Все, что нужно знать об отправке отчетности в ПФР


Что сдаем

Все работодатели, имеющие наемных работников и выплачивающие им заработную плату, обязаны ежеквартально отчитываться в ПРФ о суммах страховых взносов, начисленных и уплаченных не только в Пенсионный фонд, но и в ФФОМС и ТФОМС. С 2011 года одновременно с отчетностью по страховым взносам подаются и сведения по персонифицированному учету. Таким образом, пакет отчетности включает в себя формы РСВ-1 и СЗВ-6.

Если быть точнее, то в зависимости от ряда условий в пакет могут входить следующие формы:

  • РСВ-1 — расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам. Содержит информацию по всей организации в целом.
  • СЗВ-6-1 сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах по каждому сотруднику. В форму включают сотрудников, если у них были особые условия труда (МКС, РКС), условия для досрочного назначения трудовой пенсии (педагогическая деятельность, тяжелые условия труда и т д.), несколько записей о стаже (отпуск без сохранения, временная нетрудоспособность). Каждая пачка СЗВ-6-1 сопровождается описью АДВ-6-3.
  • СЗВ-6-2- реестр сведений о начисленных и уплаченных страховых взносах по нескольким сотрудникам. В него включают сотрудников, которые не попали в СЗВ-6-1.
  • АДВ-6-2 — опись сведений, сопровождает весь пакет, передаваемый в ПФР.

Когда сдаем

С 2011 отчетность сдается ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом (кварталом, полугодием, девятью месяцами и календарным годом). Таким образом, последними датами сдачи отчетности в 2011 году становятся:

  • 16 мая — за I квартал
  • 15 августа — за полугодие
  • 15 ноября — за 9 месяцев
  • 15 февраля 2012 года — за весь 2011 год

С 2011 года увеличились сроки обработки отчетности. Квитанция о том, что отчет доставлен в ПФР, может прийти в течение 4х дней. А протокол контроля формируется в течение 6 дней. Суммарно весь цикл может занять 10 рабочих дней.

Важно помнить, что датой принятия отчета в ПФР считается дата получения положительного протокола. Поэтому, чтобы не создавать стрессовых ситуаций, постарайтесь отправить отчет не позднее, чем за 10 дней до окончания срока отчетности.

Как сдаем

Отчитаться в ПФР можно через интернет (по ТКС — телекоммуникационным каналам связи) или по старинке: отнести отчет самостоятельно или отправить по почте. Но если численность сотрудников в организации превышает 50 человек, то работодатель обязан отчитываться по ТКС.
Для того чтобы получить возможность всегда отправлять отчеты через интернет, один раз все-таки придется сходить в УПФР, чтобы:

  • Заполнить Заявление о подключении к электронному документообороту с ПФР (1 экземпляр).
  • Подписать Соглашение об обмене электронными документами с ПФР (2 экземпляра). Его подписывает руководитель или сотрудник, который уполномочен сдавать отчетность за организацию, с одной стороны и уполномоченный сотрудник Пенсионного фонда с другой. Один экземпляр остается у вас, другой в УПФР.
  • Если Соглашение и Заявление были заполнены не от имени руководителя, а от имени уполномоченного сотрудника, действующего на основании доверенности, данную доверенность необходимо обязательно приложить, указав ФИО и должность уполномоченного.

Шаблоны документов есть на сайте Пенсионного фонда, но лучше брать в своем УПФР, так как зачастую региональный вариант отличается от федерального.

Далее нужно выбрать программу, с помощью которой можно формировать и отправлять отчеты в ПФР.

Как правило, это разные программы. Т.е. формируется отчет в одной программе, а отправляется другой. На рынке сейчас есть несколько достойных вариантов. При желании в интернете можно найти обзоры той или иной системы.

Для пользователей Контур.Бухгалтерии создан удобный способ подготовки и отправки отчетов. Суть в следующем: пользователь считает зарплату в Контуре, и на основании этих данных отчетность формируется автоматически. Готовый отчет сам передается в систему для отправки Контур-Экстрен. Пользователь при этом не переключается между программами. Все происходит в Контуре. Этапы прохождения отчета также показывает Контуре.

Отправка отчетов в ПФР есть в тарифных планах Классический ПФР и Оптимальный. Целесообразнее подключаться к Оптимальному, так как в нем есть отправка не только в Пенсионный фонд, но и в ФНС и ФСС. Для пользователей Контур.Бухгалтерии предусмотрена 50% скидка на эти тарифы (в Москве и Московской области — 30%).

Для подключения выберите ближайший к вам сервисный центр. Вам выдадут необходимый пакет документов и расскажут, как подключиться к системе. И еще выдадут Рутокен (специальный носитель, очень напоминающий флешку).

Все нюансы подключения здесь описывать не будем, у вас будут на руках пошаговые инструкции, где понятным языком написано, что и как настроить. Хотелось бы объяснить, для чего нужно выполнять, казалось бы, непонятные настройки, а не просто нажать одну кнопку «Начать работать быстро!».

Дело в том, что отчеты содержат конфиденциальные данные (информацию о размере взносов, о больничных, персональные данные сотрудника). Подобные сведения при передаче через интернет должны быть защищены с особой тщательностью от несанкционированного доступа: перед отправкой они должны быть обязательно зашифрованы и подписаны электронной
цифровой подписью (ЭЦП).
Для чего шифровать данные — понятно. А вот зачем ЭЦП? Она является аналогом собственноручной подписи человека и гарантирует подлинность и целостность документа. Шифрует и подписывает отчеты специальный встроенный модуль Крипто-Про CSP. Вот его-то и нужно установить и настроить.

У пользователя, который подписывает отчеты в ПФР, есть свой ключ ЭЦП. Он хранится на выданном в сервисном центре Рутокене. А у сотрудника ПФР есть свой ключ, с его помощью он сможет расшифровать присланный отчет и удостовериться в его подлинности.

Это основные вещи, которые следует знать при отправке отчетов в ПФР. 

Для особо любознательных приводим несколько полезных ссылок на основные документы, регламентирующие подготовку и отправку отчетов.

Основные документы, регламентирующие пенсионную отчетность:

  • Федеральный закон от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (с учетом изменений и дополнений).
  • Постановление от 31 июля 2006 г. N 192п «О формах документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и инструкции по их заполнению». В ред. Постановлений Правления ПФ РФ от 28.07.2008 N 224п, от 23.07.2009 N 161п, от 23.06.2010 N 152п, от 07.07.2010 N 166п, от 24.03.2011 N 59п.

Форма РСВ-1 и ее заполнение:

  • Приказ N 894н от 12 ноября 2009 г. «Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам».
  • Приказ от 20 декабря 2010 г. N 1135н «О внесении изменений в форму расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные Фонды обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам».

Отправка отчетов по ТКС

  • Распоряжение от 11 октября 2007 г. N 190р «О внедрении защищенного электронного документооборота в целях реализации законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании». В ред. распоряжений Правления ПФ РФ от 10.06.2009 N 116р, от 19.03.2010 N 75р.
Вам будут интересны статьи по теме «Архив изменений законодательства»
Попробовать месяц бесплатно
Зарегистрироваться
Используя сервис, вы соглашаетесь соблюдать условия Лицензионного договора
Что будет доступно
на 30 дней
Бесплатно на 30 дней
Доступно
 Многопользовательский режим
 Бесплатная техподдержка
 Автоматические обновления сервиса
 Анализ сделок и долгов клиентов
 Проверка контрагентов
 Выставление и отправка счетов онлайн
 Ведение бухгалтерии
 Подготовка отчетности в ПФР, ФСС, ФНС
 Распознавание сканированных товарных накладных (до 5 раз)
 Справочно-правовой модуль
 Финансовый анализ
 Курсы по бухучёту для директоров
Недоступно
Отправка отчетов через интернет
Сверки с ПФР и ФНС
Письма в ПФР и ФНС
Вопросы экспертам
По окончании бесплатного периода
возможности будут ограничены, однако данные останутся
и вы сможете продолжить работу после оплаты