Как сформировать акт сверки в Контур.Бухгалтерии — Контур.Бухгалтерия

Как сформировать акт сверки в Контур.Бухгалтерии

Акт сверки взаиморасчетов с контрагентами помогает отслеживать долги и может стать важным документом в суде. В статье расскажем, на что обратить внимание при сверке и как автоматически составить акт в Контур.Бухгалтерии.

bk

Контур.Бухгалтерия — 14 дней бесплатно!

Простая и понятная онлайн-бухгалтерия для малого бизнеса со всеми инструментами. Уровни доступа для разных сотрудников

Для чего составляют акт сверки

Акт сверки взаиморасчетов с контрагентами помогает решить вопрос с долгами, но он не закрепляет права и обязанности сторон, даже если оформлен правильно, заверен подписями и печатями. Например, суд не будет взыскивать задолженность по акту с покупателя, если поставщик не может подтвердить долг еще и первичными документами с подписями сторон.

Но акт помогает в следующих ситуациях:

  • в учете числится задолженность перед контрагентом, которой нет в акте взаиморасчетов: это означает, что данные учета стоит еще раз проверить и списать задолженность;
  • у компании есть должник: если он подписывает акт сверки, то срок исковой давности начинает течь снова с момента подписания акта (ст. 203 ГК РФ, п. 20 Постановления Пленума ВС РФ от 29.09.2015 № 43), и у компании есть больше времени на взыскание долга; если контрагент отказывается подписывать акт, вы не можете его к этому принудить — кроме случаев, когда договор предусматривает такую обязанность;
  • прежде документы подписывали от лица контрагента его сотрудники, которые не имеют на это полномочий: тогда если акт сверки подпишут полномочные лица, то действия сотрудников будут признаны (п. 1 ст. 183 ГК РФ, п. 123 Постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 № 25); скажем в накладной стоит подпись кладовщика, а акт сверки подписывает директор — тогда считается, что товар приняли верно;
  • при аудите могут возникнуть сложности, если в учете и отчетности проходит крупная сумма, которая не подтверждена актом сверки: перед внешним аудитом лучше составить акт и подписать с обеих сторон, потому что это самое достоверное доказательство сальдо расчетов с поставщиками и покупателями.

Когда формируют акт сверки

В законе нет точных предписаний о том, когда нужно составлять акт, только косвенные указания. Например, перед составлением годовой бухотчетности проводится обязательная инвентаризация расчетов с клиентами и поставщиками, с которыми были операции в течение года или операций не было, но есть остатки по расчетам (п. 27 ПБУ, утв. Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н). Когда в налоговом учете предусмотрен резерв по сомнительным долгам, то дебиторскую задолженность уточняют в конце каждого налогового периода (п. 4 ст. 266 НК РФ). 

В добровольном режиме головная компания может установить для филиалов сроки инвентаризации расчетов, а еще контрагенты могут включить в договор пункт о проведении сверок по взаиморасчетам.

bk

Онлайн‑бухгалтерия без авралов и рутины

Ведите учет в удобной онлайн-бухгалтерии: учет, расчет зарплаты и пособий, отправка отчетности в ФНС, СФР, Росстат. 

Как оформляют акт сверки

Закон не устанавливает единую форму акта сверки, так что вы можете работать с любой формой, в которой будут реквизиты, предписанные ст. 9 ФЗ «О бухгалтерском учете». Это название и дата составления, названия контрагентов-составителей, содержание операции, денежные и/или натуральные измерения, должности подписантов и их подписи. Главное — договориться об этом с контрагентом.

Важный момент — подписание акта сверки. Оптимально, если подпись ставит руководитель, главбух или сотрудник с соответствующими полномочиями, которые подтверждены доверенностью. Например, суды признают акты с подписью главного бухгалтера и печатью организации (определение ВС РФ от 30.11.2016 по делу № А27-13820/2015). Но если акт подписал не уполномоченный сотрудник, то эта бумага не будет доказывать признание долга.

Как формируется акт сверки в Контур.Бухгалтерии

Взаимоотношения фирмы с контрагентами юридически закрепляются в договорах. При этом с каждым поставщиком или покупателем могут появиться расчеты по разным договорам, и эти расчеты будут отличаться. Скажем, компания А арендует склад у компании Б, а еще покупает у нее пиломатериалы — и это оформляется разными договорами. Или компания А покупает у предпринимателя сыр по предоплате, а парное мясо по полной постоплате. 

Чтобы избежать путаницы в таких ситуациях сервис формирует акты сверки расчетов в разрезе договоров. Для этого в учете нужно «привязывать» все операции к конкретным договорам. Тогда вы сможете создавать акты сверки и контролировать взаиморасчеты с контрагентом в рамках каждого договора. В этом случае вы сможете понять состояние расчетов, увидите, за что пришла оплата от контрагента и когда вам вернут долг. 

Например, у заказчика перед вами долг, вы составляете акт сверки, просматриваете договор и видите: по условиям соглашения он выплачивает долг в течение трех месяцев после поставки равными платежами. Если все идет по плану, значит ситуация под контролем.

Без привязки операций к договорам в Бухгалтерии акт сверки будет неинформативным, а иногда и бессмысленным. «Привязать» операцию к договору можно двумя способами.

bk

Онлайн‑бухгалтерия для малого бизнеса

Автоматически рассчитывайте и платите налоги в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия! Учет, зарплата, отчетность

Способ 1. При создании платежных и отгрузочных документов в сервисе обращайте внимание на поле «Договор» — его нужно заполнить. Для этого в строке «Поставщик» выберите нужного контрагента. Если с ним заключены договоры, вы увидите их список в выпадающем меню поля «Договор». Если нужного договора в меню нет — создайте его, чтобы сделать правильную привязку операции.

Исходящее платежное поручение

Способ 2. Вы можете зайти в оборотно-сальдовую ведомость, открыть нужный документ и прикрепить его к соответствующему договору. 

Карточка счета

Привязка операций к договорам помогает отследить, почему появились долги, на каком основании проводятся операции. 

Как посмотреть акт сверки в Контур.Бухгалтерии

Войдите в сервис и перейдите на вкладку «Управленческие отчеты». Выберите в меню контрагента и нужный договор, чтобы система создала выборку:

Акт сверки

После этого можно распечатать акт сверки или отправить его контрагенту по e-mail, для этого есть кнопка «Печать и отправка»:

Акт сверки

Напомним, Контур.Бухгалтерия — это веб-сервис для небольшого бизнеса без вредных и тяжелых условий труда. Здесь есть бухгалтерский и налоговый учет, зарплатный блок и кадровые документы, отчетность и другие полезные инструменты для бухгалтера и директора. Сервис подойдет для организаций на УСН и ОСНО или предпринимателей на УСН «Доходы минус расходы», в том числе при совмещении УСН и патента. Первые 14 дней бесплатны для всех новичков. 

bk

Платите налоги в несколько кликов

Платите налоги, взносы и отчитывайтесь через интернет. Сервис рассчитает суммы, подготовит файлы, напомнит об отправке


Онлайн-сервис или программа для расчета заработной платы

Иногда бизнесу нужна отдельная программа или сервис для расчета зарплаты и отчетности по сотрудникам. Расскажем, какие возможности должны быть у такой программы и покажем основные операции на примере «Зарплаты» в Контур.Бухгалтерии.

Договор займа между юридическими лицами

Когда бизнесу нужны оборотные средства, кроме банковских кредитов, можно взять деньги у другого юридического лица. А кредитор, оформляя заём юридическому лицу, может выгодно разместить свободные деньги и заработать на этом процентный доход. Расскажем, как действует такой договор займа.

Договор займа между физическим и юридическим лицом

Часто юридическому лицу нужно получить оборотные средства для развития бизнеса, но не всегда удобно и выгодно обращаться за займом в кредитную организацию. Тогда можно занять деньги у физического или юридического лица. Такой заём может быть беспроцентным или процентным. Разберемся, какой договор необходимо заключить для оформления займа.

Учет товаров на маркетплейсах

Маркетплейсы — отличный канал для моментального вывода на рынок своих товаров. Они активно развиваются последние несколько лет, каждый год демонстрируя стабильный рост товарооборота, торгового оборота и количества продавцов. В торговлю на маркетплейсах вовлекается все больше компаний и индивидуальных предпринимателей. Поэтому важно научиться разбираться с базовыми бухгалтерскими и управленческими процессами, чтобы бизнес шел успешно и приносил прибыль.

Вы всё ещё думаете? Просто попробуйте