Как оценить работу бухгалтера


Как оценить работу бухгалтера

Практика показывает: правильность учета зависит от опыта и квалификации бухгалтера. Но важны и внешние критерии качества работы:

  • Правильность ведения регистров бухучета.
  • Своевременная и быстрая обработка первичных документов, формирование проводок и подготовки налоговой и бухгалтерской отчетности.
  • Правильное заполнение налоговой и бухгалтерской отчетности, отсутствие замечаний со стороны налоговой.
  • Соблюдение трудовой дисциплины, предложения по улучшению работы бухгалтерии.

Если руководитель не разбирается в бухучете, ему придется либо проверять своего бухгалтера косвенным образом, либо постепенно вникать в тонкости бухгалтерии. Еще можно ввести нормативы выполнения бухгалтерских задач, чтобы оценить агруженность бухгалтера. 

Порядок в бухгалтерии как показатель качества работы

Большинство директоров отказываются от личного контроля бухгалтерской работы. Считается, что показатель качества бухгалтерского обслуживания — это порядок и спокойствие в бухгалтерии. Когда учетный сотрудник вовремя и без ошибок рассчитывается с клиентами, считает налоги и взносы, составляет и в срок отправляет отчетность, это говорит о правильном ведении учета. Косвенный признак — отсутствие жалоб со стороны контрагентов и сотрудников предприятия, отсутствие штрафов, пеней и претензий со стороны контролирующих органов и фондов.

Проверка и оценка бухгалтера с помощью сторонних специалистов

Директор может пригласить профессионала, который устроит контрольную проверку в бухгалтерии и проведет аудит. Главное — уверенность в экспертности приглашенного ревизора, который проверит, насколько правильно и аккуратно ведется отчетность и заполняются документы.

Некоторые директора идут дальше и используют искусственный метод проверки: присылают «подставных» инспекторов, которые имитируют налоговую проверку. Это помогает выявить возможные ошибки в учете и понять, как ведет себя бухгалтер в такой неожиданной ситуации.

И еще один метод проверки — отправлять бухгалтера на тестирования и курсы повышения квалификации.

Проверка в ходе регулярных бесед

Стандартный и действенный метод — рабочие беседы директора с бухгалтером. В ходе этих «финансовых коммуникаций» решаются задачи:

  • Руководитель знакомится с бухгалтерским балансом, налоговой отчетностью и понимает значение цифр из них, а бухгалтер дает разъяснения по суммам, которые вызвали вопросы.
  • Руководитель просит готовить для него документы, нужные для финансового анализа: оборотно-сальдовую ведомость, отчет о прибылях и убытках и остальное. Бухгалтер поясняет значение каждой строки, и у руководителя появляется информация для управленческого учета и планирования.
  • Директор выясняет, как сам бухгалтер оценивает результаты своей работы, какие встречает проблемы, из-за чего они возникают и способы их решения. Это дает понять, как можно помочь развиваться бухгалтеру, чтобы в дальнейшем доверять задачи посложнее. Еще в ходе бесед становится очевидно, справляется ли бухгалтер с обязанностями, нужна ли помощь и на какую зарплату он рассчитывает.
  • Директор и бухгалтер намечают важные задачи и ставят цели на будущее. Это помогает оптимизировать оргпроцессы в компании и эффективнее работать.
Ведите учет экспорта и импорта в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Простой учет, зарплата и отчетность в одном сервисе

Проверка с помощью введения нормативов

Для оценки загрузки бухгалтера руководителю не избежать введения нормативов. Обработка документов и составление проводок — трудоемкий процесс в учете. Поэтому стоит рассчитать трату времени бухгалтера на работу с документами. Что можно сделать для этого:

  • Найдите нормативы в открытых источниках с результатами иследований по нормированию труда.
  • Самостоятельно проведите замеры с бухгалтером: засеките время работы с бухгалтерской программой или запросите эти данные у сотрудника.
Пример. Установили, что бухгалтер вводит платежное поручение в программу за 2 минуты. В течение дня бухгалтер создал 30 платежек — значит, затратил час рабочего времени. В случае с накладной «шапка» заполняется за две минуты, каждая строка накладной — одну минуту. Бухгалтер заполнил 50 накладных с общим количеством строк 260. Значит он затратил 50*2 + 260 = 360 минут, т. е. 6 часов рабочего времени.

Так же поступите с другими процессами, которые выполняет бухгалтер. Но помните, что бухгалтер тоже человек, и точно оценить его трудозатраты по всем видам работ не получится.

Надеемся, практика и внимательное отношение к задачам учета помогут вашему предприятию сформировать собственные методы оценки, и это оптимизирует работу бухгалтерии!

Контур.Бухгалтерия
В веб-сервисе Контур.Бухгалтерия есть всё для удобной работы
  • Легко ведите учёт и заводите первичку
  • Отправляйте отчётность через интернет
  • Сервис расчитает налоги и напомнит о платеже
  • Начисляйте зарплату, больничные, отпускные
Попробовать бесплатно
Вам будут интересны статьи по теме «Бизнес-будни»
Код вычета 126 в приложении 6‑НДФЛ

В приложении к 6-НДФЛ «Справка о доходах и суммах налога физлица» для каждого вычета следует указывать код. Так налоговики видят, за счет чего с каждого конкретного человека в бюджет поступает меньше налога на доходы физлиц. Код 126 — для стандартного вычета на первого ребенка, раньше он ставился и в справке 2-НДФЛ. Разберемся подробнее, в чем особенности вычета, где указывать код и какие коды предусмотрены для второго и следующих детей.

, Елизавета Кобрина
Что такое УИН

Это специальный код, который вписывается в платежное поручение, чтобы деньги дошли до получателя. Он помогает правильно идентифицировать бюджетные поступления. Разберемся, когда УИН необходим, как его узнать и где указывать в документе.

, Елизавета Кобрина
Сроки хранения документов в организации

Организации и предприниматели должны хранить документы, которые касаются налогов, бухгалтерии и кадров. Некоторые бумаги нужно беречь до 50 и 75 лет, даже если бизнес давно закрылся. В статье расскажем о сроках хранения, штрафах за нарушения и способах упростить эту задачу.

, Елена Космакова