованиями к одежде на работе можно встретить — читайте в этой статье.

, Елена Космакова