Как сдавать отчетность по ООО в 2022 году?

Отчетность — это способ рассказать государству о своей финансовой и хозяйственной деятельности. Грамотная и своевременная подготовка отчетов помогает не только избежать кары со стороны налоговой или фондов — отчетные документы могут стать базой для важных управленческих решений. Сегодня мы расскажем, как готовить и сдавать отчетность по организации.

Как сдавать отчетность по ООО

Поговорим об ответственности. По закону именно директор организует хранение документов, подписывает важные бумаги, регистрирует ООО и несет ответственность за организацию бухучета и сдачу отчетности. Бухгалтер (или главный бухгалтер) тоже отвечает перед законом за разработку учетной политики предприятия, ведение бухучета, уплату налогов и взносов, своевременное предоставление достоверной отчетности. Если в штате нет бухгалтера, то полную ответственность несет руководитель компании — вплоть до административной и уголовной. 

Какие отчеты необходимо готовить и когда их сдавать — зависит от налогового режима организации. ОСНО, упрощенка, патент или совмещение разных налоговых режимов требуют отчитываться перед налоговой, фондами и Росстатом разными документами. Мы перечисляли отчеты, которые должны сдавать организации на разных формах налогообложения в течение года. Теперь важно рассказать, какие правила следует соблюдать при подготовке отчетности.

Формирование первичной документации

Первичные документы — это основа бухучета и бухгалтерской отчетности. Они подтверждают факт хозяйственных операций. Первичный документ — счет, акт, накладная — это письменное доказательство того, что хозяйственная операция была реализована. Документ составляется в момент совершения операции или сразу после ее завершения. В первичных документах могут отражаться, например, такие операции: 

  • закупка сырья для производства;
  • закупка оборудования и инструментов;
  • траты на производственную деятельность;
  • отгрузка и продажа продукции;
  • движение производимой продукции.

Основные виды первичных документов — это счета-фактуры, платежные квитанции, платежные поручения, расходные накладные, акты выполненных работ, приходные и расходные ордера.

Первичный документ содержит сведения о хозяйственной операции. Некоторые бланки первичных документов причисляются к бланкам строгой отчетности. Основная цель первичного документа — подтверждение юридической силы реализованной хозоперации. Получается, первичка сохраняет информацию обо всех хозяйственных операциях предприятия. Она хранится для нужд организации и для предоставления контролирующим органам по требованию. 

Закон требует, чтобы на первичных документах были проставлены все учрежденные реквизиты, иначе документ не имеет юридической силы:

  • наименование формы;
  • код формы;
  • дата заведения документа;
  • название организации — составителя документа;
  • суть реализованной хозоперации и ее измерители (в денежном и натуральном виде);
  • должность ответственного сотрудника, который следил за ходом операции и документировал процесс;
  • подписи ответственных сотрудников с расшифровкой.

При желании организация может дополнить первичный документ другими данными. Документы составляются на унифицированных бланках, заполняются черными или синими чернилами, исправлять информацию можно только зачеркиванием ненужных данных и внесением верных, никакие подчистки не допускаются. Первичка может оформляться на бумажных или электронных носителях, закон допускает использовать в деятельности электронные первичные документы, но они должны быть заверены электронной цифровой подписью. 

Ведите учет экспорта и импорта в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Простой учет, зарплата и отчетность в одном сервисе

Учетные регистры организации и счета бухучета

Первичные документы накапливаются и распределяются по учетным регистрам. В них собрана информация обо всех хозяйственных операциях организации. Операции необходимо своевременно отражать на счетах бухучета — в соответствии с данными первички. В течение месяца нужно вносить суммы поступления и выбытия в денежном выражении в таблицы дебета и кредита. 

К ведению счетов нужно относиться внимательно и фиксировать в них все операции по первичным документам, иначе контролирующие органы могут не признать часть расходов, что приведет к доначислению налогов.

Начисление зарплаты, взносов и налогов

Если у организации есть штат сотрудников, то важно оформлять в срок начисление зарплаты, а также документы по начислению НДФЛ с зарплаты и страховых взносов за работников. 

Своевременный расчет налогов и их начисление — тоже важное мероприятие. Когда налоги начислены и отражены в учете (сумма налога отнесена в расходы организации), происходит их уплата.

Составление отчетности

При организации бухгалтерского и налогового учета важно убедиться, что все процессы происходят правильно: формируются грамотно составленные первичные документы, они накапливаются на регистрах учета, на этой базе составляется отчетность.

Перед самим мероприятием по составлению отчетности лучше провести инвентаризацию статей баланса, провести проверку записей на счетах и исправить выявленные ошибки. Закрыть счета и выявить финансовые результаты по основному и прочим видам деятельности, выявить чистую прибыль и провести реформацию баланса. А затем зафиксировать операции, которые были проведены уже после отчетного периода. Такая подготовительная работа поможет поддержать порядок в учете и избежать взысканий.

Многие организации ведут учет в бухгалтерских программах или онлайн-сервисах, где формирование отчетности, как правило, автоматизировано: система сама берет данные из нужных таблиц и документов, затем проставляет их в поля соответствующих форм отчетности. После чего документ остается только распечатать, подписать и отнести в контролирующий орган, либо поставить электронную подпись и отправить по назначению прямо из сервиса через интернет. Многие системы умеют осуществлять предварительную проверку отчетности, и тогда пользователь может быть уверен, что его отчет будет принят с первого раза. Если в организации обязателен аудит, отчетность подписывается только после аудиторского заключения.

Если же организация ведет учет “вручную”, то нужно особенное внимание, чтобы не допустить ошибок. Важно применять актуальные бланки отчетности, находить в сети образцы заполнения бланков и инструкции, которые помогут подготовить правильный отчет. При формировании отчета на бумажном носителе необходимо подготовить два экземпляра: один остается в налоговой (фонде, Росстате), другой с пометкой о принятии будет храниться в организации на случай проверок. При отправке отчета в электронном виде его также стоит распечатать, заверить подписью и печатью и хранить для предъявления при проверках.

И еще одно важное обстоятельство. Федеральный закон “О бухгалтерском учете” редактируется и обновляется почти ежегодно, а значит меняются требования к отчетности. Бухгалтеру нужно быть в курсе последних изменений законодательства, чтобы справиться с задачей по подготовке и сдаче отчетности. А соблюсти сроки сдачи расчетов и деклараций поможет бухгалтерский и налоговый календарь, который можно найти в любой крупной справочно-правовой системе.


Единый налоговый платеж с 2023 года: что изменится и как к этому подготовиться

С января 2023 года почти все обязательные платежи мы будем перечислять на единый налоговый счет. Порядок уплаты поменяется почти для всех. В статье разбираем, как с будущего года платить налоги и как подготовиться к переходу.

Как заполнить декларацию 3‑НДФЛ

Предприниматели на ОСНО отчитываются перед налоговой, ежегодно сдавая форму 3-НДФЛ: показывают в ней доходы, расходы и рассчитывают налог. Расскажем, как заполнить декларацию правильно.

Расшифровка выписки по расчетам с налоговой

При сверке с налоговой мало выполнить регламент, нужно еще расшифровать документы и заявить о своем несогласии, если некоторые ваши платежи потерялись. Расскажем, какие документы получают при сверке налогоплательщики, как их расшифровать и что после сверки можно сделать.

Форма 1‑турфирма

Туристические фирмы и предприниматели, которые работают в туризме, сдают в Росстат отчет 1-турфирма. Расскажем, как его заполнить.

Отсрочка по УСН 2022

В качестве одной из мер поддержки власти разрешили плательщикам УСН перечислить позже налог за 2021 и аванс за 1 квартал 2022 — и перенесли срок уплаты на полгода. Расскажем, какие условия надо выполнить для отсрочки и как платить налог после нее.

Что будет доступно
на 14 дней
Бесплатно на 14 дней
Доступно
 Бесплатная техподдержка
 Автоматические обновления сервиса
 Анализ сделок и долгов клиентов
 Проверка контрагентов
 Выставление и отправка счетов онлайн
 Ведение бухгалтерии
 Распознавание сканированных товарных накладных (до 5 раз)
 Справочно-правовой модуль
 Финансовый анализ
 Курсы по бухучёту для директоров
Недоступно
Отправка отчетов через интернет
Сверки с ПФР и ФНС
Письма в ПФР и ФНС
Подготовка отчетности в ПФР, ФСС, ФНС
По окончании бесплатного периода
возможности будут ограничены, однако данные останутся
и вы сможете продолжить работу после оплаты