Почитав про франшизу, некоторые хотят попытать счастья. Открытие франшизы для начинающего предпринимателя — это инвестиция в предприятие, которое уже доказало свою жизнеспособность. В статье опишем, как стать франчайзи без серьезных вложений, какие препятствия на этом пути неизбежны и как научиться их преодолевать.
Больше информации

Мы не будем подробно рассказывать, как устроена франшизы. Для этого прочитайте наши статьи: “Франшиза для ИП”, “Плюсы покупки франшизы”, “Какую франшизу выбрать”.
Важно получить больше информации о том, как работают франчайзинговые механизмы и проекты, которые вам интересны, — это избавляет от многих проблем и «детских болезней». Франчайзинговая деятельность слабо регламентирована в действующем российском законодательстве, и детальные знания особенно важны. Условия франшизы всецело определяются договорами, которые относятся к типу концессионных соглашений. Такие соглашения не предусматривают юридических обязательств франчайзера перед франчайзи, а саму франшизу владелец может отозвать почти в любой момент.
Меньше амбиций
Но если придерживаться продуманной и выверенной стратегии, использовать все возможности “франчайзингового пакета”, то даже начинающий предприниматель может запустить доходный бизнес.
При этом лишь 20% франчайзи в России довольны своей покупкой и получают максимальную выгоду от работы в связке с владельцем франщизы. 50% франчайзи оценивают результаты своей деятельности «на тройку». Результаты — это прежде всего, конечно, прибыль. В половине случаев она незначительна или ее вовсе нет. Зато в странах Запада лишь 20% остаются на плаву — остальные франчайзи банкротятся. Поэтому на развивающихся рынках, таких как российский, франчайзинг выглядит куда привлекательнее.
Устойчивое развитие
Когда предприниматель начинает изучать рынок и выбирать себе франшизу по душе, обычно он исходит из своей постоянной сферы деятельности. Но иногда у него еще нет такой сферы, и он хочет начать дело с абсолютного профессионального нуля.
В любом из этих случаев нужно смотреть на главный показатель — на то, сколько лет компания-франчайзер присутствует на рынке. При этом ее финансовые показатели (успешность) тоже важны, но не настолько, как общая устойчивость. Особенно в России, где экономический рост в последние годы вялый, а кризисные ситуации возникают с завидной регулярностью. В нашей стране принято считать, что если компания смогла продержаться на плаву 5 лет, значит, она чего-то стоит. А солидность и репутация начинают приобретаться еще позже. Российский франчайзинговый рынок еще просто слишком молод для появления национальной легенды или бренда мирового уровня.
Франчайзеры с хорошей репутацией не делают тайны не только из общих финансовых показателей, но и из показателей партнерских точек. Не стесняйтесь обращаться за нужной информацией об учредителях. Следите за деятельностью компании на сайте налоговой и в базах данных налоговых отчетностей, где можно получить сведения о доходности юридического лица.
Обязательно изучите маркетинговую политику франчайзера, способы его «атаки» на клиентов и захвата рынка. Вы же не хотите покупкой франшизы оплачивать чужие авантюры и набеги на заведомо неплатежеспособное население? Сбалансированная рыночная политика как раз и создает ту самую стабильность, которая нужна вам как будущему франчайзи.
Реалистичность и баланс
Что это может означать на практике? Обратите внимание на то, кем будет представлена ваша целевая аудитория — будущие клиенты. А еще — соответствует ли ожиданиям клиентов размещение франшизы: ее рыночное позиционирование — ценовая и рекламная политика, география. Например, не стоит открывать модный барбершоп на рабочей окраине или магазин национальной кухни в спальном районе провинциального города. Проведите хотя бы первичное исследование конкурентов в вашей рыночной нише.
Чтобы оценить реалистичность бизнеса, посетите сами как клиент других франчайзи, понаблюдайте за обслуживанием. И только после этого приступайте к общению с франчайзи — вам пригодится его опыт. Затем заходите в соцсети, знакомьтесь с менеджерами, взвешивайте и оценивайте онлайновую клиенториентированность, читайте отзывы других клиентов.
Ревизия ресурсов
Итак, вы чувствуете себя агентом разведки, который вернулся с успешного задания. Чего не хватает в этой картине? Зачастую, как это ни странно, уверенного знания себя самого и собственных возможностей.
Готовы ли вы противостоять конкуренции? Почему вы так рветесь в бой, хотя не обладаете финансовыми возможностями Билла Гейтса? Оцениваете трезво свой капитал, а главное — ту его часть, которую.вложите в бизнес и, следовательно, можете потерять. Способны ли вы «потянуть» кредит и дополнительные непредвиденные расходы? У предпринимателей такие вопросы часто просто не возникают, в результате позже выясняется, что денег все-таки было недостаточно.
А как насчет возврата вложенных средств? И еще раз перечитайте договор и уточните гарантии, в т. ч. не только финансовые, а репутационные. А что там у вас самих с репутацией? Как повлияет на нее покупка франшизы? А на ваших постоянных клиентов? Готовы ли ваши сотрудники пройти необходимый курс обучения? Спрашивайте, спрашивайте, спрашивайте.
Пошаговый план
Базовая схема старта франшизы выглядит довольно просто и включает в себя семь шагов. Главное, следовать ей в строго определенном порядке и не допускать возникновения организационного хаоса.
- Изучите все, что касается вашей франшизы, особое внимание посвятите договору концессии.
- Зарегистрируйте юридическое лицо или ИП.
- Купите у франчайзера бренд-пакет, т.е. права на торговый знак — заключите договор концессии.
- Найдите коммерческую площадь по требованиям франчайзера.
- Наймите персонал.
- Проведите обучение с помощью франчайзера.
- Купите оборудование и расходные материалы.
Удачи в деле! А чтобы не отвлекаться на рутину и составление бухгалтерских или финансовых отчетов, подключите современный веб-сервис. Контур.Бухгалтерия поможет легко вести учет, платить зарплату и налоги, сдавать отчетность, а еще подготовит управленческие отчеты для руководителя — чтобы следить за деньгами и прибылью. Первые две недели бесплатны для всех новичков.