Планируя открыть ООО и начать бизнес подумайте о том, кто будет вести вашу бухгалтерию. Не стоит откладывать это дело до первой отчетности.
Зарегистрировали ООО не больше 3 месяцев назад?
Тогда дарим вам 3 месяца работы в Контур.Бухгалтерии — онлайн-сервисе для учета, налогов, зарплаты и сдачи отчетности через интернет.
Какие законы и документы регламентируют бухучет?
Организации обязаны вести бухгалтерский учет независимо от налогового режима и формы собственности (Федеральный закон 402-ФЗ “О бухгалтерском учете”). Также субъекты малого бизнеса имеют право на применение упрощенной бухгалтерской отчетности с сокращенным планом счетов.
Ещё один блок документов — федеральные стандарты бухучета (ФСБУ), которые поясняют, как на практике вести учет.
И еще один документ - план счетов бухгалтерского учета. Компания формирует и утверждает собственный план счетов на основании этого плана.

Как начать бухучет в ООО?
Бухгалтерская отчетность сдается один раз в году, но бухучет ведется систематично, чтобы избежать лишней суеты перед отчетностью и ошибок в отчетах. Первый бухучет в ООО начинается еще до первой сделки. Сразу после получения документов о регистрации организации можно формировать локальные нормативные акты для регулирования бухучета в компании: учетную политику, план счетов и формы первичных документов.
Что такое учетная политика организации?
Учетная политика — это свод правил бухучёта и плана счетов. Организация имеет право самостоятельно разрабатывать её. После формирования учетной политики директор утверждает её в течение 90 дней после регистрации организации.
В маленькой организации учетную политику принимают один раз на срок работы предприятия. Но при необходимости в него вносятся изменения: если у фирмы появляется новое направление деятельности или происходят изменения в законах и нормах. Учетная политика влияет на показатели финансового состояния организации, нельзя недооценивать ее значение при составлении.
Контролирующие органы при проверках в первую очередь запрашивают учетную политику организации. Пропишите в ней особенности бухучета бизнеса со ссылками на законодательные акты, чтобы при проверке инспектор не трактовал их иначе.

Учетная политика в онлайн‑бухгалтерии
Ознакомьтесь с образцами учетной политики для ООО и ИП на УСН в веб-сервисе для малого бизнеса Контур.Бухгалтерия.
В учетной политике описывается бухгалтерский и налоговый учет. В разделе о бухучета заполните:
- Положение о лице, которое отвечает за бухучет: это может быть директор, бухгалтер или бухгалтерия на аутсорсе..
- Методы оценки активов и обязательств.
- Способы контроля хозяйственные операции.
- Типы классификации доходов и расходов компании: выделите отдельно доходы и расходы от прямой деятельности и остальные.
- Рабочий план счетов и регистры бухучета.
- Формы первичных документов.
- Форма пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках.
- Правила документооборота и технология обработки учетных данных.
- Критерий оценки ошибки для признания ее существенной.
- Список сотрудников, которые имеют право подписывать документы.
- Другие правила и принципы, которые влияют на организацию бухучета.
Для налогового учета важно прописать правила для исчисления налогов:
- Регистры налогового учета.
- Порядок дифференциации расходов на прямые и косвенные — необходимо для расчета налога на прибыль.
- Метод оценки незавершенного производства и метод оценки при реализации покупных товаров или при запуске в производство производственных запасов.
- Принцип расчета себестоимости продукции и покупных товаров.
- Принцип переноса стоимости имущества в материальные расходы: сразу после ввода в эксплуатацию или в течение нескольких отчетных периодов.
- Принцип начисления амортизации имущества.
- Принципы создания и использования резервов.
Каждая организация составляет учетную политику, исходя из специфики своего бизнеса. Лучше доверить работу над этим документом профессионалу, так как он важен для всей дальнейшей работы организации. .
Если в учетной политике не прописать основные положения, то компании выставят штраф — 10 000 ₽. При повторном нахождении нарушений штраф увеличится, а административным лицам грозит дисквалификация.
Первичные документы и план счетов
Первичные документы — это база для ведения бухучета. К первичке относятся платежные поручения, акты приемки, кассовые приходно-расходные ордера, счета, товарные накладные и счета-фактуры. Организации могут самостоятельно разработать их форму, главное внести обязательные реквизиты:
- Наименование документа, т.е., финансово-экономическое содержание хозяйственной операции.
- Юридическое название организаций, которое участвует в операции. Иногда указываются юридические адреса и банковские реквизиты участников.
- Дата составления документа.
- Содержание хозяйственной операции и ее измерители.
- Подписи ответственных лиц, которые имеют право подписывать первичку.
Компания может и не разрабатывать собственную форму, а использовать стандартные.
Ведение бухгалтерии в ООО или ИП
После подготовительного этапа начинается ведение бухгалтерии. Этот процесс включает в себя:
- Создание внутренних и сбор внешних первичных документов, их проверка, обработка, исполнение и подшивка документации.
- Фиксация на счетах бухучета всех хозяйственных операций на основании данных первички.
- Ведение регистров бухучета.
- Начисление зарплаты.
- Расчет и уплата страховых взносов по сотрудникам.
- Расчет и уплата обязательных налоговых платежей и сборов.
- Составление и сдача отчетности.
В ведении бухгалтерии много тонкостей, поэтому следует хорошо подготовиться, если вы планируете вести бухгалтерию самостоятельно. Так вы избежите неопределенностей, ошибок и штрафов. Большинство организаций предпочитают передать бухгалтерию в руки бухгалтеров, чтобы освободить время и быть уверенными в правильности учета.
Зарегистрировали ООО не больше 3 месяцев назад?
Тогда дарим вам 3 месяца работы в Контур.Бухгалтерии — онлайн-сервисе для учета, налогов, зарплаты и сдачи отчетности через интернет.