Что такое реестр МСП и зачем он нужен? — Контур.Бухгалтерия

Что такое реестр МСП

Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) включает в себя сведения о юрлицах и ИП, которые относятся к категории малых и средних предприятий. Единый перечень субъектов малого и среднего предпринимательства ведет ФНС.

Для чего нужен реестр

С помощью единого реестра вы можете быстро и без финансовых затрат получить сведения о конкретной компании или ИП. Для этих целей реестр используют государственные и муниципальные органы, а также потенциальные контрагенты. Кроме того, реестр используется при составлении перечня для участия в госзакупках или контрактах.

Проверить статус юрлица или ИП можно на официальном сайте ФНС. В ответ на запрос вы получите электронную выписку. Присутствие в реестре указывает на право компании или ИП на льготы и послабления, предусмотренные для малого и среднего бизнеса. Для подтверждения этих прав нужна только выписка из реестра СМП, иные документы не требуются.

Какие сведения включает в себя реестр

Все данные из реестра малого и среднего предпринимательства размещены в открытом доступе на сайте налоговой. В единый реестр включаются следующие сведения о субъектах малого и среднего предпринимательства (ч. 3 ст. 4.1 Закона № 209-ФЗ):

  • наименование юрлица или имя, фамилия и отчество ИП;
  • ИНН;
  • место нахождения юридического лица или место проживания индивидуального предпринимателя;
  • дата внесения данных в реестр;
  • категория субъекта предпринимательства (среднее или малое предприятие, микропредприятие);
  • среднесписочная численность сотрудников (при наличии информации);
  • отметка о том, что субъект является вновь зарегистрированным;
  • коды ОКВЭД и сведения о продукции или услугах;
  • данные об имеющихся лицензиях;
  • информация о заключенных государственных контрактах, обязательствах в партнерствах.

Как попасть в реестр и как там остаться

Чтобы попасть в реестр, нужно соответствовать специальным критериям, а чтобы в нем оставаться, следует к 10 июля подтвердить свое соответствие критериям отчетностью по численности сотрудников и доходам.

Критерии включения в реестр СМП

Для включения в перечень СМП требуется единовременное соблюдение ряда условий. Предельные величины среднесписочной численности работников и дохода за предыдущий календарный год, которые нужно соблюдать для включения в реестр:

  • для средних предприятий: от ста до двухсот человек / два миллиарда рублей;
  • для малых предприятий: до ста человек / восемьсот миллионов рублей;
  • для микропредприятий: до пятнадцати человек / сто двадцать миллионов рублей.

Размер предельного дохода и числа сотрудников устанавливает Правительство РФ. Есть дополнительные требования, касающиеся исключительно хозяйственных обществ и партнерств. Ограничение связано со структурой собственности:

  • доля участия РФ, ее субъектов и муниципальных образований, а также фондов, общественных и религиозных объединений не должна превышать 25% от уставного капитала ООО (голосующих акций АО);
  • доля участия иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не относящихся к малому или среднему бизнесу, составляет не более 49%.

Альтернативное условие ограничению по доле участия — инновационный характер деятельности компании. Например, если организация применяет результаты интеллектуальной деятельности, исключительные права на них должны принадлежать собственникам — научным учреждениям или образовательным организациям. Еще один вариант — акции АО обращаются на бирже и отнесены к высокотехнологичному сектору экономики.

Как формируется реестр СМП

Реестр ведет налоговая на основании данных из ЕГРЮЛ, ЕГРИП, а также поданных в ФНС сведений о среднесписочной численности работников, доходах и пр. Сведения о субъекте МСП в реестр вносят каждый месяц 10-го числа на основании данных, которые были у инспекции на 1 число месяца. Если вы выполняете все условия, вас включат в перечень МСП автоматически.

Дополнительно стоит учитывать:

  • с 10 января по 10 июня текущего берут сведения за календарный год, предшествующий предыдущему.
  • с 10 июля по 10 декабря текущего года берут сведений за прошлый календарный год.

Сами субъекты предпринимательства в налоговую не обращаются, все происходит автоматически. Дополнительные документы или заявление для включения в перечень не нужны. 

Исключают сведения о юрлицах и ИП из реестра один раз в год — 10 июля текущего года. Это возможно в следующих случаях:

  • субъект не представил сведения о среднесписочной численности за предшествующий год;
  • субъект не сдал налоговую отчетность, позволяющую определить сумму доходов за предшествующий год;
  • субъект не отвечает условиям, установленным ст. 4 Закона № 209-ФЗ;
  • субъект прекратил деятельность в соответствии с данными ЕГРЮЛ или ЕГРИП.

ИП и организации могут перейти из одной категории в другую, если их доходы или среднесписочная численность работников были выше или ниже предельных значений в течение трех лет подряд. Например, у ООО в 2018 году было 74 сотрудника, в 2019 году 102 сотрудника и в 2020 году 107 сотрудников. Организация в 2021 году будет считаться малым предприятием, так как показатель численности был превышен только в двух годах подряд.

Что делать, если фирма не попала в реестр

Если в реестре нет сведений о вашем предприятии или сведения нужно исправить, подайте заявление через специальный сервис на сайте ФНС. Как правило, сведения о малых предприятиях не включаются в реестр из-за несоответствия дохода и среднесписочной численности работников предельным значениям. Если право на включение в перечень или неточность данных подтвердится, служба внесет требуемые изменения.

Автор статьи: Валерия Текунова

Как малому предприятию облегчить ведение учета и сдачу отчетности? - попробуйте современный облачный сервис Контур.Бухгалтерия. Простой бухгалтерский и налоговый учет, расчет налогов, зарплата, автоматическое формирование отчетов и отправка через интернет. Первые 14 дней работы в сервисе — бесплатно.


Другие статьи

Онлайн-сервис или программа для расчета заработной платы

Иногда бизнесу нужна отдельная программа или сервис для расчета зарплаты и отчетности по сотрудникам. Расскажем, какие возможности должны быть у такой программы и покажем основные операции на примере «Зарплаты» в Контур.Экстерне.

Договор займа между юридическими лицами
Когда бизнесу нужны оборотные средства, кроме банковских кредитов, можно взять деньги у другого юридического лица. А кредитор, оформляя заём юридическому лицу, может выгодно разместить свободные деньги и заработать на этом процентный доход. Расскажем, как действует такой договор займа.
Договор займа между физическим и юридическим лицом
Часто юридическому лицу нужно получить оборотные средства для развития бизнеса, но не всегда удобно и выгодно обращаться за займом в кредитную организацию. Тогда можно занять деньги у физического или юридического лица. Такой заём может быть беспроцентным или процентным. Разберемся, какой договор необходимо заключить для оформления займа.
Вы всё ещё думаете?
Просто попробуйте