Часто малые предприятия закрываются, потому что владельцы не считали деньги в бизнесе, а следили лишь за парой показателей — доходами/расходами и суммой на счетах. Расскажем, какие показатели нужно контролировать, чтобы понимать реальное состояние дел.

Какие ключевые показатели эффективности есть в бизнесе
Успешность бизнеса нужно оценивать не по сумме денег на счете, а по нескольким аспектам работы предприятия за определенный период. Некоторые показатели оценивают весь бизнес целиком (выручка компании за месяц), другие — работу конкретных направлений (рост трафика на сайт и конверсия в заказы).
Выбор существенных показателей зависит от типа бизнеса. Скажем, в производстве мебели важна себестоимость изделий, а в консультационном агентстве — вежливость и компетентность сотрудников.
Для малого предприятия важно то, что сильнее влияет на чистую прибыль. Это 4-6 основных показателей:
- доходы и расходы;
- себестоимость продукции;
- рентабельность;
- собственный капитал;
- движение денег;
- объем производства и качество продукции.
Доходы и расходы
Доходы — это суммы, которые приходят в кассу и на счета компании за ее товары или услуги. Расходы — это затраты на производство, зарплату персоналу, аренду и коммуналку, налоги и пр. Чтобы бизнес правильно работал доходы должны превышать расходы, иначе недалеко до банкротства.
Даже если вы работаете на патенте или УСН “Доходы”, где не нужно считать расходы для учета и отчетности, то для себя расходы все же лучше учитывать. Это помогает понять, как развивается бизнес, даже если контроль расходов не такой подробный, как требует налоговый или бухгалтерский учет. Стоит выбрать группы расходов и работать с ними: так вы определите доходные и не очень направления бизнеса, сфокусируетесь на тех, которые приносят больше денег.
Например, на производстве детской верхней и теплой одежды доходы можно учитывать:
- по группе товаров (комбинезоны, куртки, брюки, рукавицы и пр.);
- по времени пошива изделия (комбинезон на малыша шьется 8 часов, куртка на подростка — 10);
- по швеям (Ольга отшивает 5 комбинезонов за неделю, Надежда — 4)
Расходы в том же самом производстве тоже можно учитывать по направлениям:
- стоимость материалов;
- зарплата сотрудникам;
- аренда и коммунальные платежи;
- поддержка сайта и групп в соцсетях, общение с клиентами и др.
Например, руководитель видит, что больше всего денег требуется на материалы и аренду цеха. Он ищет поставщиков с более низкими ценами без потери качества или закупает материалы более крупными партиями, чтобы уменьшить расходы. Ищет помещение с более дешевой арендой. Также он видит, что маржа с комбинезонов для малышей выше, чем с курток для подростков, и отказывается от направления подростковой одежды. Уменьшив расходы и увеличив доходы, руководитель повысил прибыль.
Себестоимость продукции
При пошиве комбинезона руководитель рассчитывает, сколько стоит материал, работа швеи, электроэнергия и аренда цеха, амортизация швейной машины, транспортные расходы. Это и есть себестоимость — затраты на производство единицы товара.
Если неверно рассчитать себестоимость, то и конечную цену товара можно назначить слишком низкую, тогда компания будет недополучать прибыль или работать в убыток, если цена продажи окажется ниже себестоимости.
Например, себестоимость демисезонного комбинезона на годовалого ребенка — 1 800 рублей. Крупный розничный магазин готов купить партию комбинезонов по цене 2 000 рублей за штуку. А в собственном интернет-магазине производитель может продавать комбинезоны в розницу от 3 500 рублей и получать больше прибыли.
Рентабельность
Рентабельность помогает оценить эффективность бизнеса. Например, швейное производство комбинезонов приносит хорошую прибыль, клиенты охотно покупают вещи, на счет постоянно поступают деньги.
Чтобы рассчитать рентабельность чего угодно в бизнесе (собственного капитала, основных средств, инвестиций), нужно знать чистую прибыль бизнеса. Например, чтобы увидеть работу вложенных в бизнес собственных средств (инвестиций), нужно сделать расчет по формуле:
Рентабельность = Чистая прибыль / Инвестиции * 100%
Например, хозяин швейного производства вложил в него 1 000 000 рублей и получил за год чистой прибыли 100 000 рублей. Тогда рентабельность инвестиций:
100 000 / 1 000 000 * 100% = 10%
Получается, что деньги в производстве работают уже лучше, чем они работали бы в банке, принося владельцу 6-7% годовых. Но все же бизнес мог бы работать и эффективнее, и тогда придется думать, как повысить прибыль.
Собственный капитал
Для владельцев малых и микро-предприятий важный показатель — собственный капитал. Он должен расти, иначе в бизнесе явно есть проблемы. На старте бизнеса предприниматель вкладывает в него свою недвижимость, собственные деньги, технику. Все это активы, которые должны приносить доход, их стоимость — и есть собственный капитал.
Если часть активов взяты в аренду или в кредит, тогда размер собственного капитала — это активы минус обязательства перед арендаторами или кредиторами. Когда бизнес работает успешно и долги удается закрывать, собственный капитал растет. Если же он не меняется или уменьшается, бизнес убыточен. Еще полезно оценить независимость бизнеса: если сумма собственного капитала больше половины активов, то в случае провала можно продать активы и отдать долги. Если же сумма собственного капитала меньше суммы заемных средств, руководителю грозят долги при закрытии.
Движение денег
Движение денег отличается от прибыли. Прибыль — это доходы за вычетом расходов в конкретном периоде, а движение денег — это реальный приток и отток средств. Он не всегда четко привязан к датам покупок и продаж. Между прибылью и денежным потоком может быть сильный разрыв: например, производитель продает товары с отсрочкой платежа, тогда свои деньги он получит не сразу.
Важно строить прогноз движения денег хотя бы на пару недель вперед. Вы будете видеть, сколько денег фактически придет на счет и сколько должно будет уйти. Это помогает предотвратить кассовые разрывы, когда по бумагам деньги у вас есть, но на счетах их нет — и нечем платить налог или не на что закупать материалы. Прогнозировать движение денег не менее важно, чем следить за прибылью, чтобы не столкнуться с нехваткой денег, которая свяжет и заморозит бизнес. В этом помогает стандартный документ - отчет о движении денежных средств.
Объем продаж
Чем больше продаж в бизнесе, тем выше обороты и прибыль компании. Следите за объемом продаж и хотя бы раз в месяц фиксируйте показатели. Если объемы не растут, возможно, это связано с качеством товара или сложностями в продвижении. Тогда надо исследовать вопрос и бороться за высокие продажи.
Перечисленных показателей достаточно для малого бизнес, но их нужно контролировать постоянно: хотя бы несколько раз в неделю вносить данные в таблицы и отчеты, которые помогают вам следить за предприятием. В этом и есть сложность: обычно у предпринимателей и так мало времени на бумажные дела. Выход — обратиться к сервисам и программам, которые сами строят нужные отчеты и контролируют нужные показатели.
Ведите учет в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия, начисляйте зарплату, сдавайте отчетность — и система подготовит цифры на основе данных учета. Покажет доходы и расходы, маржу, себестоимость, рентабельность и другие сведения. В системе семь управленческих отчетов для руководителя и набор инструментов для бухгалтера. Он напоминает о платежах и автоматически подтягивает данные с банковских счетов. Все новички работают бесплатно две недели