Большие корпорации разрабатывают целые системы по материальной и нематериальной мотивации, могут обустроить в офисе и спортзал, и столовую. А малым предприятиям в условиях дефицита ресурсов приходится очень креативно подходить к управлению персоналом.

По данным международной рекрутинговой компании Hays, безусловный топ по мотивации — это хорошая зарплата. Этот фактор мотивирует более 90% персонала. С большим отрывом от них находятся бонусы и премии, медицинская страховка и оплата обучения.
Кажется, что для малого бизнеса нет шансов? На самом деле это не так. Мотивировать персонал можно и нужно. Только в каждом случае это будет очень тонкие настройки и тот самый индивидуальный подход. Если в компании работает до 50 человек, то задача собственника и руководителя — не стремиться сделать единую систему и поощрять всех подряд одинаково, а именно подобрать баланс мотиваторов для каждого сотрудника индивидуально.
Материальное стимулирование
Финансовую мотивацию, конечно, не стоит сбрасывать со счетов. Но тут имеет смысл ввести гибкую систему бонусов и премий. Хорошо подойдет оплата за достижение целей (KPI), бонусы за выполнение плана.
Также предприятие может предоставить сотрудникам льготный заем по ставке ниже, чем в кредитных организациях. Для ключевых сотрудников мотиватором может стать опцион. При достижении определенных целей — продажа доли в компании по фиксированной цене.
Время работы
Эпидемия коронавируса показала, что не так уж важно, где физически находится сотрудник, главное, чтобы он выполнял в срок работу и был на связи в рабочие часы. Возможность работать удаленно полностью или не появляться на работе несколько раз в неделю хорошо мотивирует.
У такого подхода несколько важных посланий от бизнеса — работнику. Во-первых, это доверие. “Мы доверяем тебе и знаем, что даже если ты не на работе, ты все равно погружен в рабочие задачи”. Во-вторых, это уважение. “Мы уважаем твою частную жизнь и твое время, поэтому понимаем, что в какие-то дни у тебя могут быть причины не присутствовать в офисе”. В-третьих, это делегирование ответственности и уверенность в компетентности сотудника. “Мы знаем, что ты знаешь, что нужно делать, поэтому не контролируем твое присутствие”.
Роль лидера
В малом бизнесе собственник и руководитель находится на расстоянии вытянутой руки, и небольшой коллектив пристально оценивает каждый его шаг. Важно понимать, что сотрудники бессознательно будут все равно копировать стиль поведения босса и его привычки.
Хотите мотивировать персонал — показывайте своим примером, как надо работать. Будет странно, если руководитель требует пунктуальности, а сам опаздываем, если в форс-мажорной ситуации не включается в решение проблем, если позволяет себе грубить подчиненным, но требует вежливого и корректного отношения к клиентам. Мощным мотивирующим фактором может стать смена роли, когда сам руководитель звонит клиентам, встает за кассу, развозит заказы.
Да, мы можем порассуждать о ценности времени босса, о том, что делегировать нужно все, что можно. Но ради вдохновения сотрудников и оценки реальной ситуации в “полях” - это отличный способ.
Отдых — лучший мотиватор
Что будет, если отправить работника во внеплановый краткосрочный отпуск или разрешить взять отгул? Для бизнеса — это небольшие затраты. Зато отдохнувший сотрудник гораздо ценнее уставшего и выгоревшего. Мало того, что у уставшего человека падает производительность, так он еще может допускать критические ошибки. А внеплановый отдых за счет работодателя ценен вдвойне. Отдохнувший сотрудник способен привнести новые идеи, оптимизировать работу. В конечном итоге вклад в восстановление персонала окупится не раз.
Социальное признание
У человека есть потребности в социальном признании и статусе. Зачастую статус у людей в компании уже есть, но он не проявлен. Измените название должности или департамента. Добавьте приставку “старший” к названию должности. Повысьте ранг специалиста, делегируйте ему дополнительные функции. И такой человек будет работать с большим энтузиазмом.
Обучение
Вкладываться в развитие персонала нужно в любом случае. Благо, для этого есть много разных курсов, школ, образовательных центров. Если сотрудник сам хотел бы поучиться тому, что пригодится ему в работе, компенсируйте хотя бы часть затрат.
Организуйте в коллективе систему наставничества. Так вы будете обучать новичков своими силами, сэкономите на обучении в сторонних организациях и при этом подчеркнете статус самого наставника. Да, за наставничество можно также ввести надбавку к зарплате.
Выращивайте экспертность
Некоторым людям важно признание, публичность. Поощряйте тех, кто любит выступать на конференциях и вести профессиональный блог, готовьте вместе с ними интересные выступления. В крупных компаниях, как правило, специалисты не рискуют лишний раз писать о своей работе, так как связаны NDA. А вот в малом бизнесе руководитель и сотрудник могут вместе обсуждать — что можно писать, а что не стоит, вместе готовить выступления. Есть риск, что такой выращенный эксперт потом уйдет к конкурентам или откроет свою компанию. Но этот же риск есть, если никак не поощрять специалиста.
Особая атмосфера
Поощряйте неформальные отношения среди сотрудников, внедряйте традиции, ритуалы, которые позволят людям больше общаться в неформальной обстановке. Например, по пятницам можно заказать пиццу и устроить посиделки. В день рождения имениннику разрешить не работать после обеда, раз в сезон планируйте выезд на природу или на экскурсию.
Правильное питание
Сейчас все больше людей стараются питаться правильно. Поддержите людей в их стремлении быть здоровыми. Можно оптом покупать на рынке фрукты и овощи и приносить их на офисную кухню для перекуса. Еще одна идея — заказывать готовые обеды, в том числе у частных поваров.
Внимание — детям
Разрешите сотрудникам приходить на работу с детьми, если тех не с кем оставить. Пусть в офисе будет оборудован детский уголок и будет возможность посмотреть телевизор, пока мама или папа решают срочные вопросы. Можно нанять бэбиситтера, который присмотрит за ребенком, пока мама работает. Затраты на няню в конечном итоге тоже окупятся. Мама не будет брать отгул или больничный, больше успеет сделать полезных дел для компании и в итоге это скажется на общем результате.
Способов мотивации можно придумать много. Начните с оценки основных потребностей каждого работника. Подумайте, как компания может облегчить ему жизнь, чтобы высвободить энергию на решение рабочих задач. Но не стоит забывать об общей рабочей и продуктивной обстановке, в которой каждому будет комфортно и безопасно. Тут уже лидер организации должен быть хорошим психологом и медиатором.