Как вести малый бизнес?

Любой начинающий предприниматель старается учиться на чужих ошибках и вводит в поисковую строку Яндекса или Гугла запросы в духе: “С чего начать свое дело”, “Свой бизнес с нуля” и “Как вести малый бизнес”. В этой статье мы хотим рассказать о важных опорных точках, которые помогут малому бизнесу окрепнуть.

Как вести малый бизнес

Клиенты и продажи

Предприниматель получает доходы за организацию производства и труда, риск, инновации и проявление своих личных предпринимательских способностей. При этом источник доходов — это ресурсы клиентов, которых удалось привлечь, заинтересовать своим товаром или услугой, получить от них оплату и, возможно, заручиться их постоянным интересом.

И это известная истина: главный фокус внимания при ведении бизнеса — это клиенты и продажи. Важно понимать, кто является вашим клиентом, насколько разнообразна эта аудитория, как к ней следует обращаться, и где водятся все эти люди. Это позволит целенаправленно привлекать новых клиентов, изучать их реакции, вести с ними продуктивную работу, чтобы они переходили в разряд стабильных покупателей и советовали ваши товары или услуги своим друзьям и знакомым. 

Не менее важный момент — продажи. При каких условиях и в какое время клиент готов совершить покупку, зависит ли его решение перечислить свои деньги на ваш счет от каких-то сопроводительных услуг, скидок, условий доставки, вашей гибкости и массы других деталей, которые уже зависят от специфики бизнеса. 

Если владелец малого бизнеса хочет эффективной работы и стабильного роста, то около половины своего ресурса он должен посвятить продажам и работе с клиентами. Это обстоятельство надо учитывать уже при написании бизнес-плана. Иногда предприниматель занимается работой с клиентами лично, чтобы держать важное направление под своим контролем, иногда он делегирует часть задач доверенным сотрудникам. Но планировать, задавать вектор работы, озвучивать задачи — это функция руководителя.

Работа с клиентами включает два базовых направления:

  • Привлечение новых клиентов с помощью рекламы, соцсетей, работы над своим сайтом, писем, звонков и т. д.
  • Удержание старых клиентов с помощью подарков, скидок, человечного отношения, интереса к их мнению, информационной помощи и т. д. 

Лояльные клиенты помогают компании пережить сложные времена, помогают экономить средства, которые могли пойти на дополнительную рекламу, приводят в компанию новых покупателей. Стабильные клиенты — очень важное направление работы, и вернуть потерянного клиента гораздо сложнее, чем вовремя заинтересовать и удержать его. Руководитель бизнеса должен постоянно придумывать и испытывать разные способы привлекать новых покупателей и удерживать существующих.

Еще один важный фокус внимания — каналы продажи ваших товаров или услуг. Клиенты должны проявлять свою лояльность активно и делать у вас покупки снова и снова. Ищите способы увеличивать продажи, делать комплексные продажи, придумывайте акции, находите выгодные каналы сбыта. Постоянно пробуйте новые формы продажи и укрепляйте хорошо работающие методы. Если у вашего бизнеса будет много клиентов, и вы будете много им продавать, то остальные задачи будут решаться гораздо легче. 

Организация учета и отчетности

Всякий бизнес требует уплаты налогов, а при наличии сотрудников — еще и взносов во внебюджетные фонды, сдачи отчетных документов в разные контролирующие органы. Руководитель малого предприятия может самостоятельно заняться организацией налогового и бухгалтерского учета, особенно если он имеет подготовку в этой сфере. Но в таком случае ему стоит обратить внимание на бухгалтерские программы или онлайн-сервисы, которые снимают львиную часть рутинных забот с предпринимателя и помогают организовать деятельность в соответствии с законом. Программа или сервис помогут вам создавать первичные документы и вести Книгу учета, подскажут, когда и какие документы нужно отправить в налоговую или Пенсионный фонд, автоматически сформируют отчетность на базе тех данных, которые вы вводили в течение всего отчетного периода.

Если руководитель не готов документировать дела компании самостоятельно, то можно передать эти задачи опытному бухгалтеру. Малые предприятия не всегда готовы брать учетного специалиста в штат, и хорошей альтернативой становится бухгалтерский аутсорсинг. Услуги удаленной бухгалтерии стоят дороже чем покупка бухгалтерской программы или сервиса, зато владелец бизнеса сможет всего себя посвятить развитию предприятия. В этом случае надо помнить, что ответственность за возможные нарушения все равно несет директор компании. А значит выбирать обслуживающую бухгалтерию нужно тщательно. Мы уже писали, на какие критерии нужно обратить внимание.

Ведите учет экспорта и импорта в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Простой учет, зарплата и отчетность в одном сервисе

Ставьте цели и задачи, формируйте план

Поставленная цель позволяет сосредоточенно двигаться к ней, особенно если она разбита на реалистичные задачи и более мелкие цели. Хороший план по выполнению целей сопровождается расчетами: сформируйте оптимистический, пессимистический и оптимальный планы, сверяйтесь с ними, чтобы понимать, куда вы движетесь и есть ли возможность улучшить положение. Определите для себя главное направление, базовую стратегию и гните свою линию. И, конечно, оформлять организацию и начинать деятельность нужно, только после того как просчитана вся бизнес-цепочка. Пусть вас не вводит в заблуждение то обстоятельство, что малый бизнес не требует больших вложений. Это не означает, что можно приступить к делу, чтобы потом разобраться “как-нибудь”.

Ваши сотрудники должны знать, к каким показателям стремится компания, так ваш бизнес будет устойчивее. При этом сохраняйте деловую дистанцию с работниками, не будьте с ними “друзьями”, хотя в малом бизнесе это часто случается, оставайтесь на “вы”. Еще один сомнительный ход — пригласить друзей и знакомых в качестве сотрудников.

Если вы упорно работаете, а ваши стратегические планы и цели по-прежнему далеки от реализации, — ищите более доходные ниши и идеи. Бизнес — это извлечение прибыли, а не преданность однажды взятому курсу. И хороший руководитель бизнеса — тот, кто получает больше прибыли. В перспективе это дает возможность меньше работать и больше внимания уделять организации и новым планам. Предприниматель не должен превращаться в работника на своем собственном предприятии, его дело — планировать, организовывать и вести свою команду. А для этого нужно постоянно держать голову “над водой” и сохранять критичность взгляда.

Измеряйте показатели

В бизнесе полезно считать деньги в целях управленческого планирования. Например, если практика показывает, что средний чек в вашей деятельности — 8 000 рублей, то вы знаете, сколько клиентов нужно привлечь, чтобы добиться месячной выручки в 80 000 рублей. 

Стоимость привлечения одного клиента — тоже важный показатель. Допустим, вы потратили 10 000 рублей на рекламную кампанию, это помогло вам привлечь 20 клиентов, значит каждый новый покупатель стоил вам 500 рублей. При среднем чеке в 8 000 рублей и марже в 50% (то есть, 4 000 рублей), вы понимаете, что каждый клиент приносит вам 3 500 дохода, которые должны покрыть ваши остальные расходы и составить вашу прибыль. Выясните, сколько вы тратите на удержание клиента по сравнению с привлечением нового клиента.

Следите за такими показателями, как рентабельность, чистая прибыль, наблюдайте за ними в динамике. Изучите начала финансового анализа и управленческого учета, это поможет вам понимать, идет ли ваше дело в гору, не пора ли изменить точку приложения сил. Уделяйте внимание важным контрольным точкам вашего бизнеса, делегируйте задачи доверенным специалистам, освобождайте собственные ресурсы для организации и планирования, и у вас будет больше рычагов для влияния на ситуацию.


Создание франшизы

У вас эффективный бизнес, и вы хотите расширяться за счет продажи франшизы. С чего начать и что ждет новичка на этом пути? Расскажем в статье.

В чем разница между франчайзингом и франшизой

Многие предприниматели начинают с покупки франшизы — это хороший способ избежать массы рисков, с которыми связан любой стартап. И для начала стоит разобраться в понятиях: франчайзи, франшиза, франчайзер, франчайзинг. В статье разложим по полочкам термины и поясним, каким законам подчиняется франшиза и все, что с нею связано.

Какую франшизу выбрать?

Если вы хотите начать бизнес “с гарантией”, то покупка франшизы — хороший вариант. Тогда главные вопросы — как выбирать франшизу, сравнивать предложения и снижать риски? Расскажем в статье о рейтингах франшиз и приведем чек-лист проверки проекта.

Плюсы и минусы франшизы

Проверенный цивилизованный способ начать бизнес — купить франшизу. У такого бизнес-старта есть много плюсов, но есть и минусы. А некоторые минусы совсем не очевидны и связаны с серьезными рисками и ограничениями. В статье расскажем о “светлой” и “темной” стороне франчайзинга.

Как открыть франшизу с нуля

Почитав про франшизу, некоторые хотят попытать счастья. Открытие франшизы для начинающего предпринимателя — это инвестиция в предприятие, которое уже доказало свою жизнеспособность. В статье опишем, как стать франчайзи без серьезных вложений, какие препятствия на этом пути неизбежны и как научиться их преодолевать.

Что будет доступно
на 14 дней
Бесплатно на 14 дней
Доступно
 Бесплатная техподдержка
 Автоматические обновления сервиса
 Анализ сделок и долгов клиентов
 Проверка контрагентов
 Выставление и отправка счетов онлайн
 Ведение бухгалтерии
 Распознавание сканированных товарных накладных (до 5 раз)
 Справочно-правовой модуль
 Финансовый анализ
 Курсы по бухучёту для директоров
Недоступно
Отправка отчетов через интернет
Сверки с ПФР и ФНС
Письма в ПФР и ФНС
Подготовка отчетности в ПФР, ФСС, ФНС
По окончании бесплатного периода
возможности будут ограничены, однако данные останутся
и вы сможете продолжить работу после оплаты