Открытие ООО: пошаговая инструкция

При открытии ООО нужно не только сдать пакет бумаг в налоговую и получить выписки об открытии фирмы. Важен еще и подготовительный этап, когда учредители составляют необходимые для регистрации документы. А еще важны первые шаги нового общества после регистрации, чтобы наладить работу общества. Расскажем обо всем по порядку. 

Этап 1. Что нужно сделать, чтобы открыть ООО

Выбрать организационно-правовую форму

Будущие бизнесмены обычно решают, что лучше открыть — ИП или ООО. Многие регистрируются как предприниматели и участники организации одновременно, чтобы работать с любыми контрагентами. А еще можно открыть акционерное общество. В общем, выбрать организационно-правовую форму бизнеса — одна из первых задач.

Провести собрание учредителей

Организацию можно создать одному или вместе с партнерами. Люди, которые открывают компанию, вкладывают в нее деньги и принимают решения на собраниях, называются учредители, их может быть до 50 человек. Первое официальное собрание учредителей проводят до регистрации ООО, вот что на нем нужно сделать:

  • выбрать название компании — оно должно быть еще и уникальным;
  • определиться с размером уставного капитала и размером доли каждого учредителя;
  • оценить имущество, если оно станет частью уставного капитала;
  • выбрать генерального директора;
  • решить, как и когда проводить в будущем общие собрания, как рассылать сообщения о них, решать разногласия;
  • определиться с юридическим адресом, по которому будет работать офис общества, — это может быть нежилое помещение в аренде или собственности или квартира учредителя;
  • выбрать налоговый режим и коды ОКВЭД, а если будете заниматься импортом или экспортом, выбрать особые ОКВЭДы для международной деятельности;
  • написать договор об учреждении общества и устав общества — это главный учредительный документ со списком правил, по которым общество работает.

По итогам этой встречи составляют протокол собрания учредителей (до регистрации они учредители, а после регистрации станут участниками общества). Если учредитель один, достаточно оформить его решение о создании ООО со всеми перечисленными пунктами. 

Протокол или решение нужно заверить у нотариуса — его можно пригласить на первое собрание. А чтобы в дальнейшем обходиться без нотариального заверения подписей участников, пропишите в уставе, как будете устанавливать подлинность подписей. Единственный учредитель может указать, что будет сам визировать документы по обществу.

Уплатить госпошлину

После подготовительного этапа и подписания устава, протокола или решения нужно уплатить госпошлину за регистрацию общества — 4 000 рублей. Но можно сэкономить на госпошлине, если регистрировать ООО через сайт ФНС, портал госуслуг или с помощью нотариуса. 

Если учредителей несколько, они платят госпошлину в равных долях, а не пропорционально вкладу в уставный капитал. Бывает, что пошлину оплачивает один учредитель, которого назначили ответственным за процедуру, и тогда налоговая отказывает в регистрации. 

Если учредителей трое, каждый должен внести 1/3 доли от 4000 рублей. При делении получаем бесконечное число 1333.(3), при сокращении по правилам арифметики — 1333 рубля 33 копейки. Но итоговая сумма составит 3999,99 рубля, и вам откажут в регистрации из-за неуплаты пошлины в полном размере. Лучше переплатить и внести по 1 333 рубля 34 копейки или 1334 рубля от каждого учредителя.

Если налоговая вернет документы на доработку при первой попытке регистрации, повторно госпошлину оплачивать не нужно. Но если бумаги вернут во второй раз — придется заплатить пошлину снова.

Этап 2. Как зарегистрировать ООО

Выбрать способ подачи документов

Зарегистрировать организацию можно разными способами. Например, подать документы онлайн на сайте ФНС или на портале Госуслуг — правда для этого потребуется квалифицированная электронная подпись (КЭП) для каждого участника общества, а после регистрации нужно будет заказать новую КЭП руководителю организации.

Подать документы можно лично в МФЦ или в инспекцию, которая «отвечает» за территорию юридического адреса ООО, другой вариант — отправить их в инспекцию по почте.

Третий вариант — обратиться к услугам посредников. Это могут быть консалтинговая фирма, нотариус или банк. К слову, банки занимаются регистрацией бесплатно, это их способ привлекать клиентов. А нотариусы передают документы в налоговую без дополнительной платы, после того как засвидетельствуют подписи учредителей на документах.

Заполнить заявление на регистрацию общества

Заявление Р11001 заполняют заранее или прямо в налоговой. Если вы регистрируете фирму через сайт ФНС или портал госуслуг, шаблон заполняется прямо на сайте.

Если вы заполняете заявление на бумаге, распечатайте каждую страницу на новом листе. Вам нужны только те страницы, которые подходят под сферу работы общества, остальные не включают в заявление, их можно не печатать. Листы не нужно нумеровать и скреплять. Форму заполняют ручкой черного цвета, только заглавными буквами, без ошибок и помарок.

Подать документы в налоговую

Помимо заявления на открытие общества налоговой понадобится пакет бумаг:

  • решение о создании общества, если учредитель один, или договор и протокол собрания учредителей, если их несколько;
  • устав организации;
  • квитанция об уплате госпошлины, если относите документы лично или отправляете почтой;
  • уведомление о переходе на УСН или ЕСХН — для организаций, которые выбрали налоговый спецрежим вместо общей системы налогообложения.

Дополнительно у вас могут запросить:

  • документы о праве собственности учредителя на здание или часть здания, офис компании (юридический адрес) будет в собственном помещении;
  • гарантийное письмо от владельца нежилого здания, если офис будет в арендованном помещении;
  • согласие собственников квартиры или дома на регистрацию общества по этому адресу, если офис будет в жилом помещении;
  • копии паспортов учредителей;
  • нотариальную доверенность на представителя, если документы подают не сами учредители.

Получить документы о регистрации в ФНС

Если все прошло хорошо и общество зарегистрировали, налоговая должна вам выдать:

  • выписку из ЕГРЮЛ с данными вашей организации (форма 350007);
  • устав с отметкой о регистрации;
  • ИНН / КПП организации.

Все эти документы вы получите на e-mail, который указывали в заявлении на регистрацию. Если сведения нужны на бумаге, запросите их в налоговой отдельно.

Получить сведения о регистрации в ПФР, ФСС и Росстате

Этот пункт — для обособленных подразделений с отдельным балансом и расчетным счетом. Они должны самостоятельно обращаться в территориальные отделения фондов по месту регистрации. В остальных случаях ПФР, ФСС и Росстат регистрируют новое ООО сами — по информации от налоговой.

По указанному в регистрационных документах адресу вам пришлют свидетельства о регистрации в фондах с кодами, которые понадобятся для работы. Если в разумный срок письма не пришли, обратитесь в отделение ПФР, ФСС или Росстата по месту регистрации ООО. 

Если вам отказали

Налоговая откажет в регистрации, если в ваших документах были ошибки или данных недостаточно. Вам обязательно укажут на недочеты. Вот самые частые из них:

  • в пакете не хватает документов;
  • в заявлении ошибки и помарки;
  • не оплатили госпошлину;
  • нет доверенности у представителя;
  • документы подписали не учредители или подписи не заверены нотариусом;
  • неверно выделены доли участников в уставном капитале;
  • данные об учредителях неверные или данных недостаточно;
  • юрадрес не отвечает требованиям;
  • коды ОКВЭД выбраны неверно;
  • устав, протокол или решение учредителя составлены неверно;
  • юридический адрес недостоверен или является адресом массовой регистрации.

Этап 3. Что сделать после регистрации ООО

Заказать печать

С 2015 года компании не обязаны иметь круглую печать, но ее нужно ставить в копиях документов для налоговой и отчетности в бумажном виде. Если вы планируете работать с печатью, тогда ставить ее придется даже на «необязательные» документы, а сведения о ней надо заранее внести в устав.

Открыть расчетный счет

Выберите банк и откройте в нем расчетный счет. Получите особые условия обслуживания, заполнив заявку на открытие из веб-сервиса Контур.Бухгалтерия. Кроме того, в сервисе можно автоматически принимать банковскую выписку из интернет-банка и легко отправлять в банк платежки.

Подать уведомление о начале работы и получить лицензию, если нужно

Некоторые компании должны подавать в Роспотребнадзор уведомление о начале деятельности. Это касается тех, кто занимается общепитом, грузоперевозками, гостиничными и бытовыми услугами (полный список приведен в ст. 8 Закона № 294-ФЗ от 26.12.08). 

Если компания планирует заниматься деятельностью, которая требует лицензирования, придется получить лицензию. В 2022 году процесс получения лицензии упрощен — это одна из мер поддержки бизнеса в связи с иностранными санкциями.

Трудоустроить директора и других работников

Оформить сотрудников нужно в первые же дни их фактической работы. Подпишите трудовой договор с руководителем организации и оформите приказ о его назначении, даже если руководитель — вы сами. Тем более, если вы — учредитель и директор в одном лице, подпишите  трудовой договор дважды: от лица организации и от лица работника. Запись в трудовую книжку работника нужно внести в течение 5 дней. А еще работодатели обязаны провести специальную оценку условий труда.

Внести уставный капитал

Срок полной оплаты уставного капитала — четыре месяца с момента регистрации. Каждый учредитель должен внести свою долю: деньгами на расчетный счет, имуществом, инструментами и пр. 

Купить и зарегистрируйте кассу, подключиться к ОФД

Это обязательно для организаций, которые принимают оплату наличными или банковскими картами. Мы рассказывали, как выбрать кассу, как ее подключить и обслуживать. А еще нужно будет выбрать оператора фискальных данных — например, Контур.ОФД — и подключиться к нему, чтобы отправлять данные в налоговую и анализировать данные о продажах в личном кабинете.

Обеспечить ведение бухгалтерского учета

Бухгалтерский учет ведут все компании, даже упрощенцы, за ведение учета отвечает директор, хотя занимается этим обычно бухгалтер. Есть несколько вариантов организовать учет:

  • нанять штатного бухгалтера, если сразу сможете дать ему полную загрузку;
  • найти приходящего или удаленного бухгалтера, если в первое время деятельность не так масштабна;
  • отдать бухучет на аутсорсинг в виде временной или постоянной меры;
  • вести учет самостоятельно, если есть хотя бы базовые знания по бухгалтерии.

В любом случае придется выбрать бухгалтерскую программу или веб-сервис для учета. Например, Контур.Бухгалтерия подходит для малых и средних компаний, помогает легко вести учет, платить налоги и зарплату, отчитываться через интернет и пользоваться другими полезными инструментами. В сервисе могут работать бухгалтер, директор, менеджеры — каждый со своим уровнем доступа. 

Мы дарим 3 месяца бесплатной работы компаниям, которые зарегистрировались не больше 3 месяцев назад.

Утвердить учетную политику

Компания должна утвердить учетную политику не позднее 90 дней с даты регистрации. Разрабатывает ее обычно бухгалтер, а утверждает приказом директор. В Контур.Бухгалтерии уже есть встроенные варианты учетной политики для разных систем налогообложения. Разрабатывать ее не придется — только утвердить.

Вовремя сдавать отчетность

Если вы нашли бухгалтера, то отчетностью занимается он. Но и вам нужно контролировать эту задачу, ведь за учет и отчетность по закону отвечает директор. Новое ООО сдает отчеты, даже если пока не ведет деятельность. Отчетность по налогам зависит от выбранного налогового режима: на УСН это декларация по УСН, а на ОСНО целый пакет отчетов. Еще придется сдавать бухгалтерскую отчетность и отчеты по сотрудникам, ведь в компании трудится, как минимум, генеральный директор. Об отчетности нового ООО мы написали отдельную статью.

Аккуратно выбирать контрагентов 

Компании обязаны применять должную осмотрительность при выборе партнеров, иначе можно получить крупные штрафы и доначисления налогов. Здесь мы рассказали о принципах должной осмотрительности и инструментах, которые помогают проверить поставщиков и клиентов на благонадежность.

Изучить свои отраслевые особенности

В каждой сфере деятельности — свои нюансы работы и требования. Зная их, можно сэкономить, избежать недоразумений и даже санкций от контролирующих органов. Здесь мы пишем об особенностях работы в популярных отраслях.

Изучить меры поддержки бизнеса

Государство поддерживает молодых бизнесменов и развивающийся бизнес, особенно в кризисные периоды. Можно получить льготный кредит или безвозмездную субсидию, отсрочить налоговые платежи. Здесь читайте о мерах поддержки бизнеса в 2022 году.

Изучить возможности приобретения имущества

Если для бизнеса вам нужны основные средства, а денег на оплату недостаточно, их можно купить в кредит или взять в лизинг. Лизинг часто оказывается более экономным вариантом по сравнению с кредитом, а еще он позволяет снизить налоговые платежи.

Часто задаваемые вопросы

Как открыть фирму ООО?

Сначала нужно подготовить Устав общества, выбрать название, провести собрание учредителей и подписать в присутствии нотариуса договор о создании общества — или подписать решение об открытии, если учредитель один. Затем заплатить госпошлину и подать в налоговую заявление, Устав, договор или решение о создании общества, паспорта учредителей. Все это можно сделать и бесплатно с помощью банка. В нашей статье рассказываем подробности.

Сколько нужно денег для открытия ООО?

Минимальный уставный капитал в ООО — 10 000 рублей, его нужно будет внести на счет или имуществом в течение четырех месяцев с момента регистрации. А еще придется заплатить госпошлину 4 000 рублей и оплатить услуги нотариуса, который заверит Устав и договор или решение о создании общества (пошлину можно не платить, если отправлять документы через МФЦ, нотариуса или банк).

Чем грозит открытие ООО на себя?

Если в ООО один учредитель, он сам принимает все решения, сам вносит уставный капитал и несет финансовую ответственность в рамках этой суммы. Если у такой компании минимальный уставный капитал и один учредитель-директор, это может вызывать недоверие партнеров и отказы в сотрудничестве, потому что контрагенты будут подозревать в такой компании фирму-однодневку.

Что нужно для открытия ООО 2022?

В 2022 году не появилось новых требований при открытии ООО. Нужно провести все подготовительные процедуры, которые мы описываем в статье, и выбрать способ подачи документов: лично в налоговой, через Госуслуги (если есть квалифицированная электронная подпись у каждого учредителя), через МФЦ или с помощью банка.

Назовите ИНН и получите бонусные месяца работы в сервисе в подарок