Управление издержками


Что такое издержки

Издержки — это потраченные в бизнесе ресурсы в денежном выражении: сырье, зарплата, оборудование и так далее. Из издержек складывается себестоимость продукции или услуги.

Издержки отличаются друг от друга, их классифицируют по различным признакам:

Управление издержками

  • постоянные и переменные;
  • прямые и косвенные;
  • релевантные и нерелевантные;
  • производственные и непроизводственные;
  • явные и неявные;
  • возвратные и невозвратные;
  • контролируемые и неконтролируемые.

Подробнее про издержки мы рассказывали в статье «Виды издержек».

Что такое управление издержками

Управление издержками — это сложный процесс, который состоит из нескольких ключевых моментов:

  • умение эффективно использовать ресурсы с наибольшей отдачей;
  • планирование: компания должна понимать, когда и в каких объемах ей потребуется тот или иной ресурс;
  • контроль: предприятие должно знать, на какие цели и в каком объеме уходят те или иные ресурсы.

Что происходит при неэффективном управлении

Если управление неэффективно или его вообще нет, наступает хаос. Ресурсы, а значит и деньги, расходуются как попало. Компания начинает нести неявные издержки, так как ресурсы используются неэффективно. Возникает упущенная выгода.

Так как издержки никто не считает, в компании нет понятия себестоимости. Не зная, во сколько компании обходится конечный продукт, установить цену на него нельзя. Товар либо продают по заниженной цене и компания теряет деньги, либо цена завышена, и продукт перестает пользоваться спросом.

Как следствие, компания принимает неправильное решение по поводу ассортимента. Выпуск продукции происходит на основе личных предпочтений руководства, которые не всегда соответствуют рынку. В результате компания производит продукцию, от которой давно нужно было отказаться.

Без контроля затрат вопрос об их сокращении даже не встает. Компания видит лишь один путь для увеличения прибыли — рост продаж. Но по итогам оказывается, что увеличение продаж требует еще больше ресурсов на продвижение, найм новых работников, покупку оборудования и так далее.

Какова цель управления издержками

Цель управления издержками — увеличить прибыль за счет экономии на затратах. При этом управление затратами не требует дополнительного вливания денег, как это происходит при росте объемов производства. Главное, чтобы компания понимала причины возникновения расходов и принимала меры для улучшения ситуации.

Например, для производства продукции нужно сырье. Компания может покупать его в малых объемах, например, на одну неделю, а можно купить это же сырье на 2 месяца. В первом варианте стоимость килограмма сырья будет существенно выше, чем во втором, так как за покупку большого объема поставщики дают скидку. Компании нужно анализировать оба варианта и выбрать более эффективный. Например, если покупка двухмесячного объема не приведет к затовариванию склада и кассовому разрыву, то лучше купить сырье с запасом.

Ведите учет экспорта и импорта в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Простой учет, зарплата и отчетность в одном сервисе

На какие вопросы отвечает управление издержками

Система управления издержками внутри предприятия дает ответы на следующие вопросы:

  • какой объем продукции и в каком ассортименте нужно производить;
  • какова себестоимость каждой номенклатуры;
  • какую цену установить на продукцию;
  • какой размер скидки предоставить в зависимости от объема;
  • какими ресурсами компания располагает в данный момент;
  • какие ресурсы понадобятся в ближайшее время;
  • какова рентабельность деятельности компании.

Какие этапы выделяют в управлении издержками

Управление издержками — это поэтапный процесс. Разберем каждый из этапов подробнее.

Анализ структуры затрат

Рассчитываем меру каждой статьи затрат в совокупных расходах. Можно построить диаграмму или сделать это в виде таблицы. Важно оценить динамику роста каждой статьи затрат, чтобы прогнозировать их размер в будущем.

После этого нужно ответить на два вопроса: контролируема ли статья затрат, и насколько она существенна. Тратить свое время на затраты, которые составляют менее 1% от общей суммы, не имеет смысла.

Даже если вес статьи существенен, она может быть неконтролируемой. Тогда сократить ее не выйдет.

Классификация затрат

Для успешного управления не стоит скидывать все издержки «в один котел». Для начала их стоит распределить на группы. Чаще всего затраты делят на переменные и постоянные или прямые и косвенные, или объединяют эти две группировки.

  Постоянные Переменные
Прямые

— амортизация оборудования;
— основная зарплата производственного персонала и так далее;

— сдельная зарплата производственного персонала;
— расходы на доставку готовой продукции;
— сырье и материалы и так далее;

Косвенные

— зарплата административно-управленческого персонала;
— коммунальные услуги;
— услуги банков, аудиторов и так далее.

— электроэнергия для производства;
— ремонт оборудования и так далее.

Распределение косвенных затрат

С прямыми затратами проблем обычно не возникает, они сразу учитываются в себестоимости конкретного продукта. А вот косвенные издержки нужно распределять относительно какой-то базы. В качестве такой базы выбирают какую-либо статью переменных расходов, например, затраты на сырье и материалы или заработную плату производственных рабочих.

Выбор метода калькуляции себестоимости

Самые популярные методы — это директ-костинг и абзорпшен-костинг.

Direct-costing — делим все затраты на переменные и постоянные. При расчете себестоимости учитываются только переменные расходы. А постоянные затраты вычитаются из прибыли периода без распределения на каждый вид продукции.

Absorption-costing — все затраты распределяются между реализованной продукцией и остатками готовой продукции на складе.

Выбор метода зависит от специфики предприятия. Директ-костинг рекомендуют использовать всем компаниям, так как он дает возможность более гибкого ценообразования. Абзорпшен-костинг подойдет фирмам, где производят одну или несколько номенклатур.

Анализ безубыточности

Точка безубыточности — это такая выручка компании, при которой она покрывает все свои издержки и не получает прибыль, то есть работает в ноль. Точка безубыточности дает понимание о необходимом уровне продаж. Выручка, полученная сверх точки безубыточности, будет формировать прибыль предприятия.

Анализ точки безубыточности показывает запас финансовой прочности, зависимость прибыли от роста объема продаж и сокращения расходов и так далее. 

Рекомендуем вам облачный сервис Контур.Бухгалтерия для учета всех видов издержек, ведения бухучета, начисления зарплаты и сдачи отчетности. В сервисе есть управленческие отчеты для руководителя, он поможет следить за издержками, проводить финансовый анализ и получать рекомендации по улучшению работы предприятия. Всем новичкам мы дарим бесплатный пробный период на 14 дней.

Контур.Бухгалтерия

В веб-сервисе Контур.Бухгалтерия есть всё для удобной работы

  • Легко ведите учёт и заводите первичку
  • Выставляйте счета со смартфона
  • Отправляйте отчётность через интернет
  • Сервис расчитает налоги и напомнит о платеже
  • Начисляйте зарплату, больничные, отпускные
Попробовать бесплатно
Вам будут интересны статьи по теме «Управленческий учет»
Методы принятия управленческих решений

Бизнес требует регулярных выборов — от простых и рутинных до стратегических. Расскажем о методах принятия управленческих решений и практических инструментах, которые помогают руководителю.

, Елена Космакова
Альтернатива управленческому анализу в Excel

Начинающие предприниматели часто ведут финансовый учет в таблицах Excel — и это прекрасно. Таблицы помогают контролировать деньги в бизнесе, приучают к управленческой дисциплине. Минус один — такой метод учета требует много вашего внимания. Расскажем, как можно управлять деньгами, тратя на это минимум времени.

, Елена Космакова
Управленческий учет на примерах

Управленческий учет помогает понять, получает компания прибыль или терпит убыток, как планировать платежи и закупки, когда можно вывести деньги из бизнеса. Расскажем на примерах о трех главных управленческих отчетах, которые помогут контролировать деньги в бизнесе.

, Елена Космакова