Амортизация основных средств

Все автолюбители знают: после того, как новая машина выезжает из салона, она существенно теряет в стоимости. Причина проста — со временем запчасти автомобиля в процессе эксплуатации изнашиваются. Это же происходит и с основными средствами (ОС) компании.

Амортизация основных средств в бухгалтерском учете

Износ ОС в бухгалтерском учете фиксируют путем начисления амортизации, тем самым списывается стоимость основного средства. Начисление амортизации начинается с даты признания ОС в бухучете, то есть когда оно готово к эксплуатации, и продолжается в течение всего срока полезного использования.  В учетной политике можно предусмотреть начало начисления амортизации с 1-го числа месяца, следующего за месяцем признания основного средства (пп. «а» п. 33 ФСБУ 6/2020).

Начисление амортизации «прерывается» если руководитель принимает решение о консервации объекта ОС на срок более 3 месяцев.

Далеко не по всем объектам основных средств начисляется амортизация. Например, земельные участки и иные объекты природопользования со временем не теряют свою потребительские свойства, а значит и не амортизируются. Подробный список объектов, по которым амортизация в бухучете не начисляется, дан в п. 28 ФСБУ 6/2020. 

Также амортизации не подлежат малоценные ОС, стоимость которых ниже установленного в учетной политике лимита. Затраты на их приобретение и создание списываются в расходы или стоимость других активов единовременно.

В бухгалтерском учете начисление амортизации может происходить несколькими способами:

  • Линейным;
  • Способом уменьшаемого остатка;
  • Способом списания стоимости пропорционально объему выпущенной продукции, произведенных работ.

Выбранный метод организации необходимо зафиксировать в своей учетной политике. Наиболее распространенным способом начисления амортизации выступает линейный способ, его и рассмотрим.

Формула расчета амортизации линейным способом в бухгалтерском учете

Амортизация за месяц = (Балансовая стоимость ОС на начало месяца — Ликвидационная стоимость ОС) / Оставшийся СПИ на начало месяца

Амортизация за отчетный период = Амортизация за месяц × Кол-во месяцев эксплуатации в отчетном периоде

Разберем составляющие расчета:

Срок полезного использования

Срок полезного использования в бухучете (СПИ) — это период, в течение которого организация будет получать выгоду от использования основного средства. Он определяется с учетом предполагаемого периода эксплуатации, ожидаемого физического износа и морального устаревания, а также планов по замене основных средств.

СПИ устанавливает ответственный сотрудник или комиссия по приему основных средств. Ежегодно бухгалтеру следует пересматривать срок и проверять, соответствует ли он условиям использования основного средства.

Балансовая стоимость

По ней основные средства отражаются в бухгалтерском балансе. Балансовая стоимость представляет собой первоначальную стоимость ОС, уменьшенную на суммы накопленной амортизации и обесценения.

Первоначальная стоимость в свою очередь равна сумме капитальных вложений в основное средство (п. 12 ФСБУ 6/2020, п. 5 ФСБУ 26/2020):

  • затраты на покупку, строительство или изготовление ОС
  • зарплата создателей/изготовителей, если они работают в организации;
  • плата за отсрочку или рассрочку;
  • амортизация активов, используемых при создании;
  • авторский надзор;
  • затраты на доставку и подготовку к использованию.

Ликвидационная стоимость

Ликвидационная стоимость ОС определяется по формуле:

Ликвидационная стоимость ОС = Сумма, которую можно получить на текущий момент при выбытии ОС* – Ожидаемые затраты на выбытие

* — включая стоимость материальных ценностей, оставшихся после выбытия.

При расчете следует предполагать, что основное средство находится в таком состоянии, будто его срок полезного использования уже истек.

В ряде случае ликвидационную стоимость следует признать нулевой:

  • если поступлений при выбытии не ожидается;
  • ожидаемые поступления не удовлетворяют установленному в вашей организации критерию существенности;
  • ожидаемые поступления нельзя предсказать.

Пример амортизации основного средства линейным способом

Компания в июле 2022 года приняла к учету основное средство первоначальной стоимостью 120 000 рублей со сроком полезного использования 15 месяцев. Ликвидационную стоимость определили в размере 20 000 рублей. Амортизация начисляется линейным способом с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия к учету.

Требования начислять амортизацию ежемесячно нет, но для наглядности предположим, что организация поступает именно так.

Расчет амортизации:

  • август 2022 — (120 000 — 20 000) / 15 = 6 666,67 рубля
  • сентябрь 2022 — (120 000 — 20 000 — 6 666,67) / 14 = 6 666,67 рубля
  • октябрь 2022 — (120 000 — 20 000 — 13 333,34) / 13 = 6 666,67 рубля
  • ноябрь 2022 —  (120 000 — 20 000 — 20 000,01) / 12 = 6 666,67 рубля
  • декабрь 2022 — (120 000 — 20 000 — 26 666,68) / 11 = 6 666,67 рубля
  • ...
  • октябрь 2023 — (120 000 — 20 000 — 93 333,33) / 1 = 6 666,67 рубля

Через 15 месяцев балансовая стоимость основного средства станет равна его ликвидационной стоимости — 20 000 рублей.

В бухгалтерском учете будет сделана проводка:

Д 20 — К 02 — начисление амортизации по основному средству, относящемуся к основному производству.

Д 26 — К 02 — начисление амортизации по основным средствам, используемых на управленческие нужды.

Д 44 — К 02 — амортизация по ОС, используемым в торговой деятельности.

Стоит отметить, что в бухгалтерском балансе компании стоимость основных средств отражается за минусом амортизации — по балансовой стоимости.

Амортизация в налоговом учете

В налоговом учете амортизация начисляется на ОС, которые соответствуют трем условиям:

  • стоимость превышает 100 000 рублей;
  • срок полезного использования более 12 месяцев;
  • используются в производстве товаров, работ и услуг.

Не амортизируются объекты, перечисленные в п. 2 ст. 256 НК РФ, это в том числе земля и иные объекты природопользования, произведения искусства, основные средства, по которым применен инвестиционный вычет, и т.д. 

Начисление амортизации «прерывается» если:

  • Руководитель принимает решение о консервации объекта ОС на срок более 3 месяцев;
  • ОС находится на реконструкции или модернизация ОС сроком более 12 месяцев.

Начинается начисление амортизации в налоговом учете с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода в эксплуатацию.

На выбор есть линейный и нелинейный методы расчета. Однако в налоговом учете линейный способ несколько отличается от бухгалтерского.

Формула расчета амортизации линейным способом в налоговом учете

Ежемесячная амортизация = Норма амортизации × Первоначальная стоимость 

Норма амортизации* = (1 / количество месяцев в сроке полезного использования) × 100 %

* — в ряде случаев к норме амортизации можно применять повышающие и понижающие коэффициенты, которые влияют на срок полезного использования (ст. 259.3 НК РФ).

Если рассчитать амортизацию в налоговом учете для примера выше, то она составит 8 000 в месяц, так как ликвидационная стоимость не учитывается. Если бы ликвидационную стоимость в бухучете признали равной нулю, суммы были бы идентичны.

Срок полезного использования

В налоговом учете реальные планы по использованию имущества значения не имеют. Для точного определения СПИ следует пользоваться классификатором основных средств, утвержденным постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. №1. К примеру, для компьютеров и иных вычислительных машин данное постановление предусматривает срок полезного использования от 2 до 3 лет.

Первоначальная стоимость

В налоговом учете в первоначальную стоимость ОС включаются расходы на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку, подготовку к эксплуатации. При этом НДС и акцизы из этих сумм исключаются, если иное не предусмотрено НК РФ.

Амортизация при ОСНО

Амортизация включается в расходы, связанные с производством и реализацией. Отчисления следует учитывать в расходах ежемесячно (пп. 3 п. 2 ст. 253, п. 3 ст. 272 НК РФ).

Если же амортизация относится к прямым расходам, признавать их нужно по мере реализации товаров, работ и услуг, в стоимости которых учтена амортизация (п. п. 1, 2 ст. 318 НК РФ).

 

Амортизация при УСН

Налоговый учет расходов при упрощенной системе налогообложения применим лишь к упрощенцам с объектом «доходы минус расходы». Те, кто находится на системе «доходы», для целей исчисления налога учитывают лишь доходы от деятельности, а все расходы учитывают в рамках бухгалтерского учета.

У упрощенцев, действующих в рамках системы «доходы минус расходы», есть право списать в расходы оплаченную часть основного средства в течение календарного года, в котором это ОС было введено в эксплуатацию. В зависимости от того, в каком квартале ОС было принято к учету, стоимость основного средства распределяется равномерно по числу кварталов, в которых оно использовалось.

В году четыре квартала, а значит ежеквартально стоимость ОС будет списываться либо в размере 1/4, либо 1/3, либо 1/2, либо вся стоимость будет списана единовременно в расходы, если ОС был принят к учету в четвертом квартале.

Ведите учет в Контур.Бухгалтерии — удобном онлайн-сервисе для расчета зарплаты и отправки отчетности в ФНС, ПФР и ФСС. Сервис подходит для комфортной совместной работы бухгалтера и директора.

Попробовать бесплатно на 14 дней


Учет товаров на маркетплейсах

Маркетплейсы — отличный канал для моментального вывода на рынок своих товаров. Они активно развиваются последние несколько лет, каждый год демонстрируя стабильный рост товарооборота, торгового оборота и количества продавцов. В торговлю на маркетплейсах вовлекается все больше компаний и индивидуальных предпринимателей. Поэтому важно научиться разбираться с базовыми бухгалтерскими и управленческими процессами, чтобы бизнес шел успешно и приносил прибыль.

Электронная бухгалтерия

Цифровые технологии существенно упростили ведение бухгалтерского учета, сдачу отчетности и взаимодействие с налоговой. На рынке множество сервисов, которые помогают бухгалтерам и предпринимателям. Рассмотрим основные принципы электронной бухгалтерии, ее плюсы и минусы.

Ответ на требование налоговой по НДС: образец, пояснительная записка

При проверке первичной декларации по НДС у инспектора могут появиться вопросы, и тогда он требует уточнений, пояснений или подтверждающих документов. Обычно это связано с нестыковками в отчетах, которые находит специальная программа. Требования могут зависеть от результатов проверки или нет. Расскажем, как проверить правомерность запроса и ответить на него.

Что такое рецессия простыми словами

Надо ли бизнесу готовиться к трудным временам, если эксперты говорят о рецессии в экономике? В статье разберёмся, что такое рецессия и так ли она страшна.

Что будет доступно
на 14 дней
Бесплатно на 14 дней
Доступно
 Ведение бухгалтерии
 Расчет зарплаты, больничных, отпускных
 Работа с кадровыми документами
 Автозагрузка банковской выписки и экспорт платежек
 Анализ сделок и долгов клиентов
 Проверка контрагентов
 Выставление и отправка счетов онлайн
 Справочно-правовой модуль
 Распознавание сканированных первичных документов (5 раз)
 Финансовый анализ (1 раз)
 Импорт данных из 1С
 Бесплатная техподдержка
Недоступно
Подготовка отчетности в контролирующие органы
Отправка отчетов через Интернет
Сверки с СФР и ФНС
Письма в СФР и ФНС
По окончании бесплатного периода
возможности будут ограничены, однако данные останутся
и вы сможете продолжить работу после оплаты