Профессиональное выгорание работников


Профессиональное выгорание работников

Какой статус сегодня у явления “профессиональное выгорание”?

С 2019 года «профессиональное выгорание» — это официальный медицинский диагноз, который признала ВОЗ (код QD85 в международном классификаторе болезней МКБ-11). Так что страны “первого мира” и, возможно, Россия движутся к тому, чтобы считать “выгоревшего” сотрудника больным со всеми вытекающими из этого финансовыми и юридическими последствиями для работодателя.

Признание феномена, впервые обнаруженного еще в 1974 году, официальной медициной требует от всех участников трудового процесса перестать относиться к нему неформально и легкомысленно. По словам врачей, изучавших это состояние, профессиональное выгорание действительно угрожает здоровью человека. Оно отрицательно сказывается на свойствах префронтальной коры головного мозга, а также может привести к развитию сердечно-сосудистых осложнений, не говоря уже о болезнях нервной системы.

Это просто сильная усталость?

Нет. Усталость — это временный (впрочем, бывает и «хроническая усталость») упадок сил, который восстанавливается отдыхом. Отдохнув (например, на выходных или в отпуске) такой сотрудник возвращается к работе с новым интересом или, по меньшей мере, с первоначальным уровнем работоспособности. 

«Выгорающему» сотруднику же отдых не помогает: эффективность его работы и субъективная удовлетворенность рабочим процессом падает ниже, пока не дойдет до срыва — как плана, так и нервного. Часто он даже не может осознать, что с ним происходит, пока не приходит в беспомощное состояние.

Ведите учет экспорта и импорта в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Простой учет, зарплата и отчетность в одном сервисе

Значит, это депрессия?

К счастью, нет. Депрессия охватывает все стороны жизни. Человеку в клинической депрессии буквально весь свет не мил — не то что работа. «Выгорельцу» же не мила как раз его профессиональная деятельность, даже если он сам не может это осознать. 

При этом, безусловно, профессиональное выгорание может стать спусковым механизмом депрессии, особенно, если главным источником удовлетворенности от жизни у человека как раз и была его работа. Так что профилактика профессионального выгорания играет значительную роль в предупреждении депрессии и суицида.

Как показывают многочисленные социологические исследования, в России для большинства населения экзистенциальный фокус находится в сфере семьи, поэтому профессиональное выгорание в России не столь опасно. Но не стоит недооценивать риски этого состояния.

Кто чаще всего страдает от профессионального выгорания?

Первыми это заболевание «выкашивает» сотрудников, занятых в сфере прямых коммуникаций и переговоров. Такие работники (менеджеры, сотрудники call-центров, кадровики, переговорщики) находятся в ситуации перманентного стресса. Они вынуждены осознавать себя «лицом» компании и при этом часто сталкиваются с грубостью, отказами и негативной обратной связью. Специфика их работы не позволяет как-то переключиться и уйти с этого потока. 

Семейные сотрудники с детьми страдают от выгорания чаще одиночек. Коммуникация с близкими и решение семейных и бытовых задач отнимает немало ресурса, хотя и считается залогом психологической устойчивости.

Также выгорание часто наступает у сотрудников, вынужденных регулярно сталкиваться с перегрузкой и «дедлайнами». В малых и сверхмалых коммерческих организациях, в молодых компаниях в связи с многозадачностью, которая требуется от рядового сотрудника, риск выгорания намного выше, чем в средних, крупных и государственных компаниях с устоявшейся организацией. Люди, склонные брать на себя все сразу, но при этом не способные к эффективному тайм-менеджменту — просто классические жертвы выгорания. Эта же ситуация губит и неопытных руководителей.

Профессиональное выгорание может неожиданно настигнуть даже после сезона отпусков, когда на сотрудника неожиданно сваливается неподъемная лавина отложенных задач, особенно если отпуск прошел не слишком хорошо. Не способствует психофизиологической устойчивости и наступление холодного и темного сезона.

Ведите учет экспорта и импорта в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Простой учет, зарплата и отчетность в одном сервисе

Как распознать выгорание?

Первый тревожный знак о том, что работник не «просто устал», заключается в систематическом снижении интереса к рабочему процессу и работоспособности. Это не компенсируется стандартным положенным отдыхом. Также вокруг работника возникает больше конфликтов. При этом сам работник чаще всего играет в конфликтах пассивную роль, его «клюют», а он отбивается из последних сил.

Иногда такой работник может без всякой видимой причины начать вести печальные разговоры, заражая своим пессимизмом коллег. При этом он сохраняет лояльность, что радикально отличает его от сотрудника, который на самом деле не хочет у вас работать. Увы, как правило «выгорают» именно наиболее лояльные работники с повышенным чувством ответственности, а также работники, вынужденные выполнять работу за новичков и медлительных коллег.

Если выгорание зашло уже далеко, к апатии и раздражительности могут добавиться психофизические симптомы — снижение частоты пульса и мускульного тонуса, головокружение, рост тревожности. Обостряются хронические заболевания, случаются обмороки. 

Часто профессиональное выгорание проявляется совершенно иначе у руководящего состава, чем у рядовых сотрудников. Начальник, который не смог успешно разобраться с планированием и чувствует наступающий провал, часто погружается в деятельность, имитирующую работу и решение проблем. При этом повышается его агрессивность и ложная уверенность в себе. А когда неизбежный провал все-таки наступает, он проходит по такому руководителю буквально «гусеницами танка».

Как лечить и профилактировать выгорание?

Профилактика профессионального выгорания на первый взгляд достаточно проста, но лишь в форме рекомендаций. Воплотить их на практике будет гораздо сложнее.

Прежде всего предотвратить профессиональное выгорание помогает качественная организация труда. Это соответствие назначенных задач навыкам и состоянию здоровья работника. Также это ритмичность трудового процесса — без прессинга и переработок.

На второе месте можно поставить условия для психологического отдыха. Отдых не должен быть формальным: человек должен переключаться на другие виды деятельности, а не просто брать паузу. Если ваш менеджер устал от обзвонов и «злых лиц», самое время дать ему задачи, не связанные с коммуникацией. Позвольте ему меланхолически разобрать какие-нибудь документы или съездить на просмотр помещения. В крупных организациях, которые могут себе это позволить, предусмотрена ротация сотрудников между отделами. Статистически доказано, что такая ротация снижает «текучку» кадров внутри самого отдела.

Наконец, регулярный мониторинг психофизического состояния работников, внимание к жалобам сотрудников, отсутствие прессинга и развитие конструктивного диалога руководства и рядовых работников — все это общие рекомендации для профилактики выгорания и для снижения конфликтности.

Контур.Бухгалтерия
В веб-сервисе Контур.Бухгалтерия есть всё для удобной работы
  • Легко ведите учёт и заводите первичку
  • Отправляйте отчётность через интернет
  • Сервис расчитает налоги и напомнит о платеже
  • Начисляйте зарплату, больничные, отпускные
Попробовать бесплатно
Вам будут интересны статьи по теме «Работа с сотрудниками»
СЗВ‑ТД при увольнении

Переход на электронные трудовые книжки упростил документооборот. Все данные о трудовой деятельности граждан хранятся на индивидуальном лицевом счете (ИЛС). И если работник был уволен, то этот факт обязательно должен быть зафиксирован в электронной трудовой. Для этого работодатель сдает отчет СЗВ-ТД.

, Михаил Кобрин
Зарплатная ведомость

Чтобы выдать работникам зарплату из кассы, нужно оформить платежную ведомость по форме Т-53 или расчетно-платежную по форме Т-49. Разберемся, когда зарплатную ведомость необходимо составить, как ее заполнять и можно ли вносить корректировки.

, Елена Кулакова
Приказ о повышении оклада

Каждый год работодатели должны индексировать зарплаты. Но вместо этого некоторые руководители повышают сотрудниками оклады. Кроме того, оклады иногда повышаются по другим причинам: новая должность, достижения. Расскажем, как оформить повышение и ничего не нарушить.

, Елена Космакова