Мотивация персонала в малом бизнесе

Большие корпорации разрабатывают целые системы по материальной и нематериальной мотивации, могут обустроить в офисе и спортзал, и столовую. А малым предприятиям в условиях дефицита ресурсов приходится очень креативно подходить к управлению персоналом. 

Мотивация персонала в малом бизнесе

По данным международной рекрутинговой компании Hays, безусловный топ по мотивации — это хорошая зарплата. Этот фактор мотивирует более 90% персонала. С большим отрывом от них находятся бонусы и премии, медицинская страховка и оплата обучения.  

Кажется, что для малого бизнеса нет шансов? На самом деле это не так. Мотивировать персонал можно и нужно. Только в каждом случае это будет очень тонкие настройки и тот самый индивидуальный подход. Если в компании работает до 50 человек, то задача собственника и руководителя — не стремиться сделать единую систему и поощрять всех подряд одинаково, а именно подобрать баланс мотиваторов для каждого сотрудника индивидуально. 

Материальное стимулирование

Финансовую мотивацию, конечно, не стоит сбрасывать со счетов. Но тут имеет смысл ввести гибкую систему бонусов и премий. Хорошо подойдет оплата за достижение целей (KPI), бонусы за выполнение плана. 

Также предприятие может предоставить сотрудникам льготный заем по ставке ниже, чем в кредитных организациях. Для ключевых сотрудников мотиватором может стать опцион. При достижении определенных целей — продажа доли в компании по фиксированной цене. 

Время работы

Эпидемия коронавируса показала, что не так уж важно, где физически находится сотрудник, главное, чтобы он выполнял в срок работу и был на связи в рабочие часы. Возможность работать удаленно полностью или не появляться на работе несколько раз в неделю хорошо мотивирует. 

У такого подхода несколько важных посланий от бизнеса — работнику. Во-первых, это доверие. “Мы доверяем тебе и знаем, что даже если ты не на работе, ты все равно погружен в рабочие задачи”. Во-вторых, это уважение. “Мы уважаем твою частную жизнь и твое время, поэтому понимаем, что в какие-то дни у тебя могут быть причины не присутствовать в офисе”. В-третьих, это делегирование ответственности и уверенность в компетентности сотудника. “Мы знаем, что ты знаешь, что нужно делать, поэтому не контролируем твое присутствие”. 

Роль лидера

В малом бизнесе собственник и руководитель находится на расстоянии вытянутой руки, и небольшой коллектив пристально оценивает каждый его шаг. Важно понимать, что сотрудники бессознательно будут все равно копировать стиль поведения босса и его привычки. 

Хотите мотивировать персонал — показывайте своим примером, как надо работать. Будет странно, если руководитель требует пунктуальности, а сам опаздываем, если в форс-мажорной ситуации не включается в решение проблем, если позволяет себе грубить подчиненным, но требует вежливого и корректного отношения к клиентам. Мощным мотивирующим фактором может стать смена роли, когда сам руководитель звонит клиентам, встает за кассу, развозит заказы. 

Да, мы можем порассуждать о ценности времени босса, о том, что делегировать нужно все, что можно. Но ради вдохновения сотрудников и оценки реальной ситуации в “полях” - это отличный способ. 

Ведите учет экспорта и импорта в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Простой учет, зарплата и отчетность в одном сервисе

Отдых — лучший мотиватор

Что будет, если отправить работника во внеплановый краткосрочный отпуск или разрешить взять отгул? Для бизнеса — это небольшие затраты. Зато отдохнувший сотрудник гораздо ценнее уставшего и выгоревшего. Мало того, что у уставшего человека падает производительность, так он еще может допускать критические ошибки. А внеплановый отдых за счет работодателя ценен вдвойне. Отдохнувший сотрудник способен привнести новые идеи, оптимизировать работу. В конечном итоге вклад в восстановление персонала окупится не раз. 

Социальное признание

У человека есть потребности в социальном признании и статусе. Зачастую статус у людей в компании уже есть, но он не проявлен. Измените название должности или департамента. Добавьте приставку “старший” к названию должности. Повысьте ранг специалиста, делегируйте ему дополнительные функции. И такой человек будет работать с большим энтузиазмом. 

Обучение

Вкладываться в развитие персонала нужно в любом случае. Благо, для этого есть много разных курсов, школ, образовательных центров. Если сотрудник сам хотел бы поучиться тому, что пригодится ему в работе, компенсируйте хотя бы часть затрат. 
Организуйте в коллективе систему наставничества. Так вы будете обучать новичков своими силами, сэкономите на обучении в сторонних организациях и при этом подчеркнете статус самого наставника. Да, за наставничество можно также ввести надбавку к зарплате. 

Выращивайте экспертность 

Некоторым людям важно признание, публичность. Поощряйте тех, кто любит выступать на конференциях и вести профессиональный блог, готовьте вместе с ними интересные выступления. В крупных компаниях, как правило, специалисты не рискуют лишний раз писать о своей работе, так как связаны NDA. А вот в малом бизнесе руководитель и сотрудник могут вместе обсуждать — что можно писать, а что не стоит, вместе готовить выступления. Есть риск, что такой выращенный эксперт потом уйдет к конкурентам или откроет свою компанию. Но этот же риск есть, если никак не поощрять специалиста. 

Особая атмосфера

Поощряйте неформальные отношения среди сотрудников, внедряйте традиции, ритуалы, которые позволят людям больше общаться в неформальной обстановке. Например, по пятницам можно заказать пиццу и устроить посиделки. В день рождения имениннику разрешить не работать после обеда, раз в сезон планируйте выезд на природу или на экскурсию.

Правильное питание

Сейчас все больше людей стараются питаться правильно. Поддержите людей в их стремлении быть здоровыми. Можно оптом покупать на рынке фрукты и овощи и приносить их на офисную кухню для перекуса. Еще одна идея — заказывать готовые обеды, в том числе у частных поваров. 

Внимание — детям

Разрешите сотрудникам приходить на работу с детьми, если тех не с кем оставить. Пусть в офисе будет оборудован детский уголок и будет возможность посмотреть телевизор, пока мама или папа решают срочные вопросы. Можно нанять бэбиситтера, который присмотрит за ребенком, пока мама работает. Затраты на няню в конечном итоге тоже окупятся. Мама не будет брать отгул или больничный, больше успеет сделать полезных дел для компании и в итоге это скажется на общем результате. 

Способов мотивации можно придумать много. Начните с оценки основных потребностей каждого работника. Подумайте, как компания может облегчить ему жизнь, чтобы высвободить энергию на решение рабочих задач. Но не стоит забывать об общей рабочей и продуктивной обстановке, в которой каждому будет комфортно и безопасно. Тут уже лидер организации должен быть хорошим психологом и медиатором. 


Неустойка по алиментам

За долги по алиментам можно взыскать неустойку, которая иногда даже превышает размер самого долга. Должник платит за каждый день задержки платежа. Расскажем, как рассчитывать неустойку, можно ли ее сократить и в каком порядке ее взыскивают.

Как заполнить ЕФС‑1 при увольнении сотрудника

Об увольнении сотрудника или о расторжении договора с подрядчиком нужно сообщать Социальному фонду не позже следующего дня после этого события. Расскажем, какую часть отчета ЕФС-1 для этого заполнить и какой штраф грозит за опоздание.

Заполнение ЕФС‑1 при приеме на работу сотрудника

Работодатели и до 2023 года сообщали о приеме новых сотрудников через форму СЗВ-ТД. Теперь это надо делать с помощью нового отчета ЕФС-1, но заполнить нужно только два его раздела. Расскажем, как это сделать, и приведем образец.

Как перейти на электронную трудовую книжку

С начала 2020 года работодатели обязаны вести электронные трудовые книжки (ЭТК) своих сотрудников. Большинство работников решило сохранить еще и бумажные трудовые, для них работодатель ведет обе книжки. Что делать, если сотрудник решил отказаться от бумажного документа и полностью перейти на «цифру»? Расскажем в статье.

График отпусков: как составить и когда утвердить

Работодатели перед началом нового календарного года утверждают внутренний нормативный акт — график отпусков. За его отсутствие можно получить штраф или в первый раз отделаться предупреждением. Расскажем, что нужно учесть в графике и как согласовать его с сотрудниками.

Что будет доступно
на 14 дней
Бесплатно на 14 дней
Доступно
 Ведение бухгалтерии
 Расчет зарплаты, больничных, отпускных
 Работа с кадровыми документами
 Автозагрузка банковской выписки и экспорт платежек
 Анализ сделок и долгов клиентов
 Проверка контрагентов
 Выставление и отправка счетов онлайн
 Справочно-правовой модуль
 Распознавание сканированных первичных документов (5 раз)
 Финансовый анализ (1 раз)
 Импорт данных из 1С
 Бесплатная техподдержка
Недоступно
Подготовка отчетности в контролирующие органы
Отправка отчетов через Интернет
Сверки с СФР и ФНС
Письма в СФР и ФНС
По окончании бесплатного периода
возможности будут ограничены, однако данные останутся
и вы сможете продолжить работу после оплаты