Учет резервного капитала


Резервный капитал — это собственные средства. Одни организации должны создать резерв согласно закону, а другие формируют его на добровольных началах. За счет резерва можно закрыть убыток, компенсировать непредвиденные расходы, выкупить свои акции и др. Расскажем, как отражать работу с резервным фондом в бухучете. 

Что такое резервный капитал

Это одна из составляющих собственных средств организации. Чтобы его создать, компания каждый год делает в него взносы. Средства для этого берут из нераспределенной прибыли, взносов участников организации. 

Способ создания зависит от организационно-правовой формы. АО обязаны создать резервный капитал, притом только из прибыли, а вот у ООО такой обязанности вообще нет: формируют по собственному желанию и практически из любых источников (п. 1 ст. 35 ФЗ от 26.12.1995 № 208-ФЗ, п. 1 ст. 30 ФЗ от 08.02.1998 № 14-ФЗ).

АО указывают в нормативке минимальный размер резерва, суммы отчислений, правила использования и источники формирования. Правила фирма прописывает в своем уставе, учитывая требования закона. Например, АО само определяет размер фонда и суммы вложений, но при этом есть правило о 5%. В резерв отчисляют от 5% и больше чистой прибыли, а сам резерв должен быть не меньше 5% уставного капитала.

Как можно использовать резервный фонд

Учет резервного капитала

Организации с обязанностью иметь резерв обычно ограничены в том, как его использовать. В законе прописаны определенные цели, например:

  • для АО — покрытие убытка, выкуп своих акций;
  • для унитарных предприятий — только возмещение убытков;
  • кредитный кооператив — возмещение убытков и непредвиденных трат.

Организации, которые формирую тего по своему желанию, сами решают, на что его можно потратить, и прописывают варианты в уставе. Это касается ООО, ТСЖ и пр.

Резервный фонд надо пополнять, пока он не достигнет размера, прописанного в уставе. Потом взносы можно не делать. Но если организация потратит часть резерва и он снова станет ниже необходимого уровня, пополнять придется снова, пока там не накопится достаточно средств.

Бухучет резервного капитала

Для его учета в бухгалтерии есть специальный счет — 82. Он пассивный, так что создание резерва отражают по кредиту, а его использование — по дебету. Счет, который будет стоять рядом, зависит от того, как сформировался капитал и на что он был потрачен. Точно также и с подтверждающими документами.

Проводки для формирования резервного капитала

За счет чистой прибыли фиксируют проводкой Дт 84 (99) Кт 82. Документ-основание — бухгалтерская справка с расчетом суммы отчислений в резервный фонд. Проводка формируется в том году, в котором получена прибыль. Никаких дополнительных решений от собрания участников или акционеров для этого не требуется.

Пример формирования из чистой прибыли

АО «Эпик» в уставе прописало, что его резервный фонд должен быть 8 % от уставного капитала, а ежегодные  взносы — 5 % от чистой прибыли. Уставный капитал — 200 000 рублей, сейчас в резервном фонде у «Эпик» уже есть 10 000 рублей.

По итогам 2021 года чистая прибыль «Эпик» составила 500 000 рублей. Получается, что в фонд надо перечислить 25 000 рублей (500 000 × 5 %). Но так как в фонде уже имеется 10 000 рублей, а до минимального размера не хватает всего 6 000 рублей, то достаточно будет перечислить лишь эту сумму.

Тогда в бухучете будет сделана запись:

Дт 84 Кт 82 — 6 000 рублей — часть нераспределенной чистой прибыли перечислены на формирование резервного фонда.

За счет взносов членов (пайщиков) отражается следующими проводками: 

  • Дт 76 Кт 86 — отражаем задолженность членов по взносам в фонд;
  • Дт 51 (50, 55) Кт 76 — показываем поступление взносов;
  • Дт 86 Кт 82 — направляем взносы в резервный фонд.

Для подтверждения проводок понадобятся документы с расчетом задолженности по взносам и документы на перевод средств (платежные поручения, банковские выписки, расписки).

Проводки для использования резервного капитала

Погашение убытка отчетного года оформляется проводкой Дт 82 Кт 84. Бухгалтерская запись составляется на дату принятия решения об использовании части резерва для покрытия убытков. Чтобы подтвердить операцию, понадобится это самое решение и бухгалтерская справка с расчетом. Такое покрытие считается событием после отчетной даты, поэтому в пояснениях к годовому отчету за убыточный год надо будет отразить это решение и направленную на покрытие убытка сумму.

Выкуп собственных акций и погашение облигаций оформляют проводкой Дт 82 Кт 66, 67. Это возможно, если других источников собственных средств для этого не хватает.

Покрытие непредвиденных расходов отражается по дебету счета 82 в корреспонденции со счетом затрат. Это могут быть расходы основного производства (счет 20), общепроизводственные расходы (счет 26), общехозяйственные расходы (счет 26), расходы на продажу (счет 44), расходы на покупку материалов у поставщиков (счет 60) и другие.

Непредвиденными принято считать расходы, которые организация никак не могла предвидеть. Например, авария на производстве, хищение имущества, крупный штраф и пр.

Подтвердить операцию нужно решением общего собрания. Дополнительно может понадобиться бухгалтерская справка-расчет.

Проводки для уменьшения резервного капитала

Бывает, что организация сразу прописывает в учредительных документах размер резервного фонда, который намного больше минимального по закону. В таких случаях можно пересмотреть свое решение и уменьшить минимум. 

При этом расформированная часть резервного капитала возвращается в нераспределенную прибыль. Проводка для такой операции — Дт 82 Кт 84.

Налогообложение

Формирование резервного фонда не влияет на налоги ни на одной из систем налогообложения. При формировании его за счет чистой прибыли не образуется расходов, которые можно было бы учесть при налогообложении. А если взносы делают пайщики или члены, то они считаются целевыми поступлениями и не учитываются в доходах.

Использование резервного фонда для покрытия убытков, выкупа акций или направление его на внеплановые затраты тоже не повлияет на налоги. При этом сами операции будут учтены.

Резервный капитал в бухгалтерской отчетности

Он показывается в бухгалтерском балансе и отчете об изменении капитала. 

В бухбалансе это одноименная строка 1360 в разделе III «Капитал и резервы». В нее надо внести сальдо по счету 82.

В отчете об изменениях капитала это строка 3340. Тут надо показывать, как меняется резервный капитал за счет других составляющих капитала (то есть без изменения общей суммы). Например, в отчете за 2021 год могут быть учтены:

  • направление части прибыли 2020 года в резервный фонд;
  • направление резервного фонда на покрытие убытков 2020 года.

Ведите учет резервного капитала в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Он поможет отражать операции по формированию и использованию резервного фонда и по итогам отчетного периода автоматически составить бухгалтерский баланс и отчет об изменениях капитала. А еще в Бухгалтерии можно сдавать отчетность через интернет, вести расчеты с сотрудниками

Контур.Бухгалтерия
В веб-сервисе Контур.Бухгалтерия есть всё для удобной работы
  • Легко ведите учёт и заводите первичку
  • Отправляйте отчётность через интернет
  • Сервис расчитает налоги и напомнит о платеже
  • Начисляйте зарплату, больничные, отпускные
Попробовать бесплатно
Вам будут интересны статьи по теме «Справочник бухгалтера»
Счет 62 в бухгалтерском учете

На счете 62 организации учитывают расчеты с покупателями и заказчиками. На этом счете одновременно фиксируют задолженность покупателей перед компанией, иными словами — дебиторку, и долги перед покупателями по полученным авансам.

, Михаил Кобрин
Горизонтальный и вертикальный анализ бухгалтерского баланса

Бухгалтерский баланс — это не просто отчет, который бухгалтер сдает в налоговую «для галочки». Баланс смотрят собственники, банки, инвесторы и другие заинтересованные лица, чтобы принять управленческие решения или сделать вывод о финансовом положении организации. Для этого прибегают к горизонтальному и вертикальному анализу бухбаланса.

, Михаил Кобрин
Накладная по форме М‑15

Если организация собирается передать материалы, спецоснастку, спецодежду и другие материальные ценности своим подразделениям или сторонним организациям, она составляет накладную на отпуск материалов. Форма такой накладной М-15 рекомендована, но не обязательна. Компания может разработать свою форму и утвердить ее в учетной политике.

, Елизавета Кобрина