Начало бизнеса в кризис | Возможности экономического кризиса — Контур.Бухгалтерия

Начало бизнеса в кризис

Есть старая поговорка: «Кому война, а кому мать родна», — и ее часто вспоминают в кризис, потому что даже в условиях глубокой рецессии можно найти свою нишу и открыть бизнес. Расскажем, в каких сферах это возможно сегодня.

Возможности экономического кризиса

Фактически кризис — это высокоскоростное изменение баланса сил на рынке. Время, когда уходят слабые компании с устаревшими системами управления, зато приходят те, кто вовремя поймал тренд и на нем начал зарабатывать. Но не стоит забывать и о нишах, которые актуальны во все времена: продукты, ритуальные и бытовые услуги, ремонт, медицина. Во время, спада, дефолта и любого кризиса происходят следующие изменения.

Рынок труда

Появляется много свободных специалистов. На рынок выходят люди, которые потеряли работу или потеряли доход и ищут подработку. Многие ИП закрываются и готовы снова вернуться в найм. В кризис люди снижают уровень притязаний и готовы работать за меньшие суммы. Или при той же зарплате готовы выполнять больше работы.

Изменения конкурентной среды

В кризис многие компании закрываются или сливаются с более крупными. Конкурентов становится меньше, суммарное количество предложений (особенно в сфере услуг) тоже снижается. Например, до кризиса в районе было 5 провайдеров и суммарное количество их продуктов исчислялось десятками. Когда после кризиса остается две компании, общее число продуктов уменьшается. Кроме того, укрупнение конкурентов обычно ухудшает качество сервиса, и это тоже влияет на выбор потребителей. В этой ситуации вполне можно определить, чего не могут дать конкуренты, и предложить этот продукт потребителям.

Изменение цен

На фоне общей депрессии многие арендодатели пересматривают условия аренды, предлагают более низкие цены на торговые, офисные и производственные помещения. Другие бизнесы тоже меняют цены, идут на снижение маржи ради привлечения оборотных средств: это службы доставки, поставщики комплектующих, поставщики услуг. Поэтому кризис дает шанс найти хорошее помещение с достойным трафиком.

Новые потребности

В кризис меняется структура потребления и меняются запросы покупателей. Премиум- и luxury-сегментам приходится нелегко, зато неплохо продаются эконом-варианты товаров и антикризисные предложения. Новые запросы — это отличный толчок для разработки новых предложений.

Например, вынужденный почти 3-месячный локдаун дал огромные возможности для роста курьерских служб и розничных магазинов. Люди, запертые дома, хотят развлечений, бытового комфорта, помощи с детьми, психологической разгрузки.

Под эти потребности уже созданы и внедряются новые услуги:

  • доставка из ближайшего магазина продуктов;
  • няня или репетитор по скайпу;
  • консультация по организации пространства и наведению порядка;
  • онлайн-фитнес;
  • онлайн-кулинария.
Ведите учет экспорта и импорта в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Простой учет, зарплата и отчетность в одном сервисе

Тренды кризиса 2020

Первое полугодие серьезно перевернуло рынок. Наметились темы, которые могут развиваться в ближайшие несколько лет. Выбирая нишу для бизнеса, стоит обратить на них внимание.

IT и особенно мобильные приложения

Присутствие бизнеса онлайн 24/7 становится таким же обязательным требованием, как когда-то - красивый городской номер или собственный сайт.

Чем можно заняться в этой нише?

  • разработка сайтов  и мобильных приложений;
  • веб-аналитика, анализ данных;
  • все виды онлайн-коммуникации с клиентами — от создания коммьюнити в соцсетях до собственных медийных продуктов;
  • реклама в интернет — директ и таргет;
  • создание комплексных систем сбора баз данных и монетизации этих баз. 

Новые технологии и материалы

Это все, что делает жизнь удобнее и комфортнее. На первый план могут выйти в том числе эко-технологии, эко-продукты и тренд на качественные долгоиграющие товары. В кризис пословица о том, что «мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи» становится еще более актуальной. Остается востребованным хендмейд или семейные производства. Продолжается тренд на уникальность и аутентичность, а небольшие бизнесы гораздо гибче подстраиваются под запросы клиентов.

Биохакинг, телемедицина и спорт

Кризис и коронавирус показали, что самое ценное — это здоровье и собственный физический ресурс. В моде забота о себе, прокачка иммунитета, профилактика и консультации с мировыми специалистами, не выходя из дома. Все виды медицинских услуг — от лабораторной диагностики до нетрадиционных оздоровительных систем могут быть востребованы.

Фармацевтика и аптеки в последние годы показывали устойчивый рост. Можно прогнозировать, что по-прежнему востребованными будут также БАДы и гомеопатические средства. Потребуется организация информационной инфраструктуры: сайтов и порталов по биохакингу, онлайн- и оффлайн-мероприятий.

Тренд на заботу о здоровье будет стимулировать развитие фитнес-индустрии, оздоровительных проектов, моды на здоровый образ жизни. Фитнес-центры все-таки оживут после карантина, возможно увеличится спрос на активность на свежем воздухе, а вместе с ним усилится потребность в качественной одежде и обуви.

Полезная еда

Продолжением тренда на ЗОЖ и биохакинг может стать развитие отраслей, связанных с питанием. Во-первых, это спрос на экопродукцию: будут развиваться фреш-маркеты, доставка свежих овощей и фруктов на дом. Во-вторых, спрос на сбалансированную готовую еду (готовые и полуготовые рационы), спрос на диетическую продукцию. Развитие этой ниши повысит спрос на услуги диетологов, эндокринологов, гастроэнтерологов.

Карантин стимулирует развитие точек самовывоза готовой еды или кофеен и буфетов на вынос. Спрос на такие виды бизнесов появляется и растет от того, что люди хотят питаться вкусно и правильно, но не хотят тратить время на походы по магазинам и готовку.

Образование

Мы видим, как меняется запрос на качественное среднее образование и как расцветает дополнительное образование. Начинает реализовываться концепция непрерывного образования, а на первый план выходит ценность быть в тренде.

Поэтому все, что можно перевести в онлайн, уже практически там: онлайн-школы, онлайн-центры, онлайн-конференции, онлайн-инфраструктура по подготовке к ЕГЭ или к сдаче профессиональных экзаменов и тестов по языку. Ниша остается довольно хаотичной, наполненной как качественными проектами, так и вторичными и откровенно слабыми.

Плюсы этой ниши в том, что здесь довольно низкий порог входа. Достаточно сделать сайт, найти преподавателя, оплатить услуги платформы для размещения курсов. Хотя в будущем мы скорее всего увидим не просто дальнейший рост онлайн-школ, но и рост инфраструктуры для создания качественных курсов. Это видеопродакшн, курсы постановки речи, услуги методологов и сценаристов, услуги маркетологов.

При открытии бизнеса в кризис главное — выбрать хорошую нишу и нанять профессиональную команду, вместе с которой можно позаботиться и об упаковке бизнеса, и о разумном финансовом планировании. Ситуация на рынке к этому располагает.


Создание франшизы

У вас эффективный бизнес, и вы хотите расширяться за счет продажи франшизы. С чего начать и что ждет новичка на этом пути? Расскажем в статье.

В чем разница между франчайзингом и франшизой

Многие предприниматели начинают с покупки франшизы — это хороший способ избежать массы рисков, с которыми связан любой стартап. И для начала стоит разобраться в понятиях: франчайзи, франшиза, франчайзер, франчайзинг. В статье разложим по полочкам термины и поясним, каким законам подчиняется франшиза и все, что с нею связано.

Какую франшизу выбрать?

Если вы хотите начать бизнес “с гарантией”, то покупка франшизы — хороший вариант. Тогда главные вопросы — как выбирать франшизу, сравнивать предложения и снижать риски? Расскажем в статье о рейтингах франшиз и приведем чек-лист проверки проекта.

Плюсы и минусы франшизы

Проверенный цивилизованный способ начать бизнес — купить франшизу. У такого бизнес-старта есть много плюсов, но есть и минусы. А некоторые минусы совсем не очевидны и связаны с серьезными рисками и ограничениями. В статье расскажем о “светлой” и “темной” стороне франчайзинга.

Как открыть франшизу с нуля

Почитав про франшизу, некоторые хотят попытать счастья. Открытие франшизы для начинающего предпринимателя — это инвестиция в предприятие, которое уже доказало свою жизнеспособность. В статье опишем, как стать франчайзи без серьезных вложений, какие препятствия на этом пути неизбежны и как научиться их преодолевать.

Вы всё ещё думаете? Просто попробуйте