Амортизация основных средств

Все автолюбители знают: после того, как новая машина выезжает из салона, она существенно теряет в стоимости. Причина проста — со временем запчасти автомобиля в процессе эксплуатации изнашиваются. Это же происходит и с основными средствами (ОС) компании.

Амортизация основных средств в бухгалтерском учете

Износ ОС в бухгалтерском учете фиксируют путем начисления амортизации, тем самым списывается стоимость основного средства. Начисление амортизации начинается с даты признания ОС в бухучете, то есть когда оно готово к эксплуатации, и продолжается в течение всего срока полезного использования.  В учетной политике можно предусмотреть начало начисления амортизации с 1-го числа месяца, следующего за месяцем признания основного средства (пп. «а» п. 33 ФСБУ 6/2020).

Начисление амортизации «прерывается» если руководитель принимает решение о консервации объекта ОС на срок более 3 месяцев.

Далеко не по всем объектам основных средств начисляется амортизация. Например, земельные участки и иные объекты природопользования со временем не теряют свою потребительские свойства, а значит и не амортизируются. Подробный список объектов, по которым амортизация в бухучете не начисляется, дан в п. 28 ФСБУ 6/2020. 

Также амортизации не подлежат малоценные ОС, стоимость которых ниже установленного в учетной политике лимита. Затраты на их приобретение и создание списываются в расходы или стоимость других активов единовременно.

В бухгалтерском учете начисление амортизации может происходить несколькими способами:

  • Линейным;
  • Способом уменьшаемого остатка;
  • Способом списания стоимости пропорционально объему выпущенной продукции, произведенных работ.

Выбранный метод организации необходимо зафиксировать в своей учетной политике. Наиболее распространенным способом начисления амортизации выступает линейный способ, его и рассмотрим.

Формула расчета амортизации линейным способом в бухгалтерском учете

Амортизация за месяц = (Балансовая стоимость ОС на начало месяца — Ликвидационная стоимость ОС) / Оставшийся СПИ на начало месяца

Амортизация за отчетный период = Амортизация за месяц × Кол-во месяцев эксплуатации в отчетном периоде

Разберем составляющие расчета:

Срок полезного использования

Срок полезного использования в бухучете (СПИ) — это период, в течение которого организация будет получать выгоду от использования основного средства. Он определяется с учетом предполагаемого периода эксплуатации, ожидаемого физического износа и морального устаревания, а также планов по замене основных средств.

СПИ устанавливает ответственный сотрудник или комиссия по приему основных средств. Ежегодно бухгалтеру следует пересматривать срок и проверять, соответствует ли он условиям использования основного средства.

Балансовая стоимость

По ней основные средства отражаются в бухгалтерском балансе. Балансовая стоимость представляет собой первоначальную стоимость ОС, уменьшенную на суммы накопленной амортизации и обесценения.

Первоначальная стоимость в свою очередь равна сумме капитальных вложений в основное средство (п. 12 ФСБУ 6/2020, п. 5 ФСБУ 26/2020):

  • затраты на покупку, строительство или изготовление ОС
  • зарплата создателей/изготовителей, если они работают в организации;
  • плата за отсрочку или рассрочку;
  • амортизация активов, используемых при создании;
  • авторский надзор;
  • затраты на доставку и подготовку к использованию.

Ликвидационная стоимость

Ликвидационная стоимость ОС определяется по формуле:

Ликвидационная стоимость ОС = Сумма, которую можно получить на текущий момент при выбытии ОС* – Ожидаемые затраты на выбытие

* — включая стоимость материальных ценностей, оставшихся после выбытия.

При расчете следует предполагать, что основное средство находится в таком состоянии, будто его срок полезного использования уже истек.

В ряде случае ликвидационную стоимость следует признать нулевой:

  • если поступлений при выбытии не ожидается;
  • ожидаемые поступления не удовлетворяют установленному в вашей организации критерию существенности;
  • ожидаемые поступления нельзя предсказать.

Пример амортизации основного средства линейным способом

Компания в июле 2022 года приняла к учету основное средство первоначальной стоимостью 120 000 рублей со сроком полезного использования 15 месяцев. Ликвидационную стоимость определили в размере 20 000 рублей. Амортизация начисляется линейным способом с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия к учету.

Требования начислять амортизацию ежемесячно нет, но для наглядности предположим, что организация поступает именно так.

Расчет амортизации:

  • август 2022 — (120 000 — 20 000) / 15 = 6 666,67 рубля
  • сентябрь 2022 — (120 000 — 20 000 — 6 666,67) / 14 = 6 666,67 рубля
  • октябрь 2022 — (120 000 — 20 000 — 13 333,34) / 13 = 6 666,67 рубля
  • ноябрь 2022 —  (120 000 — 20 000 — 20 000,01) / 12 = 6 666,67 рубля
  • декабрь 2022 — (120 000 — 20 000 — 26 666,68) / 11 = 6 666,67 рубля
  • ...
  • октябрь 2023 — (120 000 — 20 000 — 93 333,33) / 1 = 6 666,67 рубля

Через 15 месяцев балансовая стоимость основного средства станет равна его ликвидационной стоимости — 20 000 рублей.

В бухгалтерском учете будет сделана проводка:

Д 20 — К 02 — начисление амортизации по основному средству, относящемуся к основному производству.

Д 26 — К 02 — начисление амортизации по основным средствам, используемых на управленческие нужды.

Д 44 — К 02 — амортизация по ОС, используемым в торговой деятельности.

Стоит отметить, что в бухгалтерском балансе компании стоимость основных средств отражается за минусом амортизации — по балансовой стоимости.

Амортизация в налоговом учете

В налоговом учете амортизация начисляется на ОС, которые соответствуют трем условиям:

  • стоимость превышает 100 000 рублей;
  • срок полезного использования более 12 месяцев;
  • используются в производстве товаров, работ и услуг.

Не амортизируются объекты, перечисленные в п. 2 ст. 256 НК РФ, это в том числе земля и иные объекты природопользования, произведения искусства, основные средства, по которым применен инвестиционный вычет, и т.д. 

Начисление амортизации «прерывается» если:

  • Руководитель принимает решение о консервации объекта ОС на срок более 3 месяцев;
  • ОС находится на реконструкции или модернизация ОС сроком более 12 месяцев.

Начинается начисление амортизации в налоговом учете с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода в эксплуатацию.

На выбор есть линейный и нелинейный методы расчета. Однако в налоговом учете линейный способ несколько отличается от бухгалтерского.

Формула расчета амортизации линейным способом в налоговом учете

Ежемесячная амортизация = Норма амортизации × Первоначальная стоимость 

Норма амортизации* = (1 / количество месяцев в сроке полезного использования) × 100 %

* — в ряде случаев к норме амортизации можно применять повышающие и понижающие коэффициенты, которые влияют на срок полезного использования (ст. 259.3 НК РФ).

Если рассчитать амортизацию в налоговом учете для примера выше, то она составит 8 000 в месяц, так как ликвидационная стоимость не учитывается. Если бы ликвидационную стоимость в бухучете признали равной нулю, суммы были бы идентичны.

Срок полезного использования

В налоговом учете реальные планы по использованию имущества значения не имеют. Для точного определения СПИ следует пользоваться классификатором основных средств, утвержденным постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. №1. К примеру, для компьютеров и иных вычислительных машин данное постановление предусматривает срок полезного использования от 2 до 3 лет.

Первоначальная стоимость

В налоговом учете в первоначальную стоимость ОС включаются расходы на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку, подготовку к эксплуатации. При этом НДС и акцизы из этих сумм исключаются, если иное не предусмотрено НК РФ.

Амортизация при ОСНО

Амортизация включается в расходы, связанные с производством и реализацией. Отчисления следует учитывать в расходах ежемесячно (пп. 3 п. 2 ст. 253, п. 3 ст. 272 НК РФ).

Если же амортизация относится к прямым расходам, признавать их нужно по мере реализации товаров, работ и услуг, в стоимости которых учтена амортизация (п. п. 1, 2 ст. 318 НК РФ).

 

Амортизация при УСН

Налоговый учет расходов при упрощенной системе налогообложения применим лишь к упрощенцам с объектом «доходы минус расходы». Те, кто находится на системе «доходы», для целей исчисления налога учитывают лишь доходы от деятельности, а все расходы учитывают в рамках бухгалтерского учета.

У упрощенцев, действующих в рамках системы «доходы минус расходы», есть право списать в расходы оплаченную часть основного средства в течение календарного года, в котором это ОС было введено в эксплуатацию. В зависимости от того, в каком квартале ОС было принято к учету, стоимость основного средства распределяется равномерно по числу кварталов, в которых оно использовалось.

В году четыре квартала, а значит ежеквартально стоимость ОС будет списываться либо в размере 1/4, либо 1/3, либо 1/2, либо вся стоимость будет списана единовременно в расходы, если ОС был принят к учету в четвертом квартале.

Ведите учет в Контур.Бухгалтерии — удобном онлайн-сервисе для расчета зарплаты и отправки отчетности в ФНС, ПФР и ФСС. Сервис подходит для комфортной совместной работы бухгалтера и директора.

Попробовать бесплатно на 14 дней


Что такое выписка из банка и как она выглядит

Выписку из банка у предпринимателя регулярно запрашивает бухгалтер. Этот документ нужен, чтобы отразить в учете поступления и оплаты по расчетному счету. Расскажем, что такое выписка, как она выглядит, как ее получить и надо ли хранить.

Как получить банковскую выписку

Зачем нужна банковская выписка физлицу или бизнесу? Она помогает управлять финансами или может пригодиться при получении кредита. Расскажем, для чего используют этот документ, как его получить и можно ли это автоматизировать.

Как сформировать акт сверки в Контур.Бухгалтерии

Акт сверки взаиморасчетов с контрагентами помогает отслеживать долги и может стать важным документом в суде. В статье расскажем, на что обратить внимание при сверке и как автоматически составить акт в Контур.Бухгалтерии.

Расшифровка выписки по расчетам с налоговой

При сверке с налоговой мало выполнить регламент, нужно еще расшифровать документы и заявить о своем несогласии, если некоторые ваши платежи потерялись. Расскажем, какие документы получают при сверке налогоплательщики, как их расшифровать и что после сверки можно сделать.

Доверенность в ИФНС: образцы и примеры

В 2022 году можно применять несколько видов доверенностей для сдачи отчетности в налоговую. До 2023 года действует переходный период по доверенностям, но после этого правила уточнятся. Расскажем, как оформить доверенность и какие формы лучше выбрать для разных случаев.

Что будет доступно
на 14 дней
Бесплатно на 14 дней
Доступно
 Бесплатная техподдержка
 Автоматические обновления сервиса
 Анализ сделок и долгов клиентов
 Проверка контрагентов
 Выставление и отправка счетов онлайн
 Ведение бухгалтерии
 Распознавание сканированных товарных накладных (до 5 раз)
 Справочно-правовой модуль
 Финансовый анализ
 Курсы по бухучёту для директоров
Недоступно
Отправка отчетов через интернет
Сверки с ПФР и ФНС
Письма в ПФР и ФНС
Подготовка отчетности в ПФР, ФСС, ФНС
По окончании бесплатного периода
возможности будут ограничены, однако данные останутся
и вы сможете продолжить работу после оплаты