Проводки по франшизе

Работа по франшизе связана с особыми платежами, которые должны учитывать и владелец бренда и его партнер — франчайзи. Расскажем об учете и бухгалтерских проводках в связи с паушальным взносом и роялти.

Учет на стороне франчайзера: ОСНО

1. Амортизация франшизы

Проводки по франшизе

Амортизация — это износ основных средств, а в случае с франшизой нематериальных активов, который выражен в деньгах.

Владелец бренда создает “франчайзинговый пакет” и передает его франчайзи вместе с правом на использование товарного знака, ноу-хау и других объектов интеллектуальной собственности. Но исключительные права на эти объекты остаются у владельца бренда. Он учитывает их как нематериальные активы и начисляет амортизацию в течение всего срока договора франшизы (п.3 ПБУ 14/2007).

Этот актив франчайзер отображает на субсчете к счету 04 (п. 38 ПБУ 14/2007). Амортизация по нему относится к расходам по обычным видам деятельности и прочим расходам (п. п. 5, 11 ПБУ 10/99). Как распределять амортизацию по этим двум видам расходов, компания решает сама и закрепляет решение в учетной политике.

Дт 04 «НМА в пользовании» Кт 04 Права на товарный знак переданы франчайзи
Дт 20/26/44/91.02 Кт 05 Начислена амортизация НМА

2. Издержки при регистрации договора

При заключении договора коммерческой концессии возникают расходы, которые может  оплатить франчайзер:

  • патентная пошлина;
  • оплата услуг патентного поверенного.

Расходы отражают одномоментно. Если для владельца бренда продажа франшиз — основной вид деятельности, то затраты относят к прочим расходам (п.1 ст.264 НК РФ). Если же нет — как внереализационные (п.1 ст.265 НК РФ). 

Госпошлину учитывают в том периоде, когда она была начислена, и отражают на счете 76.

Дт 76 Кт 51 Отразили уплату госпошлины за регистрацию договора
Дт 91.02/90.02 Кт 76 Приняли в расходы госпошлину

3. Паушальный взнос

Если продажа франшиз — основной вид деятельности, то паушальный взнос и роялти отражают как доходы от реализации (ст. 249 НК РФ). В ином случае их отражают как внереализационные доходы.

После заключения договора франчайзер получает паушальный взнос и учитывает доход в том периоде, когда он начисляется по договору. Другой вариант, который помогает распределить налоговую нагрузку, — внести паушалку на 98 счет и учитывать доход ежемесячно равными частями в течение всего срока договора. Метод нужно закрепить в учетной политике.

Дт 76 Кт 90.01/91.1 Признание дохода — паушального взноса
Дт 51 Кт 76 Получена сумма взноса

4. Роялти

Роялти — аналог абонентской платы и компенсация франчайзеру за поддержку и сопровождения франчайзи. Датой получения роялти считается день выплаты вознаграждения по договору или последний день налогового периода. Третий вариант привязки даты — день получения финансовых документов от франчайзи, которые позволяют уточнить размер роялти.

Дт 90.01/91.01 Кт 76 Признание дохода — роялти
Дт 51 Кт 76 Получение суммы роялти

5. НДС у франчайзера

Передача прав на товарный знак и пр. считается услугой и облагается НДС, поэтому франчайзер начисляет НДС:

  • на паушальный взнос — в момент передачи прав франчайзи, обычно это дата регистрации договора коммерческой концессии в Роспатенте или дата заключения договора другого типа;
  • на роялти — в момент уплаты по договору.

Учет на стороне франчайзера: УСН

Если франчайзер применяет УСН, есть особенности при учете доходов и расходов по франшизе.

Доходы от паушального взноса и роялти учитывают кассовым методом, дата признания — момент получения сумм. Доходы можно сокращать на расходы, связанные с регистрацией договора, товарного знака, вознаграждением патентным поверенным. Но если получен отказ в регистрации, расходы нельзя учитывать.

Затраты, связанные с нематериальными активами, признаются со дня принятия к учету. Их признают в расходах равными долями на последний день каждого квартала в том отчетном году, когда НМА приняты к учету.

Учет на стороне франчайзи: ОСНО

1. Отражение расходов на франшизу

Франчайзи только получает право на использование торгового знака и других объектов интеллектуальной собственности, а значит у него на балансе нет активов. Поэтому стоимость франшизы нужно отражать на забалансовом счете. Для этого создают счет 012 “Нематериальные активы, предоставленные в пользование”. 

Если роялти фиксированы и можно посчитать их сумму за время действия договора, то на забалансовом счете отражают всю сумму вознаграждения франчайзеру: паушальный взнос и роялти. Если роялти составляют процент от дохода и рассчитать их нельзя, отражают только паушальный взнос.

Дт 012 “НМА, предоставленные в пользование” - приняты НМА по договору коммерческой концессии

2. Паушальный взнос

Паушальный взнос показывают на 97 счете в расходах будущих периодов. Закон не дает единой инструкции на этот счет. Взнос можно отразить одномоментно или списать равными долями в течение срока договора. Или же франчайзи может разработать собственный порядок учета и внести его в учетную политику.

Дт 97 Кт 76 Взнос отражен в расходах будущих периодов без учета НДС
Дт 19 Кт 60 Отражен НДС по взносу, предъявленный франчайзером
Дт 68 Кт 19 Принят к вычету НДС по взносу
Дт 76 Кт 51 Взнос перечислен владельцу бренда
Дт 20/25/44/91.02 Кт 97 Списана на текущие расходы ежемесячная или ежеквартальная часть взноса

3. Роялти

Роялти отражают в периоде, когда их уплатили. Есть варианты: на конкретный день, если он прописан в договоре, или на день предъявления документов. Базу по налогу на прибыль можно сокращать на сумму роялти (п.1.37 ст.264 НК РФ).

Судебная практика показывает: договор считается заключенным и действует с момента фактического исполнения обязанностей сторонами. Это момент, когда владелец бренда передал новому партнеру “франчайзинговый пакет”, и это подтверждают документы. Регистрация договора в Роспатенте может случиться и позже. Но есть и ст. 2 ГК РФ, по которой договор могут признать не заключенным, если нарушен порядок его заключения. И чтобы юридически себя обезопасить, пропишите в договоре пункт о том, что условия договора распространяются на срок с момента фактической передачи франчайзи прав на товарный знак и другие объекты интеллектуальной собственности.

Дт 20/25/44/91.02 Кт 76 Признан расход в виде роялти без учета НДС
Дт 19 Кт 76 Отражен предъявленный франчайзером НДС
Дт 68 Кт 19 Принят к вычету НДС по роялти
Дт 76 Кт 51 Перечислены роялти

4. НДС у франчайзи

Франчайзер выделяет НДС и выставляет франчайзи соответствующие счета-фактуры по паушальному взносу и роялти. Франчайзи имеет право применить вычеты по этим суммам НДС. Налоговый кодекс не содержит особых правил на этот счет, значит все оформляется и применяется обычным способом.

Учет на стороне франчайзи: УСН

Доходы при работе по франшизе учитывают кассовым методом. Признают доходы на день получения выручки.

При работе на УСН “Доходы минус расходы” можно сократить налогооблагаемую базу на сумму паушального взноса. Но по поводу паушального взноса есть спорный момент: его списывают на расходы, если он оплачивает права на изобретения, ноу-хау, программы, базы данных и промышленные образцы. Для этого все эти объекты интеллектуальной собственности нужно в стоимости договора вынести в отдельный блок (п.1 ст. 346.16 НК РФ). 

Если же по договору он получает только права на использование товарного знака или консультационные услуги франчайзера, то при расчете налога не учитывают расходы на паушальный взнос. 

Но на практике паушальный взнос относят к расходам, уменьшающим налогооблагаемую базу, так как для отношений франчайзинга действуют нормы лицензионного соглашения (п. 4 ст. 1027 ГК РФ).

Что касается роялти, их учитывают как расходы для любых объектов интеллектуальной собственности, главное, чтобы они были оплачены и подтверждены документами.

Чтобы избежать ошибок и сэкономить время на рутинных задачах, при работе по франшизе подключите современный бухгалтерский веб-сервис. В Контур.Бухгалтерии вы сможете вести учет, рассчитывать зарплату и налоги, отправлять отчетность через интернет. Система напомнит о платежах, сделает правильные проводки, составит финансовые отчеты для руководителя. Все новички работают в Бухгалтерии бесплатно 14 дней.


Учет товаров на маркетплейсах

Маркетплейсы — отличный канал для моментального вывода на рынок своих товаров. Они активно развиваются последние несколько лет, каждый год демонстрируя стабильный рост товарооборота, торгового оборота и количества продавцов. В торговлю на маркетплейсах вовлекается все больше компаний и индивидуальных предпринимателей. Поэтому важно научиться разбираться с базовыми бухгалтерскими и управленческими процессами, чтобы бизнес шел успешно и приносил прибыль.

Электронная бухгалтерия

Цифровые технологии существенно упростили ведение бухгалтерского учета, сдачу отчетности и взаимодействие с налоговой. На рынке множество сервисов, которые помогают бухгалтерам и предпринимателям. Рассмотрим основные принципы электронной бухгалтерии, ее плюсы и минусы.

Ответ на требование налоговой по НДС: образец, пояснительная записка

При проверке первичной декларации по НДС у инспектора могут появиться вопросы, и тогда он требует уточнений, пояснений или подтверждающих документов. Обычно это связано с нестыковками в отчетах, которые находит специальная программа. Требования могут зависеть от результатов проверки или нет. Расскажем, как проверить правомерность запроса и ответить на него.

Что будет доступно
на 14 дней
Бесплатно на 14 дней
Доступно
 Ведение бухгалтерии
 Расчет зарплаты, больничных, отпускных
 Работа с кадровыми документами
 Автозагрузка банковской выписки и экспорт платежек
 Анализ сделок и долгов клиентов
 Проверка контрагентов
 Выставление и отправка счетов онлайн
 Справочно-правовой модуль
 Распознавание сканированных первичных документов (5 раз)
 Финансовый анализ (1 раз)
 Импорт данных из 1С
 Бесплатная техподдержка
Недоступно
Подготовка отчетности в контролирующие органы
Отправка отчетов через Интернет
Сверки с СФР и ФНС
Письма в СФР и ФНС
По окончании бесплатного периода
возможности будут ограничены, однако данные останутся
и вы сможете продолжить работу после оплаты