Ликвидация ООО пошаговая инструкция в 2021 году | Порядок самостоятельной ликвидации ООО — Контур.Бухгалтерия

Ликвидация ООО: пошаговая инструкция

Процесс ликвидации ООО состоит из нескольких этапов. Все начинается с принятия принципиального решения о закрытии общества, а заканчивается оплатой госпошлины. Ниже описана пошаговая инструкция по самостоятельной ликвидации ООО.

Процесс ликвидации ООО состоит из нескольких этапов. Все начинается с принятия принципиального решения о закрытии общества, а заканчивается оплатой госпошлины. Ниже описана пошаговая инструкция по самостоятельной ликвидации ООО.

Принимаем решение о ликвидации ООО

Решение о том, что ООО должно быть ликвидировано, принимается на собрании участников ООО, или это решение принимает единственный учредитель. Там же принимается решение о создании специальной ликвидационной комиссии, которая управляет компанией, пока идет ликвидация.

После того, как решение о ликвидации принято, у компании есть еще три дня, чтобы отправить информацию в регистрирующий орган от лица руководителя ликвидационной комиссии. За просрочку могут оштрафовать на 5 000 рублей.

Комплект документов:

  • Решение о старте ликвидации, назначении руководителя ликвидационной комиссии;
  • Уведомление о ликвидации ООО (по форме Р15001).

Ликвидацию можно провести без заверения нотариусом формы Р15001 и других документов. Первое решение нужно заверить обязательно.

Документы на ликвидацию в налоговую может представить лично заявитель или представитель с нотариально удостоверенной доверенностью. Также можно отправить документы по почте или через интернет с помощью электронной подписи физлица ликвидатора.

Информация о ликвидации и о начале ликвидационного процесса также отображается в ЕГРЮЛ.

Оповещаем заинтересованные стороны

Просто так ликвидировать ООО, никому об этом не сказав, нельзя. У компании есть кредиторы, перед которыми могут быть долговые обязательства, требующие урегулирования (законодательное требование).

Поэтому компании, прекращающие свое существование, публикуют информацию об этом в «Вестнике государственной регистрации».
В «Вестник» необходимо представить:

  • Бланк-заявку на публикацию в двух экземплярах;
  • Сопроводительное письмо в двух экземплярах;
  • Решение о старте ликвидации, назначении ликвидационной комиссии или ликвидатора;
  • Чек или квитанцию об оплате за публикацию.

Естественно, одной публикации недостаточно. Кредиторов о «пренеприятнейшем известии» нужно уведомить письменно — и о решении, и о начале процесса. При этом вам должны подтвердить (то есть выслать уведомление), что кредитор получил письмо.

Вносим сведения о ликвидации в Федресурс

С 12 ноября 2019 года организация обязана внести в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц уведомление о ликвидации юридического лица на сайте Федресурса — fedresurs.ru (п. 7 ст. 7.1 ФЗ № 129).

Срок для публикации сообщения на Федресурсе — 3 рабочих дня с момента принятия решения о ликвидации. За отсутствие публикации грозит административная ответственность в виде штрафа на сумму от 5 000 до 50 000 рублей на должностное лицо. Также налоговая инспекция может отказать в ликвидации в связи с несоблюдением требований об обязательной публикации в реестре.

Чтобы опубликовать уведомление о ликвидации, нужно выполнить следующие шаги:

  • получить квалифицированную электронную подпись для Федресурса;
  • установить криптопровайдер для обеспечения работоспособности электронной подписи;
  • зарегистрироваться в личном кабинете на официальном сайте;
  • подготовить текст для публикации, содержащий сведения о принятом решении о ликвидации юрлица, ликвидационной комиссии (ликвидаторе), описание порядка, сроков и условий для предъявления требований кредиторами и иных сведений;
  • оплатить и разместить публикацию.

Рассчитываемся с работниками

Не позднее, чем за 2 месяца до ликвидации нужно уведомить сотрудников и службу занятости. По каждому сотруднику указывается должность, профессия, специальность, квалификационные требования, а также условия оплаты труда.

C 13 августа 2020 года в заявлении о ликвидации организации нужно подтверждать, что уволенные в связи с процедурой работники получили все выплаты, предусмотренные законодательством. Согласно новой норме ст 178 ТК РФ выплата среднемесячного заработка за период трудоустройства в любом случае должна быть произведена до завершения ликвидации. Без этого процедуру закончить нельзя.

Работодатели могут ускорить расчеты и не ждать, пока работник получит право на средний заработок и обратится за выплатой. Вы можете выплатить работнику единовременную компенсацию в размере двукратного среднего месячного заработка, а на Крайнем Севере и в приравненных к нему местностях — пятикратного месячного заработка.

Такой способ увеличит расходы, ведь в реальности не все работники получили бы максимальную компенсацию: кто-то нашел бы работу раньше, а кто-то не стал бы обращаться в службу занятости.

Ждем проверки из налоговой

Пока вы еще не составили промежуточный ликвидационный баланс, к вам может нагрянуть с проверкой налоговая инспекция — эта норма закреплена законодательно (ст. 89 НК РФ). Если ее представители при проверке обнаружат у компании долги (в денежном эквиваленте или по документам), то процесс ликвидации будет остановлен (п. п. 4 п. 3 ст. 44 НК РФ). В любом случае, если проверка налоговой уже назначена, пока не будет результата — дальнейшие действия невозможны.

Вывод: закрывайте все долги перед контрагентами или различными фондами.

Готовим промежуточный ликвидационный баланс

Чтобы утвердить промежуточный ликвидационный баланс, нужно подождать:

  • Должно пройти два месяца с момента публикации в «Вестнике государственной регистрации»;
  • Нужно дождаться окончания суда по урегулированию задолженности (если такой судебный процесс идет);
  • Нельзя ликвидировать компанию, пока идет налоговая проверка.

У ликвидационного баланса нет установленной законом формы, чаще всего он делается на основе текущего баланса с добавлением необходимых реквизитов. Перед сдачей баланса необходимо подать нотариально заверенное уведомление по форме Р15001. Нотариус его заверит на основании решения, которое было подписано ранее.

Рассчитываемся по долгам

Гражданским кодексом установлена очередность расчетов по долгам. Сразу после утверждения промежуточного ликвидационного баланса рассчитайтесь по очереди:

  1. С гражданами, которым ваша компания нанесла моральный вред, ущерб жизни и здоровью.
  2. С работниками на трудовом договоре: выплата зарплата, выходного пособия и компенсаций.
  3. С налоговой и государственными фондами по налогам, взносам, пеням и штрафам.
  4. Оставшиеся долги.

Если денег для покрытия долгов не хватает, комиссия распродает имущество организации на торгах, а если не хватит и этого, начинается процедура банкротства.

Финал: сдаем ликвидационный баланс и ликвидируем ООО

Перед последним этапом у вас уже есть:

  • Решение об утверждении ликвидационного баланса;
  • Заявление (форма Р16001);
  • Подготовленный ликвидационный баланс;
  • Справка из Пенсионного фонда об отсутствии долгов (если вас попросят ее сделать самостоятельно);
  • Оплаченная госпошлина 800 рублей (не требуется, если документы направлены в электронном формате, в том числе через нотариуса или МФЦ).

Документы можно подать с помощью сервиса налоговой «Подача электронных документов на государственную регистрацию». На момент подписания документов и на день отправки в налоговую ключ электронной подписью должен быть действителен. Электронные документы упаковываются в транспортный контейнер с описью вложения. Налоговая инспекция их принимает и выдает расписку в получении.

Документы о госрегистрации ликвидации ООО вам выдадут на шестой рабочий день после подачи документов. Получить лист записи ЕГРЮЛ можно лично или через доверенного представителя.

Финальный аккорд всего процесса — это уничтожение печати, закрытие счетов компании в банках и передача документов в архив. Все, с этого момента ваше ООО стало историей.

А пока вы еще не закрылись, ведите учет, начисляйте зарплату и сдавайте отчетность в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Первые 5 дней работы бесплатны для всех!

Попробовать бесплатно


Онлайн-сервис или программа для расчета заработной платы

Иногда бизнесу нужна отдельная программа или сервис для расчета зарплаты и отчетности по сотрудникам. Расскажем, какие возможности должны быть у такой программы и покажем основные операции на примере «Зарплаты» в Контур.Бухгалтерии.

Договор займа между юридическими лицами

Когда бизнесу нужны оборотные средства, кроме банковских кредитов, можно взять деньги у другого юридического лица. А кредитор, оформляя заём юридическому лицу, может выгодно разместить свободные деньги и заработать на этом процентный доход. Расскажем, как действует такой договор займа.

Договор займа между физическим и юридическим лицом

Часто юридическому лицу нужно получить оборотные средства для развития бизнеса, но не всегда удобно и выгодно обращаться за займом в кредитную организацию. Тогда можно занять деньги у физического или юридического лица. Такой заём может быть беспроцентным или процентным. Разберемся, какой договор необходимо заключить для оформления займа.

Учет товаров на маркетплейсах

Маркетплейсы — отличный канал для моментального вывода на рынок своих товаров. Они активно развиваются последние несколько лет, каждый год демонстрируя стабильный рост товарооборота, торгового оборота и количества продавцов. В торговлю на маркетплейсах вовлекается все больше компаний и индивидуальных предпринимателей. Поэтому важно научиться разбираться с базовыми бухгалтерскими и управленческими процессами, чтобы бизнес шел успешно и приносил прибыль.

Вы всё ещё думаете? Просто попробуйте